Кто такой стропальщик: суть его работы

29.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой стропальщик: суть его работы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основным плюсом профессии является возможность выполнять обязанности по совместительству. В силу того, что представители профессии должны обладать большим перечнем навыков, не исключена возможность использования этих умений в других областях. На рынке труда существует дефицит представителей данной профессии. Но нередко на предприятии нет возможности загрузить стропальщика нужным объемом работы. Поэтому совместительство является довольно распространенным фактом.

Кто такой стропальщик

Так называют рабочего, выполняющего обвязку, закрепление, подъем, перемещение и опускание (совместно с машинистом крана) различных грузов с помощью подъемных машин и других механизмов. Отличие стропальщика от такелажника:

Стропальщик Такелажник
Строповка и увязка простых изделий (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов массой до 5 тонн для их подъема, перемещения и укладки.

Выполнение работ по горизонтальному и вертикальному перемещению, сборке, разборке и установке на проектную отметку или фундамент машин, механизмов, станков массой свыше 50 тонн.

Работает со стропой, сам процессом подъема и перемещения не управляет. Работает с тросами, канатами, цепями и специальными устройствами. Использует в своей работе лебедки, тали и другие специальные приспособления.

Должностные обязанности стропальщика

От момента, когда концы строп были закреплены на крюке до опускания груза в конечной точке перемещения, выполняется большое количество манипуляций. От уровня исполнения всех этих действий зависит не только сохранность товаро-материальных ценностей, но нередко и жизнь людей. Обязанности стропальщика:

  • предварительная подготовка площадки под разгрузку. Место должно быть ровным. При необходимости поверхность устилается поддонами или другой отмосткой. Планируется пространственное расположение груза;
  • проверка груза. Сюда относится определение массы с тем, чтобы выбрать оптимальный вариант строп — не слишком толстые, но надежные. Выбирается способ крепления: петлями или при помощи крюков;
  • выбирается материал для фиксации: трос, канаты или цепи;
  • фиксация строп. Важно закрепить груз правильно. Обвязка не должна быть перекрученной, не могла соскользнуть или оборваться;
  • придание грузу нужного положения. Это важно для объемных предметов. Они обладают высокой парусностью, которая снижает устойчивость подъемной техники. При неправильном расположении возможно опрокидывание крана;
  • корректировать действия крановщика. Для этого разработана система знаков, которые стропальщик должен знать;
  • отцепить груз.

Кто такой стропальщик

Стропальщик – квалифицированный рабочий, использующий в ходе погрузо-разгрузочных работ различные грузозахватные приспособления – стропы, траверсы, захваты, закрепляет груз на крюке подъемного механизма, расцепляя его после перемещения на другое место. От его квалификации зависит надежность крепления груза при подъеме и переноске, обеспечивающая его целостность, а также безопасность людей, находящихся поблизости. Поэтому к работе с кранами допускаются обученные, аттестованные рабочие, имеющие удостоверение, выданное лицензированным учебным заведением, прошедшие проверку знаний на предприятии, выполняющим погрузо-разгрузочные работы, а также получившие положительное заключение медкомиссии.
Стропальщик всегда работает на пару с крановщиком: он подает сигнал о готовности груза к подъему, показывает новое место для укладки, дает команды о его перемещении по горизонтали для правильного расположения, разрешает опускание. Для ситуаций, когда расстояние между крановщиком и стропальщиком настолько велико что голосовые команды могут быть не услышаны или неправильно поняты, разработана система визуальных сигналов. Когда погрузка-разгрузка производится вне прямой видимости, команды передаются по рации.

Особенности профессии

Для работы с грузоподъемными механизмами недостаточно пройти курс обучения и получить допуск медкомиссии. Работа с кранами предполагает наличие:
• физической силы для работы со стропами, траверсами, захватами, которые могут весить не один десяток килограмм;
• глазомера для определения скорости движения груза при его перемещении;
• координации для строповки на высоте грузов нестандартной конфигурации и приведения их к нужному положению для укладки;
• скоростью реакции для принятия решений при работе с грузоподъемными механизмами, в случае возникновения нестандартных ситуаций;
• внимательность, поскольку за секундной утратой внимания может последовать аварийная ситуация;
• ответственности – свойства, присущего человеку, работающему с кранами, осознающему зависимость от него безопасности, здоровья и жизни других людей, а также сохранность груза и грузоподъемного механизма.
Наличие этих свойств, гарантирует производительную и безопасную работу с грузоподъемными механизмами.

Кто такой стропальщик

Стропальщик – квалифицированный рабочий, использующий в ходе погрузо-разгрузочных работ различные грузозахватные приспособления – стропы, траверсы, захваты, закрепляет груз на крюке подъемного механизма, расцепляя его после перемещения на другое место. От его квалификации зависит надежность крепления груза при подъеме и переноске, обеспечивающая его целостность, а также безопасность людей, находящихся поблизости. Поэтому к работе с кранами допускаются обученные, аттестованные рабочие, имеющие удостоверение, выданное лицензированным учебным заведением, прошедшие проверку знаний на предприятии, выполняющим погрузо-разгрузочные работы, а также получившие положительное заключение медкомиссии. Стропальщик всегда работает на пару с крановщиком: он подает сигнал о готовности груза к подъему, показывает новое место для укладки, дает команды о его перемещении по горизонтали для правильного расположения, разрешает опускание. Для ситуаций, когда расстояние между крановщиком и стропальщиком настолько велико что голосовые команды могут быть не услышаны или неправильно поняты, разработана система визуальных сигналов. Когда погрузка-разгрузка производится вне прямой видимости, команды передаются по рации.

Особенности профессии

Для работы с грузоподъемными механизмами недостаточно пройти курс обучения и получить допуск медкомиссии. Работа с кранами предполагает наличие: • физической силы для работы со стропами, траверсами, захватами, которые могут весить не один десяток килограмм; • глазомера для определения скорости движения груза при его перемещении; • координации для строповки на высоте грузов нестандартной конфигурации и приведения их к нужному положению для укладки; • скоростью реакции для принятия решений при работе с грузоподъемными механизмами, в случае возникновения нестандартных ситуаций; • внимательность, поскольку за секундной утратой внимания может последовать аварийная ситуация; • ответственности – свойства, присущего человеку, работающему с кранами, осознающему зависимость от него безопасности, здоровья и жизни других людей, а также сохранность груза и грузоподъемного механизма. Наличие этих свойств, гарантирует производительную и безопасную работу с грузоподъемными механизмами.

Для получения профессии стропальщика необходимо пройти курс обучения в лицензированных учебных центрах по программе, включающей требования, изложенные в нормативных документах Ростехнадзора. В большинстве случаев базовая программа рассчитана на 72 часа и включает в себя теоретическую часть, куда включены: • основные положения правил промышленной безопасности; • вопросы техники безопасности и охраны труда; • основные сведения о грузоподъемных механизмах; • основные сведения о грузозахватных устройствах и таре; • информация о видах, методах строповки; • принципы безопасности при работе с грузоподъемными механизмами. После завершения теоретического курса проводится производственное обучение. Завершает обучение квалификационный экзамен, по результатам которого выдается свидетельство о получении квалификации стропальщика III разряда и удостоверение на право работы с грузоподъемными механизмами. Для повышения разряда также проводится обучение с экзаменом.

Меры безопасности при оказании такелажных услуг

Важно подчеркнуть, что работа такелажника может быть потенциально опасной для его жизни и здоровья. Кроме того, как подчеркивалось ранее, нарушение правил безопасности с его стороны может негативно отразиться на его коллегах, а также перемещаемом имуществе

Поэтому одним из требований для получения специальности «такелажник» является:

Читайте также:  Страховые пенсии проиндексируют на 4,8% с 1 января 2023 года

Кроме того, как подчеркивалось ранее, нарушение правил безопасности с его стороны может негативно отразиться на его коллегах, а также перемещаемом имуществе. Поэтому одним из требований для получения специальности «такелажник» является:

  • достижение возраста 18 лет;
  • прохождение обязательных медицинских осмотров;
  • знание правил пожарной безопасности, электробезопасности и охраны труда;
  • обучение правилам безопасной работы на высоте;
  • в ряде случаев прохождение обязательного психиатрического освидетельствования.

Обязанности стропальщика при погрузо-разгрузочных работах разработаны утвержденной Госгортехнадзором России инструкцией РД 10-107-96* и включают в себя обязанности на разных этапах: • перед подъемом: стропальщик получает наряд, знакомится с ППРк, ТК или наряд-допуском, расписываясь в документах, подбирает подходящие для конкретных работ грузозахватные устройства, убеждается в их исправности, а также целостности тары и оснастки, проверяет степень освещенности рабочей зоны; • при строповке груза: стропальщик крепит его согласно типовым схемам строповки, убедившись предварительно в соответствии веса груза грузоподъемности захватного приспособления; зацепляет груз без перекрутки строп; при строповке длинномеров убеждается в невозможности падения отдельных элементов; строповку сборных железобетонных конструкций производит за штатные монтажные петли; убирает свободные концы многоветвевых строп, исключая возможность зацепа за какие-либо предметы. До команды на подъем груза, проверяет возможность свободного подъема; • при работе с грузом: стропальщик убеждается в безопасности маневра, сопровождая груз в ходе перемещения, предупреждая его произвольный разворот при помощи оттяжек, следя за минимальной величиной подъема в 500 мм над препятствиями, встречающимися в ходе перемещения. Постановка грузов выполняется согласно типовым схемам складирования; • при опускании: стропальщик убеждается в готовности места установки, при необходимости укладывает подкладки, а до расстроповки определяет надежность установки; • в аварийной ситуации: стропальщик сигнализирует о необходимости срочной остановки грузоподъемного механизма, извещая об этом посредственного руководителя работ.

Кто такой стропальщик и что он делает

Стропальщики нужны на объектах, где планируется перемещение габаритных или тяжелых грузов. Они тесно сотрудничают с крановщиками и отвечают за крепление груза с помощью строп (отсюда и название профессии). Стропы представляют собой металлические тросы или крепкие веревки с петлями или крючками на конце. После завершения своей части работы, стропальщик сигнализирует крановщику о том, что груз надежно закреплен и начинается его перемещение.

Очень важно, чтобы обвязку выполнял квалифицированный специалист. Если закрепить груз плохо, то не исключено его падение с высоты, что может привести к травматизму рабочих или порче оборудования. Известны случаи, когда следствием разрыва строп становилось падение крана.

Что должен знать и уметь стропальщик

Работа требует, чтобы кандидаты владели хорошим запасом теоретических знаний и, что более важно, практических навыков. Они обязаны безукоризненно знать технологию выполнения разных операций, принципы и технику строповки всевозможных грузов. Одна из профессиональных обязанностей — выбор инструмента и оборудования. Для этого стропальщик должен обладать навыками определения физических параметров груза.

Специфика профессии такова, что помимо специальных знаний нужно обладать также другими навыками и качествами:

  • физическая подготовка. Стропы в большинстве своем изготовлены из металла и имеют приличную массу. А крепить их приходится, удерживая на весу;
  • хороший глазомер. Специалисту нередко приходится определять физические параметры груза «на ходу». Поскольку другие способы расчета или сопровождающая документация бывают недоступны;
  • отличная координация. Закреплять тяжести приходится на высоте — конструкции, помосты, элементы строений. Нередко работы ведутся на площадках, загроможденных другими предметами, между которыми приходится лавировать;
  • умение общаться при помощи специальных знаков. Это дает возможность скоординировать действия оператора подъемного механизма и других стропальщиков;
  • быстрота реакции. Работа по подъему тяжелых грузов опасна. Важно уметь быстро сориентироваться в изменившийся ситуации и принять правильное решение;
  • внимательность и ответственность. Ошибки недопустимы, поскольку они ведут к необратимым последствиям.

Разряды стропальщиков

Уровень мастерства стропальщика определяется присвоенным ему разрядом. Всего их пять, начиная со второго и заканчивая шестым. Они присваиваются поочередно в зависимости от роста навыков и умений претендента. Самым высоким является шестой. Он присваивается самым опытным специалистам оценивается наиболее высокими тарифными ставками. Но это совершенно не означает, что работники начального второго разряда совсем не востребованы.

К примеру, компании, занимающиеся погрузкой несложных и небольших грузов, куда охотнее принимают на работу менее квалифицированный персонал. Причина проста — экономия на фонде оплаты труда стропальщика.

Ростехнадзор разъясняет: Перевод подъемного сооружения на управление с пола (установка на мостовой кран системы радиоуправления)

Вопрос:

Является ли работа по установке системы радиоуправления на мостовой кран в дополнение к управлению краном из кабины реконструкцией или модернизацией крана? Нужно ли проводить экспертизу промышленной безопасности ПС после проведения таких работ (на основании п. 260 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» »)?

Таким образом, если при установке системы радиоуправления на мостовой кран в дополнение к управлению краном из кабины не были внесены изменения в конструкцию крана, к реконструкции данные работы не относятся, и после проведения указанных работ экспертизе промышленной безопасности кран не подлежит.

Вопрос:

Прошу разъяснить, является ли монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления) подъемных сооружений, эксплуатируемых на ОПО, техническим перевооружением опасного производственного объекта.

В редакции ФНП по ПС работы по переводу кранов на радиоуправление не относятся к работам по реконструкции (модернизации) ПС, в связи с чем, после проведенного переоборудования, ПС не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

На основании изложенного, при переводе кранов на радиоуправление проектную документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта разрабатывать не требуется.

Вопрос:

Какие необходимы документы для снятия с регистрационного учета подъемного сооружения, переведенного на управление с пола?

В соответствии с п. 60 ФНП (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146) » при переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления.

Вопрос:

В инструкции по эксплуатации крана мостового электрического г/п 5т, управляемого с пола при помощи системы радиоуправления сказано: «к управлению крана допускаются лица специально обученные, назначенные приказом по предприятию в ведении которого находится кран». На предприятии имеются лица, обученные по профессии «стропальщик». Требуется ли им обучение на управление краном в организации, имеющей лицензию на ведение образовательной деятельности?»

Таким образом, с учетом требований п. 220 ФНП, лица, имеющие уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», могут быть допущены к управлению упомянутыми в Вашем обращении мостовыми кранами при условии соблюдения требований п.154 ФНП без иного дополнительного профессионального образования.

Вопрос от 18.03.2019:

В управление поступило обращение по вопросу демонтажа кабины при переводе мостового крана на дистанционное управление?

Мостовой кран грузоподъемностью 10 тонн, переведенный на дистанционное управление (радиоуправление) в 2011 году, снимать с учета в органах Ростехнадзора не требуется, так как сохранена возможность управления из кабины.

В случае необходимости снятия вышеуказанного мостового крана с учета в органах Ростехнадзора, демонтаж кабины обязателен.

При переводе мостового крана грузоподъёмностью 20 тонн на дистанционное управление (радиоуправление), демонтаж кабины не требуется и снятие его с учета в органах Ростехнадзора не производится.

В соответствии с п. 58 ФНП монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) подъемных сооружений осуществляются по эксплуатационной документации на подъемное сооружение и документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления). При отсутствии документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) допускается производить монтаж и наладку систем по документации‚ разработанной специализированной организацией. В данной документации, в том числе, определяется возможность сохранения управления мостовым краном из кабины.

Вопрос от 15.04.2019:

Имеет ли право работник, имеющий квалификационное удостоверение «Стропальщик», в котором написано, что данное лицо допускается к обслуживанию ГПМ, управляемое с пола, управлять краном с пола?

Вопрос от 20.11.2019:

Каким образом можно перевести мостовой кран г/п 30 тонн на управление с пола, какие документы должны быть, кто имеет право проводить работы?

Исходя из п. 60 ФНП по ПС » по окончании монтажа и наладки системы дистанционного управления (радиоуправления) должна быть проведена проверка всех команд управления и аварийной защиты при работе ПС в режиме дистанционного управления (радиоуправления) в соответствии с инструкцией изготовителя системы дистанционного, (радиоуправления) с участием представителей эксплуатирующей организации и организации, производившей монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления). При получении положительных результатов проверки для ПС, подлежащих учету, согласно пункту 147 настоящих ФНП необходимо выполнить требования, изложенные в пунктах 138-147 настоящих ФНП.

Читайте также:  Декларация по налогу на прибыль: основные правила заполнения

В соответствии с п. 61 ФНП по ПС » обслуживание систем дистанционного управления (радиоуправления) при эксплуатации ПС следует выполнять согласно инструкции, разработанной изготовителем системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС.

В соответствии с п. 94 ФНП по ПС » конструкторская документация, используемая при ремонте, реконструкции или модернизации ПС, а также итоговая документация по результатам выполненных работ должна включать ремонтные рабочие чертежи и, при необходимости, описание последовательности работ и выполнения ответственных операций.

Согласно п. 95 ФНП по ПС » организация, выполняющая ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС, должна выполнять указанные работы согласно разработанным ТУ, если указанные требования отсутствуют в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. В случае применения сварки ТУ должны быть разработаны с учетом пунктов 68-82 настоящих ФНП и содержать указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, нормах браковки сварных соединений, а также порядок приемки из ремонта отдельных узлов и готовых изделий.

Исходя из п. 98 ФНП по ПС » контроль качества ремонта (реконструкции, модернизации) ПС должен быть подтвержден протоколом. Контроль качества ремонта рельсового пути должен быть подтвержден актом сдачи-приемки рельсового пути (для ПС, передвигающимся по рельсам).

В соответствии с п. 99 ФНП по ПС » по завершении выполнения ремонта, реконструкции или модернизации ПС специализированная организация обязана сделать в паспорте ПС запись, отражающую характер проведенной работы, и предоставить сведения (копии сертификатов) о примененных материалах.

Согласно п. 100 ФНП по ПС » организация, некачественно выполнившая ремонт, реконструкцию, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

§ 306. Стропальщик (6-й разряд)

6-й разряд
Характеристика работ. Строповка и увязка сложных лесных грузов (длиной свыше 6 м), особо ответственных изделий, узлов, машин и механизмов непосредственно при стапельной и секционной сборке и разборке, а также при сборке и разборке машин, аппаратов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений и аналогичных сложных грузов массой свыше 50 т для их подъема, монтажа, перемещения и укладки.

Должен знать: правила и способы строповки особо ответственных грузов; конструкции приспособлений, применяемых при подъеме и перемещении ответственных грузов для предохранения их от порчи и прогиба.

Новые правила применения с 1 июля 2021 года. С 1 июля 2021 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Наиболее соответствующие профстандарты (подобраны автоматически):

  • Такелажник
  • Такелажник судовой
  • Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады напогрузочноразгрузочных работах в морских и речных портах
  • Маркировщик

2.1. Руководство организации для обвязки, зацепки, закрепления груза и подвешивания его на крюк крана при помощи стропов или специальных грузозахватных приспособлений или тары должно назначить (приказом или распоряжением) обученных и аттестованных стропальщиков.

2.2. Персонал, который назначается для выполнения работ по зацепке, в т.ч. по навешиванию на крюк ПС, строповке и обвязке грузов, перемещаемых ПС с применением грузозахватных приспособлений, должен иметь уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик».

То же требование предъявляется к персоналу основных рабочих профессий, в обязанности которых входит подвешивание на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или в другой таре), а также в случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами.

Для ПС, управляемых с пола, зацепку груза на крюк без предварительной обвязки разрешается выполнять персоналу основных рабочих профессий, прошедшему проверку навыков по зацепке грузов и инструктаж на рабочем месте.

2.3. Рабочему, аттестованному по профессии стропальщика, выдается соответствующее удостоверение за подписью председателя квалификационной комиссии. Во время работы стропальщик должен иметь это удостоверение при себе и предъявлять его по требованию инспектора Ростехнадзора, специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалсита, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, а также по требованию крановщика.

2.4. Повторная проверка знаний стропальщиков проводится комиссией предприятия:

— периодически (не реже одного раза в 12 мес);

— при переходе с одного предприятия на другое;

— по требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, или инспектора Ростехнадзора.

Повторная проверка знаний проводится в объеме производственной инструкции и оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.

2.5. Число стропальщиков, обслуживающих ПС, определяется специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС. При работе двух и более стропальщиков один из них назначается старшим.

В тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, из кабины управления (машиниста, оператора) не видна полностью, для передачи сигналов стропальщика крановщику специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС, должен выделить сигнальщика из числа опытных стропальщиков.

2.6. Допущенный к самостоятельной работе стропальщик должен иметь общее представление об устройстве обслуживаемой им грузоподъемной машины.

2.7. Обученный и имеющий на руках удостоверение стропальщик должен знать:

1) установленный на предприятии порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком;

2) производственную инструкцию для стропальщика по безопасному производству работ грузоподъемными машинами;

3) назначение и конструктивные особенности грузозахватных приспособлений и тары;

4) схемы строповки или кантовки грузов;

5) способы визуального определения массы груза;

6) порядок осмотра и нормы браковки грузозахватных приспособлений, канатов и тары;

7) нормы заполнения тары;

8) грузоподъемность стропов;

9) предельную длину и диаметр стропов;

10) технологические карты;

11) порядок и габариты складирования грузов;

12) назначение и порядок применения стропов, цепей, канатов и других грузозахватных приспособлений;

13) меры безопасности и условия производства работ кранами на участке или в цехе;

14) технические характеристики обслуживаемых стропальщиком ПС;

17) способы оказания первой помощи пострадавшим на производстве;

18) средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения;

19) расположение рубильника, подающего напряжение на кран с электроприводом.

2.8. Стропальщик должен уметь:

1) определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета и положения выносных опор;

2) выполнять обвязку и зацепку различных грузов для их подъема и перемещения;

3) выполнять укладку (установку) груза в проектное положение и снятие грузозахватных приспособлений (расстроповку);

4) выбирать стропы в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза;

5) определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары и правильно их применять;

6) правильно подавать сигналы крановщику (машинисту);

7) пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем месте;

8) оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;

9) отключать краны от электрической сети в аварийных случаях.

4.1. Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и зацепке груза для подъема его ПС только после ознакомления со схемами строповки, технологическими картами или проектом производства работ.

4.2. Работы по строповке грузов для погрузки их (разгрузки) в полувагоны, трюмы, для подъема груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, для перемещения груза, на который не разработаны схемы строповки, а также для перемещения груза над перекрытиями помещений, в которых могут находиться люди, должны выполняться стропальщиком под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

Читайте также:  ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О ПРАВЕ НА СТРАХОВУЮ ПЕНСИЮ ВОЕННЫМ ПЕНСИОНЕРАМ.

4.3. При обвязке и зацепке груза стропальщик должен:

1) производить обвязку и зацепку грузов в соответствии со схемами строповки или кантовки грузов;

2) проверить массу груза по списку масс грузов или маркировке на грузе (если стропальщик не может определить массу груза, он должен поставить в известность специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС);

3) канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;

4) обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей (доски, бревна, прутки, трубы и т.п.) и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах;

5) зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, рымами, цапфами, производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы;

6) при подвешивании груза на двурогие крюки накладывать стропы таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно;

7) не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа крепить так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность их задевания за встречающиеся на пути предметы;

8) убедиться в том, что предназначенный к подъему груз ничем не укреплен, не защемлен, не завален и не примерз к земле.

4.4. При обвязке и зацепке грузов стропальщику запрещается:

1) производить строповку грузов, масса которых неизвестна или превышает грузоподъемность крана (грузоподъемной машины);

2) пользоваться поврежденными или немаркированными грузозахватными приспособлениями и тарой, соединять звенья разорванных цепей болтами или проволокой, связывать канаты;

3) производить обвязку и зацепку груза способами, не указанными на схемах строповки;

4) применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки приспособления (ломы, штыри, проволоку и др.);

5) производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения (за исключением разгрузки на землю с автомашин);

6) производить зацепку бетонных и железобетонных изделий за поврежденные петли;

7) подвешивать груз на один рог двурогого крюка;

8) забивать крюки стропов в монтажные петли железобетонных изделий или других грузов;

9) поправлять грузозахватные приспособления на поднимаемом грузе ударами молотка, кувалды, лома и т.п.;

10) использовать при обвязке крупных стеновых блоков и других высоких грузов приставные лестницы; в этих случаях следует применять переносные площадки;

11) использовать грейфер для подъема грузов, подвешенных при помощи стропов за челюсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых грейфер не предназначен;

12) производить строповку груза, находящегося в неустойчивом положении.

5.1. Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза стропальщик должен подавать соответствующий сигнал крановщику (машинисту, оператору) или сигнальщику. При обслуживании одного крана несколькими стропальщиками сигнал должен подавать старший стропальщик.

5.2. Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен:

1) проверить, нет ли на грузе незакрепленных деталей и инструментов; перед подъемом труб большого диаметра следует проверить, чтобы в них не было земли, льда или предметов, которые могут выпасть при подъеме;

2) убедиться в том, что во время подъема груз не может ни за что зацепиться;

3) убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом груза стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле крана, на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем выйти из опасной зоны.

5.3. При подъеме и перемещении груза стропальщик должен:

1) подать сигнал для подъема груза на высоту 200-300 мм, затем проверить правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана, действие тормозов и только после этого подать сигнал о подъеме груза на необходимую высоту; при необходимости перестроповки груз должен быть опущен;

2) при снятии груза с фундаментных болтов следить, чтобы подъем производился с минимальной скоростью, без перекосов, заеданий, с обеспечением горизонтального перемещения груза до полного снятия его с болтов;

3) перед подъемом груза стреловыми кранами (кранами-трубоукладчиками) убедиться (по указателю грузоподъемности) в том, что установленный крановщиком вылет соответствует массе поднимаемого груза;

4) перед горизонтальным перемещением груза или грузозахватных приспособлений убедиться в том, что они подняты на высоту не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

5) сопровождать при перемещении груз и следить за тем, чтобы он не перемещался над людьми и не мог ни за что зацепиться. Если сопровождать груз не представляется возможным, то за его перемещением должен следить крановщик, второй стропальщик или сигнальщик;

6) для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки или багры;

7) укладку груза производить равномерно, не нарушая установленные для складирования габариты и не загромождая проходы и проезды (расстояние от выступающих элементов поворотной части стрелового крана до строений, штабелей груза и других сооружений должно быть не менее 1000 мм, от выступающих элементов башенного, портального и козлового кранов — не менее 700 мм при высоте до 2 м и 400 мм при высоте более 2 м);

8) укладку груза в вагонетки, полувагоны и на платформы, а также снятие его производить, не нарушая равновесия транспортных средств. Сами транспортные средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного перемещения;

9) подъем сыпучих и мелкоштучных грузов производить в специально предназначенной таре; при этом не допускается заполнять тару свыше установленной нормы;

10) кантовку грузов кранами производить на специально отведенных местах (площадках) по технологии, предусматривающей порядок и последовательность выполнения операций, способы строповки груза и указания по безопасному выполнению такой работы.

5.4. При подъеме и перемещении грузов стропальщику запрещается:

1) находиться под поднятым грузом или допускать нахождение под ним людей (стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки, на которой он находится);

2) допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся люди;

3) освобождать при помощи грузоподъемной машины зажатые грузом стропы;

4) подавать (поправлять) груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или приспособлений;

5) находиться и допускать нахождение людей в полувагоне, на платформе или в автомашине при подъеме или опускании груза.

5.5. При работе ПС вблизи линии электропередачи во избежание поражения электрическим током стропальщик перед каждой операцией, связанной с необходимостью соприкосновения с грузом, стропами, крюком или элементами ПС, должен убедиться в том, что стрела ПС или канаты находятся на безопасном расстоянии (в соответствии с нарядом-допуском) от проводов линии электропередачи. При производстве работ кранами необходимо соблюдать меры безопасности.

5.6. При работе стреловых самоходных и башенных кранов во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частью крана стропальщик не должен находиться в зонах вращающихся частей крана (противовеса, поворотной платформы).

5.7. Если во время подъема или перемещения груза стропальщик заметит неисправность ПС или кранового пути, он обязан немедленно подать сигнал о прекращении перемещения груза и сообщить о неисправности крановщику (машинисту, оператору).


Похожие записи: