Запрещение принудительного труда как принцип трудового права

15.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрещение принудительного труда как принцип трудового права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая статья основана на положениях ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей, что принудительный труд запрещен. Принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 2 ТК как один из общепризнанных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получил свое полное развитие в комментируемой статье. Данный принцип взаимосвязан с другими основными принципами, закрепленными в ст. 2 ТК: о запрещении дискриминации и о свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Запрещение принудительного труда невозможно без свободного труда или при дискриминации, ибо само принуждение к труду содержит отрицание свободы труда. В такой же мере свобода труда невозможна без запрещения принудительного труда или запрета дискриминации.

Комментарий к статье 4 ТК РФ

В ч. 2 настоящей статьи определяются принудительный труд и его формы в соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Международного пакта ООН «О гражданских и политических правах» (1966 г.) , ч. 2 ст. 4 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (1950 г.; с изм. от 13.05.2004) и Конвенциями МОТ: N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) , N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) . В ч. 2 комментируемой статьи дано определение принудительного труда, в основе которого воспроизводятся положения Конвенции МОТ N 29. Согласно этой Конвенции принудительный или обязательный труд означает «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг» (ч. 1 ст. 2 Конвенции) .

———————————
БВС РФ. 1994. N 12.
СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514; N 20. Ст. 2143; 2001. N 2. Ст. 163; 2010. N 6. Ст. 567.
ВВС СССР. 1956. N 12. Ст. 253.
СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348.
В ТК определяется, что принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия, в том числе в качестве поддержания трудовой дисциплины).

Часть 3 комментируемой статьи также относит к принудительному труду работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) и от которой он может отказаться в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы (ст. 142 ТК) либо при несоблюдении требований охраны труда, угрожающих его жизни и здоровью (ст. 220 ТК).

Эти положения выходят за рамки общепринятого понятия принудительного труда по сравнению с указанными Конвенциями МОТ. Но выполнение работы, если нарушаются сроки выплаты заработной платы или она выплачивается не в полном размере либо существует угроза жизни или здоровью работника, — это нарушения основных прав работника на оплату и охрану труда, гарантированных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37).

Принцип запрещения принудительного труда нашел свое воплощение в ТК (см. ст. ст. 142, 220, 236, 237 и коммент. к ним). При этом установлено, что в случае допущенных нарушений работодателем в оплате труда работника он вправе приостановить работу в порядке, предусмотренном ст. 142 ТК, на весь период до выплаты задержанной суммы с учетом денежной компенсации, установленной ст. 236 ТК, и возможной компенсацией морального вреда согласно ст. 237 ТК.

В соответствии со ст. 219 ТК работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом) до устранения такой опасности. Кроме того, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения такой опасности либо отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (см. ст. 220 ТК).

Часть 4 комментируемой статьи приведена в полное соответствие с Конвенцией «Относительно принудительного или обязательного труда», из которой следует, что не считается принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае войн или бедствия или угрозы бедствия и др., и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

Прежде всего принудительный труд не включает в себя работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. Это предусмотрено:

1) ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 21.11.2011) ;

———————————
СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348; N 46. Ст. 4537; 2001. N 7. Ст. 620, 621; N 30. Ст. 3061; 2002. N 7. Ст. 631; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 30. Ст. 3029, 3030, 3033, 3111; 2003. N 1. Ст. 1; N 8. Ст. 709; N 27. Ст. 2700; N 46. Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 8. Ст. 600; N 17. Ст. 1587; N 18. Ст. 1687; N 25. Ст. 2484; N 27 (ч. 1). Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4848; 2005. N 10. Ст. 763; N 14. Ст. 1212; N 27. Ст. 2716; N 29. Ст. 2907; N 30 (ч. 1). Ст. 3110, 3111; N 40. Ст. 3987; N 43. Ст. 4349; N 49. Ст. 5127; 2006. N 1. Ст. 10; 22; N 11. Ст. 1148; N 19. Ст. 2062; N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3121, 3122, 3123; N 41. Ст. 4206; N 44. Ст. 4534; N 50. Ст. 5281; 2007. N 2. Ст. 362; N 16. Ст. 1830; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5418; N 49. Ст. 6070, 6074; N 50. Ст. 6241; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5746; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 18 (ч. 1). Ст. 2149; N 23. Ст. 2765; N 26. Ст. 3124; N 48. Ст. 5735, ст. 5736; N 51. Ст. 6149; N 52 (ч. 1). Ст. 6404; 2010. N 11. Ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31. Ст. 4192; N 49. Ст. 6415; 2011. N 1. Ст. 16; N 27. Ст. 3878; N 30 (ч. 1). Ст. 4589; РГ. 2011. 26 нояб.

2) ст. ст. 10, 26, 27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 21.04.2011) ;

———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12; 2000. N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46. Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41; N 2; Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 15. Ст. 1820; N 26. Ст. 3086, 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. 1). Ст. 3411; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; 2009. N 30. Ст. 3739; N 52 (ч. 1). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990; N 50. Ст. 6600; 2011. N 1. Ст. 16, ст. 30; N 17. Ст. 2315.

3) п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2011) ;

———————————
СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 6; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; N 15. Ст. 1276; N 52 (ч. 1). Ст. 5598; 2006. N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3123; N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3076; N 27. Ст. 3213; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 15. Ст. 1779; N 45. Ст. 5270; 2010. N 19. Ст. 2283, ст. 2291; N 31. Ст. 4192; N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 15. Ст. 2019.

4) ст. 10 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2010) ;

———————————
СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1014; 1998. N 29. Ст. 3395; 2000. N 32. Ст. 3341; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; N 6. Ст. 637; N 44. Ст. 4534; 2010. N 11. Ст. 1176.

Ответственность за принудительный труд

Запрещение принудительного труда регулируется российским законодательством, поэтому им же установлена и определенная ответственность. Какой же может быть эта ответственность? В первую очередь, важно понимать, что наказание за принудительный труд не предусматривается, как отдельная норма закона.

В течение непродолжительного времени нормативные акты содержали нормы, которые предусматривали административную ответственность за принудительный труд. Наказание было в виде штрафа, который налагался в судебном порядке. К сожалению, этот нормативный акт был отменен.

Действующий Закон о занятости не предусматривает отдельной ответственности за принуждение к труду.

Тем не менее, в административном законодательстве содержится норма, которая устанавливает ответственность за нарушение закона об охране труда. Он включает административную ответственность, а также дисквалификацию. При этом наказание может быть применено только к должностному лицу.

Читайте также:  Как перейти на УСН с 2023 года

Что касается уголовного законодательства, то в нем также нет норм, прямо указывающих на ответственность за принудительный труд. Единственное, за что может ответить работодатель согласно УК РФ, это невыплата заработной платы и других выплат, а также нарушение правил охраны труда. Трудовое законодательство также содержит нормы, которые подразумевают административную и дисциплинарную ответственность за принудительный труд.

В целом, любая эксплуатация наемных работников может быть расценена, как принудительный труд или дискриминация. При этом существуют случаи принуждения к труду не только к конкретному сотруднику, но и ко всему коллективу. Граждане, подвергшиеся эксплуатации со стороны работодателя, могут обратиться в суд или трудовую инспекцию для возмещения ущерба.

Комментарий к ст. 4 ТК РФ

Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать выполнять работу под угрозой применения наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью.

Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 1 Закона о занятости предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности, из УК РФ исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (в законодательстве такое уклонение называлось тунеядство).

Запрещение принудительного труда содержится в отдельной статье, а не в статье «Основные трудовые права и обязанности работников», как было предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает основополагающее значение такого запрета для регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда, предусмотренное в комментируемой статье, соответствует международным правовым актам: Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), Конвенциям МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930) и N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957).

В отличие от КЗоТ, ТК не только запрещает принудительный труд, но и дает определение понятия принудительного труда, которое соответствует формулировкам Конвенции МОТ N 29.

Кодекс расширил понятие принудительного труда по сравнению с международными правовыми нормами. Комментируемая статья определяет, что к принудительному труду относится работа, выполняемая работником под угрозой наказания, хотя в соответствии с ТК или иными федеральными законами он может от нее отказаться. К таким случаям отказа относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; возникновение непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в т.ч. вследствие необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Расширение понятия принудительного труда усиливает гарантии соблюдения трудовых прав работников, дает им право приостановить выполнение своих трудовых обязанностей (ст. 142 ТК) или отказаться от такой работы (ст. 379 ТК).

Запрещая принудительный труд, ст. 4 перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.

Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу может быть принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу (Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»). Работа в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы не может квалифицироваться как принудительный труд.

Не считается принудительным трудом работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами. Так, Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Трудовой кодекс не относит также к принудительному труду работу, выполняемую в чрезвычайных обстоятельствах, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения).

Не считаются принудительным трудом работы в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда. Такие работы выполняются при осуждении к исправительным работам (гл. 7 «Исполнение наказания в виде исправительных работ» УИК РФ) и к лишению свободы. Статья 103 УИК РФ предусматривает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В свою очередь, администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Право на трудовые условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены

Данное право является положением статьи 37 Конституции России. Оно заложено в основу отдельных правовых норм, которые относятся к заключению трудового соглашения и переводу на иную работу, а также правовых институтов трудового права (например, институт охраны труда). Работодатели обязаны обеспечивать безопасные условия труда для своих работников.

Замечание 2

Данная обязанность имеет всеобъемлющий характер. Она распространена на все организации вне зависимости от их организационно правовой формы и формы собственности.

Принцип обеспечения безопасных трудовых условий тесно связан с общими нормами, распространяемыми на каждого работника, и специальными нормами, предусматривающими дополнительные гарантии при осуществлении подземных работ, работ с вредными и тяжелыми трудовыми условиями, а также для отдельных категорий работающих с учетом их возрастных, физиологических и прочих особенностей (это касается молодежи, женщин, инвалидов и пр.). Принцип обеспечения безопасности условий труда реализуется системой государственных и общественных органов по надзору и контролю за соблюдением законов о труде и охране труда, что прописано в главе 57 и 58 Трудового Кодекса.

Право работников на участие в управлении организацией

Данное право также является основным принципом трудового права, который выражается в следующем: работники имеют право принимать прямое участие (на общем собрании) либо посредством своих представительных органов (профсоюзов) в регулировании отношений труда и использовании нормативных правил.

Кроме общей формулировки, принцип участия работников в управлении компанией закрепляется в конкретных статьях, которые посвящены социальному партнерству (статья 27-31 Трудового Кодекса), принятию решений работодателем после ознакомления с мнением профсоюзного органа (статья 371 Трудового Кодекса), процессу расторжения трудового соглашения по установленным Трудовым Кодексом основаниям, при которых необходимо учитывать мотивированное мнение выборного профсоюзного органа (статья 373 Трудового Кодекса) и пр.

В Трудовом кодексе содержится множество диспозитивных норм, в которых отражена тенденция к расширению договорного регулирования, поскольку для возникающих рыночных отношений в приоритет становится договорное регулирование отношений в трудовой сфере для согласования интересов работающих и работодателей.

Ответственность за принудительный труд

Запрещение принудительного труда регулируется российским законодательством, поэтому им же установлена и определенная ответственность. Какой же может быть эта ответственность? В первую очередь, важно понимать, что наказание за принудительный труд не предусматривается, как отдельная норма закона.

В течение непродолжительного времени нормативные акты содержали нормы, которые предусматривали административную ответственность за принудительный труд. Наказание было в виде штрафа, который налагался в судебном порядке. К сожалению, этот нормативный акт был отменен.

Действующий Закон о занятости не предусматривает отдельной ответственности за принуждение к труду.

Тем не менее, в административном законодательстве содержится норма, которая устанавливает ответственность за нарушение закона об охране труда. Он включает административную ответственность, а также дисквалификацию. При этом наказание может быть применено только к должностному лицу.

Что касается уголовного законодательства, то в нем также нет норм, прямо указывающих на ответственность за принудительный труд. Единственное, за что может ответить работодатель согласно УК РФ, это невыплата заработной платы и других выплат, а также нарушение правил охраны труда. Трудовое законодательство также содержит нормы, которые подразумевают административную и дисциплинарную ответственность за принудительный труд.

В целом, любая эксплуатация наемных работников может быть расценена, как принудительный труд или дискриминация. При этом существуют случаи принуждения к труду не только к конкретному сотруднику, но и ко всему коллективу. Граждане, подвергшиеся эксплуатации со стороны работодателя, могут обратиться в суд или трудовую инспекцию для возмещения ущерба.

Комментарий к Статье 4 ТК РФ

В статье 4 Трудового кодекса РФ запрещено еще одно негативное явление в трудовых отношениях — принудительный труд.

Принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в т.ч. в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке, в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе, в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Трудовой кодекс РФ к принудительным работам также относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, а также с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Санкт-Петербурге

Статья 4 Трудового кодекса РФ также содержит определение работ, которые к принудительному труду не относятся. Это:

1) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

2) работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

3) работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

4) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Формы принудительного труда

Хотя в большинстве стран мира принудительный труд прямо запрещен, он по-прежнему существует почти во всех странах. Главное различие между принудительным трудом и рабством заключается именно в их современных формах. Во многих кругах принудительный труд по-прежнему ассоциируется с тоталитарными странами и историческими фигурами, такими как Сталин в СССР или Пол Пот в Камбодже.

На практике, однако, различают несколько форм принудительного труда:

  • Принуждение женщин или мужчин к занятию проституцией;
  • Похищение людей и использование их труда в своих целях без какого-либо соображения или добровольности;
  • Использование военнослужащих и военнослужащих-женщин в невоенных целях их начальством;
  • Принудительное использование труда заключенных в целях реабилитации или поддержания порядка в тюрьмах;
  • Привлечение работников вне их служебных обязанностей, добавление рабочих смен без дополнительной оплаты под угрозой увольнения или применения к ним насильственных действий.

О проявлении этой формы принудительного труда в России сообщила немецкая газета Die Welt. By By Жан Михаил Россия использует рабов Северной Кореи для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в Россию, более 100 граждан Северной Кореи были привлечены для строительства «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге. Их работа не регулируется российским законодательством, у них забрали паспорта, и они не могут пожаловаться, так как это поставит под угрозу жизнь их родственников на родине. Северокорейская элита использует прибыль этих рабочих в личных целях, для покупки предметов роскоши или для продвижения своей ядерной программы. Издание также утверждает, что сотни тысяч северокорейцев работают по всему миру, большинство из них — в России.

Следует отметить, что принудительный труд используется и в отношении детей. На 87-й сессии Генеральной конференции МОТ в 1999 году была принята Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Согласно этому определению, «наихудшие формы» детского труда — это практика, связанная или напоминающая рабство, торговля детьми, принудительное трудоустройство детей, вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах, использование детей для проституции, незаконная деятельность или работа, наносящая вред здоровью, нравственности или безопасности детей: Конвенция Международной организации труда № 182 от 17 июня 1999 года.

Из всего этого можно сделать вывод, что в современном мире принудительный труд никуда не исчез, а возможно даже набирает обороты, в связи с развитием технологий, отсутствием высокооплачиваемых рабочих мест, а также в связи с использованием науки на производственных предприятиях, что значительно увеличивает безработицу и вынуждает людей переходить на низкоквалифицированную и малопотенциальную работу.

Работа, которая не является принудительным трудом

Трудовой кодекс РФ в статье 4 определяет виды деятельности, которые не признаются работой, выполняемой по принуждению.

Этот список является исчерпывающим и включает в себя:

  • Работа, выполнение которой регулируется законодательством об обязательной военной службе, военной службе и ее замене альтернативной гражданской службой;
  • Работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения, введенного в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • Работа, выполняемая в условиях чрезвычайного положения или в случаях, угрожающих жизни или нормальным условиям жизни всего или части населения;
  • Работы, выполняемые в соответствии с окончательным судебным решением.

Перечисление в статье 4 Трудового кодекса Российской Федерации полностью соответствует статье 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.

В то же время законодатель не включил в этот список несколько пунктов, содержащихся в статье 2 Конвенции Международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 года. Тем не менее, этот список полностью сохраняет свою силу на территории Российской Федерации, поскольку Россия ратифицировала соответствующую конвенцию. Вопрос о том, почему законодатель не включил этот список в полном объеме, остается открытым.

Принудительный труд и принцип его запрета в современных условиях

Рассмотрение вопроса о принудительном труде и законодательном регулировании era запрета необходимо начать с определения этого понятия, «Принудительный труд нельзя просто приравнять к низкой заработной плате или плохим условиям труда. Это понятие не охватывает также ситуации чистой экономической необходимости,, когда работник считает, что он не может покинуть рабочее место из-за реального или мнимого отсутствия альтернативной занятости. Принудительный труд представляет собой грубое нарушение прав человека и ограничение человеческих свобод в том виде, в каком они определены в соответствующих конвенциях МОТ и в других международных актах…». » Поэтому обратимся к международным нормам, которые в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной мастью правовой системы нашего государства, и, прежде всего, к Конвенции Международной Организации Труда № 29 относительно принудительного или обязательного труда 1930 г/ и Конвенции Международной Организации Труда № І 05 об упразднении принудительного труда 1957 г.» Согласно Конвенции № 29 термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказании, для которой эчо лицо не предложило добровольно своих услуг. При этом он не включает в себя: — работу или службу в соответствии с законами об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера; «» — работу или службу, являющуюся частью обычных, іражданеких обязанностей; — работу или службу по приговору суда при условии, что она будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет передано в распоряжение частных лиц или компаний; — работу или службу в условиях чрезвычайных обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения; — мелкие работы общинного характера при условии, что население или его представители имеют право высказывать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Конвенция обязывает каждого члена МОТ, ратифицировавшего ее, упразднить применение принудительного или обязательного труда в возможно кратчайший срок. В переходный период применение принудительного труда допускается в порядке исключения и только при соблюдении условий, содержащихся в Конвенции. Особо подчеркивается недопущение принудительного труда в пользу частных лиц или компаний.

Безусловно, Конвенция № 29, сформулировав понятие принудительного труда, его основные признаки и исключения, когда обязательное привлечение к труду принудительным трудом не является, дала прочную основу последующим международным договорам и развитию внутреннего законодательства государств — участников в сфере запрета принудительного і руда. Однако необходимо отметить, что Конвенция принималась преимущественно с целью защиты коренного населения территорий, находящихся под суверенитетом, юрисдикцией, протекторатом, сюзеренитетом, опекой или управлением иных государств, то есть урегулировала отношения по использованию труда, в корне отличающиеся от существующих в современном мире. В Конвенции подробно регламентирован порядок к принудительному привлечению к труду в случае возникновения такой необходимости, а также гарантии прав лиц, привлекаемых к такому труду (сроки привлечения, продолжительность рабочего дня, виды и порядок оплаты зруда и т. д.), В настоящее время исчезла необходимость в таком регулировании. В условиях абсолютного запрета принудительного труда нормы Конвенции, несомненно, нуждаются в изменении; не затрагивая самого определения принудительного труда, требуется провозгласить абсолютный его запрет, а также сформулировать признаки, которые позволят правоприменителям идентифицировать данное явление с целью привлечения к ответственности виновных лиц. В частности, необходимо определить, что должно пониматься под наказанием, под угрозой которого лицо принуждается к труду, а также что означает не добровольность труда. Деятельность контрольных органов МОТ в течение более семи десятков лет позволила внести ясность в оба эти элемента. Наказание не обязательно проявляется в форме карательных санкций, но может также иметь форму утраты прав и привилегий. Кроме того, угроза наказания может также иметь многочисленные и разнообразные формы. В частности, крайней формой является физическое насилие или ограничение свободы, либо даже угроза смерти жертвы или ее родственников. Могут быть также и более утонченные формы угроз, иногда психологического характера. Другие формы наказания моїут иметь финансовый характер, в том числе экономические наказания, связанные с долгами, невыплатой заработной платы или ее утратой, что часто сопровождается угрозами об увольнении, если работники отказываются работать сверх рабочего времени, предусмотренного в их трудовом договоре или в национальном законодательстве. Исходя из указанного толкования, любое проявление угрозы наказания или отсутствия добро вольности предложения труда позволяет рассматривать труд как принудительный. Все зти признаки должны найти отражение в Конвенции.

Основные принципы трудового права

  • Принцип права – это краткое отражение сути правовых норм.
  • Принципы трудового права – это закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи начала, которые пронизывают всё трудовое право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют трудовое право в целом.
  • Принципы трудового права – это установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие правила регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
  • Все принципы трудового права можно разделить на конституционные, отраслевые и межотраслевые.
  • В статье 2 Трудового кодекса РФ дано легальное закрепление формулировок основных принципов трудового права.
  • Основными принципами признаются:
  • — свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
Читайте также:  В 2023 году максимальный размер декретных выплат составит более 380 тыс. руб.

— запрещение принудительного труда, т.е. выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия);

  1. — запрещение дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности;
  2. — обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых;
  3. — равенство прав и возможностей работников;
  4. — обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы;
  5. — обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  6. — обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  7. — сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
  8. — социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
  9. — обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  10. — установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • — обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • — обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
  • — обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;
  • — обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • — обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Одновременно, в ст. 3 Трудового кодекса РФ запрещена дискриминация в сфере труда.

  1. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах, не может получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.
  2. Гарантируется обеспечение равенства возможностей работников без всякого умаления, продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работ по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
  3. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной правовой защите.
  4. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Принудительный труд запрещен. Согласно Конвенции МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930), принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

В статье 4 Трудового кодекса на основе ст. 37 Конституции РФ заложен принцип запрета принудительного труда.

  • В соответствии со ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд представляет собой выполнение любой работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
  • — в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • — в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • — в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • — в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • — в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
  • К принудительному труду относятся:
  • — нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
  • — требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
  • В сфере применения трудового законодательства принудительный труд не включает в себя:
  • — работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА.

Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.

Соотношение трудового права с конституционном правом – конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.

Трудовые отношения близко примыкают к гражданским отношениям, поскольку оба вида отношений возникают в силу договорных соглашений между сторонами и носят возмездный характер. Однако они отличаются по предмету договора: предметом трудового договора является сам процесс труда работника в соответствии с трудовой функцией и подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Предмет гражданских отношений – вещественный результат труда.

Смежная область регулирования отношений трудовым правом и административным правом – деятельность государственных и иных служащих. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение. Поэтому деятельность служащего регулируется административным правом. Отношения служащего с органом (руководителем, бухгалтерией и т. п.) по поводу своего труда (нормирование, оплата и т. д.) к управлению не относятся и регулируются поэтому нормами трудового права.

Трудовое право соприкасается и с правом социального обеспечения. Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования.

Для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Виды социального обеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, так как социальное обеспечение осуществляется только на основании законодательства и изменяется в соответствии с законом.

Классификация принципов трудового права

Если говорить о классификации принципов трудового права, то можно выделить 2 основных блока:

  • те, которые сформулированы Международной организацией труда;
  • те, которые сформулированы нашей Конституцией.

К принципам, сформулированным МОТ, относятся:

  • свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
  • упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
  • действенное запрещение детского труда;
  • недопущение дискриминации в области труда и занятий.

К принципам, которые сформулированы российской Конституцией можно отнести следующие:

  • запрещаются любые формы дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);
  • ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе работника (ст. 21);
  • сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
  • каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30);
  • гарантируется свобода труда (п. 1 ст. 37);
  • запрещен принудительный труд (п. 2 ст. 37);
  • обеспечивается труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37);
  • гарантируется оплата труда (п. 3 ст. 37);
  • право на отдых гарантируется установленной федеральным законом продолжительностью рабочего времени, выходных, праздничных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);
  • обеспечивается право каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст. 46).

Международные принципы трудового права

Это те принципы трудового права, которые закреплены в международных декларациях, конвенциях и прочих нормативных актах. К ним относятся:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года;
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ);
  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.).

Основной международный принцип – это запрет принудительного труда. Он закреплён в следующих Конвенциях МОТ, которые наша страна ратифицировала:

  • №29 «О принудительном или обязательном труде» (заключена в г. Женеве 28 июня 1930 г.);
  • №105 «Об упразднении принудительного труда» (заключена в г. Женеве 25 июня 1957 г.).

К основным международным принципам трудового права, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека и гражданина (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), можно отнести:

  • право на свободу ассоциаций (ст. 20);
  • право на труд, право на равную оплату за равный труд, право создавать профессиональные союзы (ст. 23);
  • право на отдых (ст. 24);
  • право на обеспечение на случай безработицы, болезни (ст. 25).

Международный пакт, который был одобрен Генассамблей ОНН в 1966 году, более широко формулирует основные принципы трудового права. Так, в ст. 6 данного документа представлены следующие трудовые права, основанные на основных принципах:

  • право на труд;
  • право на справедливые и благоприятные условия труда;
  • право на создание профсоюзов и добровольное вступление в них;
  • право на полноценное социальное обеспечение.


Похожие записи: