Статья 37 УПК РФ. Прокурор (действующая редакция)

30.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 37 УПК РФ. Прокурор (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении или отмене мер процессуального принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, о розыске преступников, о направлении дела в суд.

Комментарий к ст. 37 УПК РФ

1. Настоящий Кодекс определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37). Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает сугубо процессуальную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Притом вся глава 6 УПК называется «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения». Из этого можно заключить, что законодатель видит в прокурорском уголовном преследовании именно проявление состязательной функции обвинения. Следовательно, функция уголовного преследования (обвинения от имени государства) должна быть совершенно отделена в российском процессе от функции правосудия, а полномочия прокурора не могут подменять полномочий, свойственных в состязательном процессе суду. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст. 37, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

2. Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, — и началу целесообразности. Представляется, что совмещение целей уголовного преследования и надзора за законностью ведет к внутреннему противоречию, поскольку законность неизбежно ограничивает достижение цели уголовного преследования лишь определенными средствами, учитывающими, в частности, и интересы другой стороны — защиты. Поэтому, ставя цель добиться наказания виновного, прокурор в случаях, предусмотренных законом, должен ограничивать ее достижение в интересах законности средствами надзорного реагирования на допущенные нарушения. Особенно остро это противоречие проявляет себя при возложении на прокурора руководства предварительным расследованием, когда он отвечает за его эффективность, которая в первую очередь определяется успехом уголовного преследования. При этом на практике надзорная цель неизбежно отходит на второй план, уступая первенство интересам уголовного преследования.

Теоретической основой новаций, внесенных в законодательство ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» явилось представление о необходимости освободить прокурора от ответственности за руководство предварительным следствием и тем самым очистить его надзорную функцию от наслоений чуждых ей интересов. Этим Законом прокурор полностью лишился полномочий по руководству предварительным следствием — они остались у него только в отношении производства дознания. Теперь функция уголовного преследования осуществляется прокурором на предварительном следствии большей частью постольку, поскольку он участвует в подготовке и формировании будущего государственного обвинения в суде. Эта функция проявляет себя здесь в основном на завершающем этапе расследования — в полномочиях прокурора при рассмотрении уголовного дела, поступившего к нему от следователя с обвинительным заключением (гл. 31 УПК) . Лишь с этого момента, но не ранее прокурор становится ответственным за качество обвинения, которое прокуратуре придется поддерживать в суде. Таким образом, он становится свободен для осуществления более объективного надзора на более ранних этапах предварительного следствия и в стадии возбуждения уголовного дела.

———————————

РГ. 2007. 8 июня. N 122.

Особняком здесь стоит право прокурора выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37).

При обсуждении названного Закона часто высказывались мнения, что прокурорский надзор в отсутствие полномочий по руководству следствием (в том числе при невозможности давать следователю обязательные указания) потеряет свою эффективность , что гражданам придется обращаться за защитой своих прав не к прокурорам, а в суды, которые и без того загружены делами и не смогут обеспечить интересы участников процесса . Как представляется, опасность возникновения таких негативных последствий преувеличена. Обладая правом утверждать (или не утверждать) обвинительное заключение, прокурор имеет полную возможность добиться от следственных органов выполнения своих требований и указаний даже без обращения к руководителям вышестоящих следственных органов с требованием об устранении допущенных нарушений. Думается, что на практике такие обращения будут направляться редко и лишь в исключительных случаях. Если только работа прокуроров, ответственных за надзор над следственными органами, будет оцениваться не по-старому, т.е. по количеству дел, направленных в суд с обвинительным заключением, а лишь по количеству и качеству актов прокурорского реагирования на допущенные на досудебном производстве нарушения, прокурорский надзор сможет оказаться наиболее быстрым и действенным средством защиты прав и законных интересов участников процесса на досудебных стадиях. В противном случае он вряд ли сделается по-настоящему эффективным.

Государственный обвинитель — это… Что такое Государственный обвинитель?

Государственный обвинитель — должностное лицо органа прокуратуры, поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения (ч. 3-4 ст. 37 УПК РФ).

В Российской Федерации функции государственного обвинителя выполняют помощники, старшие помощники, заместители прокурора, а также сам прокурор. Задача государственного обвинителя в уголовном судопроизводстве — ориентировать суд на вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора, как того требует ст. 297 УПК РФ.

Участие в судебном разбирательстве государственного обвинителя обязательно (ч. 1 ст. 246 УПК РФ), при этом, по уголовным делам частного обвинения (ч. 2 ст.

20 УПК РФ) вместо государственного обвинителя в судопроизводстве участвует частный обвинитель, имеющий отличный от государственного обвинителя процессуальный статус — статус потерпевшего (ст. 42 УПК РФ).

В соответствии с требованиями УПК РФ, государственный обвинитель представляет суду доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Кроме того, прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественный или государственных интересов.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Также, до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, государственный обвинитель может изменить обвинение в сторону смягчения (ст. 246 УПК РФ).

До вступления приговора суда в законную силу прокурор вправе принести на него представление (кассационное или апелляционное), а в случае подачи кассационной или апелляционной жалобы другими участниками процесса — внести возражения на соответствующую жалобу.

На приговор суда, вступивший в законную силу возможно внесение надзорного представления. Общий срок кассационного (апелляционного) обжалования — 10 суток.

Пропущенный срок обжалования, в том числе по ходатайству государственного обвинителя, может быть восстановлен, если причина пропуска срока обжалования будет признана судом уважительной.

Eщe oдин cлoжный мoмeнт пpи opгaнизaции взaимoдeйcтвия пpoкypopa, pyкoвoдитeля cлeдcтвeннoгo opгaнa и cлeдoвaтeля — oпpeдeлeниe тeppитopиaльныx пpeдeлoв нaдзopныx пoлнoмoчий пpoкypopa. Для пoнимaния cyти пocтaвлeннoй пpoблeмы мoжнo пpивecти pяд пpимepoв.

И3 ПPAКTИКИ. Угoлoвнoe дeлo №305150 былo вoзбyждeнo 01.03.2009 cлeдcтвeнным oтдeлoм (CO) пpи OBД пo Boлoдapcкoмy paйoнy Нижeгopoдcкoй oблacти. B дaльнeйшeм дeлo былo пepeдaнo в CЧ ГCУ в цeляx oбecпeчeния пoлнoты, вcecтopoннocти и эффeктивнocти paccлeдoвaния, 01.08.2009 пpoизвoдcтвo пo дeлy былo пpиocтaнoвлeнo, o чeм cтapшим cлeдoвaтeлeм CЧ ГCУ былo вынeceнo пocтaнoвлeниe.

Paccмoтpeв мaтepиaлы дeлa, зaмecтитeль пpoкypopa Boлoдapcкoгo paйoнa пoтpeбoвaл 02.09.2009 oтмeнить дaннoe пocтaнoвлeниe. Дoвoды, coдepжaвшиecя в тpeбoвaнии пpoкypopa, были впoлнe oбocнoвaнными.

Bмecтe c тeм вoзникaeт вoпpoc: впpaвe ли зaмecтитeль пpoкypopa paйoнa фopмyлиpoвaть пoдoбнoe тpeбoвaниe cлeдcтвeннoмy opгaнy, ecли нaдзop зa eгo пpoцeccyaльнoй дeятeльнocтью пo зaкoнy ocyщecтвляeт дpyгoй (вышecтoящий) opгaн пpoкypaтypы? Bызывaeт нeдoyмeниe и тo oбcтoятeльcтвo, чтo тpeбoвaниe пpoкypopa aдpecoвaнo pyкoвoдитeлю CЧ ГCУ «нaпpямyю», бeз coглacoвaния этoгo вoпpoca c cooтвeтcтвyющим pyкoвoдитeлeм пpoкypaтypы Нижeгopoдcкoй oблacти. Teм caмым, кaк пpeдcтaвляeтcя, игнopиpoвaлocь пpaвилo cyбopдинaции вo взaимoдeйcтвии двyx пpaвooxpaнитeльныx cтpyктyp.

Aнaлoгичным oбpaзoм cфopмyлиpoвaл cвoe тpeбoвaниe oб oтмeнe пocтaнoвлeния o пpиocтaнoвлeнии yгoлoвнoгo дeлa №32620 зaмecтитeль пpoкypopa Лeнинcкoгo paйoнa г. Нижнeгo Нoвгopoдa. Oн aдpecoвaл тpeбoвaниe нe pyкoвoдитeлю cлeдcтвeннoгo opгaнa, a нeпocpeдcтвeннo cтapшeмy cлeдoвaтeлю CЧ ГCУ 4. Oднaкo пpи этoм oн пpoигнopиpoвaл, чтo paнee зaмecтитeль пpoкypopa Нижeгopoдcкoй oблacти изъял yгoлoвнoe дeлo №32620 из пpoизвoдcтвa CУ пpи УBД пo Лeнинcкoмy paйoнy г. Нижнeгo Нoвгopoдa и пepeдaл для дaльнeйшeгo paccлeдoвaния в CЧ ГCУ.

Пepeчeнь пoдoбныx пpимepoв, бeзycлoвнo, мoжнo пpoдoлжить. Oднaкo cyть пpoблeмы, кaк пpeдcтaвляeтcя, oчeвиднa. Ecтecтвeннo, вoзникaeт вoпpoc: пpaвoмepны ли и oбязaтeльны ли к paccмoтpeнию тpeбoвaния paйoнныx пpoкypopoв, кoтopыe нe тoлькo нacтoяли нa «cвoeм пpaвe» изyчeния yжe пepeдaннoгo в ГCУ yгoлoвнoгo дeлa, нo и тpeбyют ycтpaнeния нapyшeний зaкoнa нeпocpeдcтвeннo oт cлeдoвaтeлeй CЧ ГCУ.

Дyмaeтcя, нaдлeжaщиx юpидичecкиx ocнoвaний для пoдoбныx тpeбoвaний нe имeeтcя, тaк кaк yкaзaнныe пpoкypopы явнo вышли зa пpeдeлы cвoиx тeppитopиaльныx пoлнoмoчий.

Teм нe мeнee в пpивeдeнныx пpимepax тpeбoвaния пpoкypopoв были yдoвлeтвopeны. Пoэтoмy дyмaeтcя, чтo тpeвoги o якoбы пoлнoй нeoбecпeчeннocти влacтныx пpaвoмoчий пpoкypopa в ceгoдняшниx пpoцeccyaльныx ycлoвияx излишни.

Другой комментарий к Ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье выражено предназначение прокурора в уголовном процессе, изложены его наиболее общие полномочия (прежде всего, в досудебном производстве). Содержащиеся здесь предписания с разной степенью детализации конкретизированы также в иных положениях УПК РФ.

2. Осуществление уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия являются взаимосвязанными составляющими деятельности прокурора. Надзорные полномочия в досудебном производстве предоставлены ему с тем, чтобы обеспечить эффективность предварительного расследования, его всесторонность, полноту и объективность и, соответственно, в последующем — успешное поддержание государственного обвинения в суде (в соответствии с изменениями в УПК РФ представлять уголовное преследование в суде вправе только прокурор). В связи с этим в досудебных стадиях уголовного процесса он координирует деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих возбуждение уголовных дел и предварительное расследование.

Указанные цели деятельности прокурора в досудебном производстве во многом также объясняют обязанность прокурора защищать права и законные интересы лиц, участвующих в деле. Правозащитное направление деятельности прокурора неразрывно связано с уголовным преследованием. Оно органически соответствует функциональной роли прокурора в уголовном процессе. Более того — обусловлено им. Известно, что уголовное преследование может достичь цели лишь при условии точного исполнения уголовно-процессуального закона органами предварительного расследования. В частности, допустимость обвинительных доказательств во многом зависит от того, насколько при их собирании были обеспечены права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других лиц. Поэтому, предупреждая и пресекая нарушения уголовно-процессуального закона в досудебном производстве, прокурор тем самым создает условия для предстоящего поддержания государственного обвинения в суде.

В уголовном процессе прокурор представляет государственную обвинительную власть. Поэтому его деятельность как представителя государственного органа в уголовном процессе определяется также конституционно-правовой обязанностью охраны прав и свобод личности государством.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П, разделение уголовно-процессуальных функций согласно принципу состязательности (ч. 2 ст. 15 УПК РФ) не освобождает должностных лиц государственных органов — участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения — от выполнения при расследовании преступлений и судебном разбирательстве уголовных дел от конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, иного ограничения прав и свобод. В этом проявляется государственный интерес, и обеспечить его реализацию обязан прежде всего прокурор.

Читайте также:  Помощь валютным ипотечникам в 2023 году

В указанном Постановлении Конституционного Суда отмечено: «Осуществляя от имени государства уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, прокурор, а также следователь, дознаватель и иные должностные лица, выступающие на стороне обвинения, должны подчиняться предусмотренному Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядку уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1), следуя назначению и принципам уголовного судопроизводства, закрепленным данным Кодексом: они обязаны всеми имеющимися в их распоряжении средствами обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11), исходить в своей профессиональной деятельности из презумпции невиновности (ст. 14), обеспечивать подозреваемому и обвиняемому право на защиту (ст. 16), принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности (ст. 7), в силу которых обвинение может быть признано обоснованным только при условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Каких-либо положений, допускающих освобождение прокурора, следователя, дознавателя от выполнения этих обязанностей, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в том числе ч. 2 ст. 15, согласно которой функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо, не содержит… По своему конституционно-правовому смыслу в системе норм положения ч. 2 ст. 15 УПК РФ не исключают необходимость использования прокурором, следователем, дознавателем в процессе уголовного преследования всего комплекса предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Осуществление указанными лицами своей процессуальной функции именно в таком объеме обеспечивает в рамках уголовного судопроизводства выполнение государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, их обеспечению правосудием (ст. ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации)».

3. Прокурор является должностным лицом прокуратуры, выступает в уголовно-процессуальных отношениях от ее имени и обязан при применении закона руководствоваться нормативными и иными правовыми актами Генерального прокурора. Вышестоящие должностные лица прокуратуры вправе отменить или изменить решения прокурора (осуществляющего надзор за возбуждением и предварительным расследованием конкретного уголовного дела), принятые им в пределах своих полномочий, только в случаях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Такое возможно, в частности, при обжаловании соответствующих решений прокурора. Уголовно-процессуальные полномочия стороны в судебных стадиях, связанных с проверкой законности и обоснованности приговора, предоставляются не только прокурору — государственному обвинителю, но и не принимавшему участия в судебном разбирательстве вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 354 УПК РФ). Вышестоящий прокурор вправе по своей инициативе обжаловать судебное решение.

4. Изменения, внесенные в УПК РФ 5 июня 2007 г., свидетельствуют о трансформации сфер ответственности прокурора в досудебном производстве и существенном сокращении его юридического инструментария при осуществлении надзора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Из новых предписаний УПК РФ следует, что прокурор на указанных этапах процесса по существу лишен прежних возможностей оперативно управлять как дознанием, так и предварительным следствием и, соответственно, употреблять власть для немедленного устранения нарушений законодательства.

В досудебном производстве решаемые прокурором задачи и его надзорные полномочия существенно различаются в зависимости от формы предварительного расследования. Надзор за дознанием сопряжен с использованием более широкого круга властных возможностей, нежели надзор за предварительным следствием. Видимо, законодатель полагает, что в современных условиях именно при дознании следует допустить прокурорское (внешнее) влияние посредством указаний о направлении расследования и производстве процессуальных действий, отмен решений дознавателя, отстранения его от расследования, передачи уголовного дела другому субъекту процессуальной деятельности. Во время же предварительного следствия подобные меры обеспечения законности и устранения нарушений уголовно-процессуального законодательства должны применяться самим следственным органом или по собственной инициативе, или по обращению заинтересованных лиц (в том числе прокурора).

Существенное новшество заключается также в лишении прокурора права «участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях… лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия» (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в прежней редакции).

Представление прокурора об устранении нарушений закона — что это такое

Представление прокурора об устранении правонарушений — это акт прокурорского надзора. В нем прокуратура требует от должностного лица (ведомства) устранить выявленные правонарушения и несоблюдение положений Конституции РФ. В случае же несоответствия правительственных постановлений положениям Конституции РФ и российскому законодательству Генпрокурор РФ сообщает об этом главе государства.

Представление оформляется замом или самим прокурором. Оно вносится в ведомство или должностному лицу, допустившие правонарушения. Причем прокурорские требования об устранении нарушений норм законодательства РФ должны быть выполнены незамедлительно.

Прокурорское представление может быть внесено должностному лицу из (ст. 21 Закона РФ № 2202-1-ФЗ):

  • правительства РФ;
  • СК РФ;
  • регионального заксобрания;
  • правительства области РФ;
  • муниципалитета;
  • Генштаба;
  • Минобороны;
  • органов контроля;
  • ОНК;
  • администрации и руководства коммерческих компаний и НКО.

Реализация приведенного прокурорского полномочия осуществляется на основании Закона РФ № 2202-1-ФЗ. Основанием для оформления представления прокуратуры могут быть только достоверная информация о правонарушениях и (или) несоблюдении отдельным ведомством или его сотрудниками положений КоАП РФ, в том числе и о:

  1. Подведомственности.
  2. Порядке разрешения дел по КоАП РФ.
  3. Соблюдении прав лиц, являющихся участниками административных дел.
  4. Применении мер обеспечения, приведенных в ст. 27.1 КоАП РФ.
  5. Порядке открытия дел по КоАП РФ.
  6. Основаниях закрытия административных дел.
  7. Порядке пересмотра или обращении к исполнению административных постановлений.

Комментарии к статье 37 УПК

Прокуратура — надзорная организация, а организация следствия — поднадзорная.

Концентрация работы прокурора на дознании, то есть на процедурах, рассматривающих противоправные деяния незначительной и средней тяжести, — очень спорная инициатива, учитывая, что за работой дознавателя ведут наблюдение и начальник, и руководитель организаций дознания.

Прокурор всё также оказывает значительное влияние на результат и качественность досудебного следствия, подавая дело наиболее перспективному и проверенному следователю (с разрешения руководителя организации следствия).

Прокурор обязан незамедлительно отстранить любое должностное лицо при попустительстве законов в отношении подвергнутого аресту или заключению.

Осуществляя надзорную деятельность за соблюдением законодательства при приёме, регистрации и проверке поступивших данных о правонарушениях, прокурор контролирует соблюдение требований ведомственных актов. Законные требования должны обязательно исполняться в утверждённый период. Целенаправленное неисполнение данных предписаний означает наложение штрафа.

Прокурор уполномочен принять решение об объединении дел, подследственных нескольким организациям дознания. Так же они должны не менее 1 раза в год проверять состояние и порядок хранения улик, верность составления документации по приёмке и учёту доказательств.

Следующий комментарий к статье 37 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 37 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. В комментируемой статье выражено предназначение прокурора в уголовном процессе, изложены его наиболее общие полномочия (прежде всего, в досудебном производстве). Содержащиеся здесь предписания с разной степенью детализации конкретизированы также в иных положениях УПК.

2. Осуществление уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия являются взаимосвязанными составляющими деятельности прокурора. Надзорные полномочия в досудебном производстве предоставлены ему с тем, чтобы обеспечить эффективность предварительного расследования, его всесторонность, полноту и объективность и, соответственно, в последующем — успешное поддержание государственного обвинения в суде (в соответствии с изменениями в УПК представлять уголовное преследование в суде вправе только прокурор). В связи с этим в досудебных стадиях уголовного процесса он координирует деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих возбуждение уголовных дел и предварительное расследование.

Указанные цели деятельности прокурора в досудебном производстве во многом также объясняют обязанность прокурора защищать права и законные интересы лиц, участвующих в деле. Правозащитное направление деятельности прокурора неразрывно связано с уголовным преследованием. Оно органически соответствует функциональной роли прокурора в уголовном процессе. Более того — обусловлено им. Известно, что уголовное преследование может достичь цели лишь при условии точного исполнения уголовно-процессуального закона органами предварительного расследования. В частности, допустимость обвинительных доказательств во многом зависит от того, насколько при их собирании были обеспечены права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других лиц. Поэтому, предупреждая и пресекая нарушения уголовно-процессуального закона в досудебном производстве, прокурор тем самым создает условия для предстоящего поддержания государственного обвинения в суде.

В уголовном процессе прокурор представляет государственную обвинительную власть. Поэтому его деятельность как представителя государственного органа в уголовном процессе определяется также конституционно-правовой обязанностью охраны прав и свобод личности государством.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П, разделение уголовно-процессуальных функций согласно принципу состязательности (ч. 2 ст. 15 УПК) не освобождает должностных лиц государственных органов — участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения — от выполнения при расследовании преступлений и судебном разбирательстве уголовных дел от конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, иного ограничения прав и свобод. В этом проявляется государственный интерес, и обеспечить его реализацию обязан прежде всего прокурор.

В указанном Постановлении Конституционного Суда отмечено: «Осуществляя от имени государства уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, прокурор, а также следователь, дознаватель и иные должностные лица, выступающие на стороне обвинения, должны подчиняться предусмотренному Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядку уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1), следуя назначению и принципам уголовного судопроизводства, закрепленным данным Кодексом: они обязаны всеми имеющимися в их распоряжении средствами обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11), исходить в своей профессиональной деятельности из презумпции невиновности (ст. 14), обеспечивать подозреваемому и обвиняемому право на защиту (ст. 16), принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности (ст. 7), в силу которых обвинение может быть признано обоснованным только при условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Каких-либо положений, допускающих освобождение прокурора, следователя, дознавателя от выполнения этих обязанностей, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в том числе ч. 2 ст. 15, согласно которой функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо, не содержит. По своему конституционно-правовому смыслу в системе норм положения ч. 2 ст. 15 УПК РФ не исключают необходимость использования прокурором, следователем, дознавателем в процессе уголовного преследования всего комплекса предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Осуществление указанными лицами своей процессуальной функции именно в таком объеме обеспечивает в рамках уголовного судопроизводства выполнение государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, их обеспечению правосудием (ст. ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации)».

3. Прокурор является должностным лицом прокуратуры, выступает в уголовно-процессуальных отношениях от ее имени и обязан при применении закона руководствоваться нормативными и иными правовыми актами Генерального прокурора. Вышестоящие должностные лица прокуратуры вправе отменить или изменить решения прокурора (осуществляющего надзор за возбуждением и предварительным расследованием конкретного уголовного дела), принятые им в пределах своих полномочий, только в случаях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Такое возможно, в частности, при обжаловании соответствующих решений прокурора. Уголовно-процессуальные полномочия стороны в судебных стадиях, связанных с проверкой законности и обоснованности приговора, предоставляются не только прокурору — государственному обвинителю, но и не принимавшему участия в судебном разбирательстве вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 354 УПК). Вышестоящий прокурор вправе по своей инициативе обжаловать судебное решение.

4. Изменения, внесенные в УПК 5 июня 2007 г., свидетельствуют о трансформации сфер ответственности прокурора в досудебном производстве и существенном сокращении его юридического инструментария при осуществлении надзора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Из новых предписаний УПК следует, что прокурор на указанных этапах процесса по существу лишен прежних возможностей оперативно управлять как дознанием, так и предварительным следствием и, соответственно, употреблять власть для немедленного устранения нарушений законодательства.

В досудебном производстве решаемые прокурором задачи и его надзорные полномочия существенно различаются в зависимости от формы предварительного расследования. Надзор за дознанием сопряжен с использованием более широкого круга властных возможностей, нежели надзор за предварительным следствием. Видимо, законодатель полагает, что в современных условиях именно при дознании следует допустить прокурорское (внешнее) влияние посредством указаний о направлении расследования и производстве процессуальных действий, отмен решений дознавателя, отстранения его от расследования, передачи уголовного дела другому субъекту процессуальной деятельности. Во время же предварительного следствия подобные меры обеспечения законности и устранения нарушений уголовно-процессуального законодательства должны применяться самим следственным органом или по собственной инициативе, или по обращению заинтересованных лиц (в том числе прокурора).

Читайте также:  Отказ от алиментов на ребенка в 2023 году

Существенное новшество заключается также в лишении прокурора права «участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях. лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия» (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК в прежней редакции).

Что показывает судебная практика по данной статье?

Полномочия прокурора определяются совокупностью закрепленных в законодательных нормах и иных легальных источниках правовых форм волеизъявлений должностного лица. Обширные возможности дают право осуществлять надзорную деятельность, контроль над процессами досудебного и судебного делопроизводства.

Обязанности и полномочия следователя в уголовном процессе по УПК РФ статья 38

При рассмотрении постановлений о заключении подсудимого под стражу на каком-либо этапе уголовного судопроизводства, необходимость избрания данной меры возлагается на прокурора, либо при его согласии на дознавателя, следователя. Особенности функций должностного лица позволяют осуществлять преследование в уголовном порядке от имени государства, а также контролировать процессуальную деятельность органов дознания.

Прокурор в досудебном производстве

Закон наделил прокурора целым рядом полномочий для участия в досудебном производстве:

  • контролировать соблюдение закона правоохранительными органами в период приёма, учёта, рассмотрения информации о преступной деятельности;
  • возбуждать на основании имеющихся фактов уголовные дела, передавать для следствия в подразделения дознания, следственные органы, подчинённым работникам прокуратуры или лично участвовать в их рассмотрении;
  • непосредственно участвовать в начальной стадии следствия, по отдельным эпизодам и фактам направлять письменные требования о выполнении конкретных поручений в рамках следствия;
  • одобрять возбуждение дела уполномоченными лицами дознания и следствия;
  • соглашаться с возбуждением уполномоченными лицами дознания и следствия ходатайства перед судебной инстанцией о назначении, отказе в применении либо пересмотре меры пресечения;
  • решать вопросы по отводам подчинённым прокурорам, следователям, дознавателям, принимать или не принимать их самоотводы;
  • освобождать должностных лиц, проводящих расследование, при выявлении нарушений, допущенных этими лицами;
  • передавать изъятое дело из дознания в следствие либо другому следователю с обоснованием причин таких действий;
  • перераспределять дела между органами предварительного следствия;
  • наделить полномочиями следственных органов представителей дознания, ставить перед ними задачи по розыскным действиям;
  • увеличивать время предварительного следствия;
  • ставить подпись об утверждении на документах дознания и следствия, прекращающих уголовное производство;
  • утверждать документы обвинения (заключение, акт), отправлять дела в судебные органы;
  • давать указания органам следствия о необходимости дополнительного следствия в отношении возвращённых дел;
  • прерывать на определённый срок либо останавливать расследование.

Документально оформленные поручения дознанию, следствию обязательны для выполнения даже в случае обжалования.

Этими правами наделены прокуроры районов, городов со своими заместителями, а также руководители вышестоящих прокуратур.

Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия [1].

Вместе с тем названное положение закона не препятствует прокурору реализовать предоставленное ему п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочие по изъятию уголовного дела у органа дознания и передачи его следователю до истечения указанного срока.

С учетом этой важности, вопросы осуществления прокурорского надзора на первоначальном этапе расследования нашли свое отражение в приказах Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства [2]. О принятом решении прокурор выносит соответствующее постановление, которое в соответствии с ч. 4 ст.

7 УПК РФ должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности. Уголовно — процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. К полномочиям прокурора отнесено право давать согласие дознавателю па возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий (обыск, выемка, контроль и запись переговоров и др.), которые допускаются на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

В Законе нигде не сказано, кому именно должно быть адресовано уведомление работника прокуратуры. Из-за этого часть сотрудников считает, что направлять бумагу нужно самому следователю, а другая часть полагает, что адресатом является исключительно руководитель данного органа. Отсюда вытекает недопонимание в отношении роли начальника следственной структуры в оценке и принятии решения по требованию, которое поступило от прокурора.

С одной стороны, следствие предварительного характера реализуется не подразделением в целом, и даже не его руководителем, а всего лишь отдельным сотрудником. Он является, по сути, субъектом для рассмотрения всех тех нарушений, на ликвидации которых настаивает работник прокуратуры. С другой стороны, председатель следственной инстанции также несет ответственность за полноту и законность предварительного следствия.

Более того, он организационно и процессуально независим от воздействия структур межведомственного характера. Следователь, к тому же, способен более объективно оценивать суть требований прокурора. При необходимости последний правильно ориентирует работника этого органа, поддерживает его, или напротив, блокирует обжалование следователем.

Обязанности прокурора

Рассмотрим основные обязанности прокурора. Согласно Закону, он должен принимать участие в судебном разбирательстве уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения. Также прокурор обязан подчиняться законным распоряжениям председательствующего лица в судебном заседании. Он отказывается от обвинения, но при этом излагает суду свои мотивы. Также он опровергает доводы, которые представляются стороной защиты.

Прокурор поддерживает предъявленный потерпевшим иск гражданского типа, если того требует охрана свобод и прав человека, а также государственных или общественных интересов. Член надзирательского органа выполняет и иные обязанности, которые предусмотрены нормами отечественного законодательства.

Прокурор оценивает имеющиеся доказательства по внутреннему, субъективному убеждению. Основывается оно на совокупности имеющихся в наличии аргументов. Руководствоваться при этом следует совестью и законом. Также в перечне обязанностей есть возможность отстранения от участия в уголовном производстве, если есть достаточное количество оснований для отвода. Наконец, вынесение легальных, обоснованных и мотивированных постановлений также являет собой довольно важное обязательство любого работника прокуратуры.

Если член исполнительного органа выступает от имени лица, права которого были ограничены, нарушены или ущемлены, то на это должны быть действительно веские причины. В число закрепленных Законом аргументов входят состояние здоровья, недееспособность и преклонный возраст потерпевшей личности.

В обязанности помощника прокурора входят: подготовка исковых заявлений для последующей подачи их в суд, проверка дел на коррупционные проявления, оказание помощи гражданам, обратившимся с жалобой, а также формирование пакета документов для направления его в арбитражный суд. Получается, что такой вид деятельности, в основном, носит бюрократический характер.

Любые действия сотрудника прокуратуры могут обжаловать другие субъекты. Пример: незаконное требование прокурора. Если представитель Следственного Комитета уверен, что высланное субъектом надзора уведомление не соответствует реальному положению дел, то вполне допускается оспорить подобного рода документ.

Лекция 9. Возбуждение уголовного дела

Достаточно подробная правовая регламентация порядка возбуждения уголовного дела подчеркивает важное процессуальное и социальное назначение этой стадии. Она напрямую связана, с одной стороны, с соблюдением конституционных принципов, например, неприкосновенности личности и жилища, презумпцией невиновности, а с другой — с обеспечением принципа уголовного права, т.е. неотвратимостью наказания за совершенное преступление.

Успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства в значительной степени обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно органом дознания, следователем, мировым судьей (по делам своей подсудности) будут приняты решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела складывается из трех элементов:

— действий при поступлении повода к возбуждению уголовного дела;

— способа проверки наличия оснований и отсутствия противопоказаний к возбуждению уголовного дела;

— принятия и оформления решений.

Уголовно-процессуальный закон дает исчерпывающий перечень субъектов возбуждения уголовных дел. К их числу относятся дознаватель (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), органы дознания (ст. 157 УПК РФ), следователь (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), руководитель следственного органа (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), мировой судья по делам, подсудным ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).

Приведенный перечень субъектов расширительному толкованию не подлежит. Давая понятие об органах дознания, закон (ст. 40 УПК РФ) относит к ним целый ряд государственных органов и должностных лиц, полномочных возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия либо дознание, заменяющее предварительное следствие. Число таких органов и должностных лиц с годами возрастает. Так, например, в новом УПК РФ к органам дознания отнесены представители службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (п. 3 ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Важно подчеркнуть, что закон (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) говорит не о предоставлении этим субъектам права решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а предписывает, т.е. обязывает эти органы в каждом случае обнаружения признаков преступления возбудить уголовное дело и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию. Однако в новом УПК 2001 г. появилась новелла относительно того, что принять решение о возбуждении уголовного дела названные выше органы могут только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). По-видимому, это было связано с важностью акта возбуждения уголовного дела, который порождает серьезные правовые последствия для участников уголовного процесса. В настоящее время законодатель отменил необходимость получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела.

К сожалению, УПК РФ в обновленной Федеральными законами от 5, 6 июня и 24 июля 2007 г. редакции, сняв некоторые проблемы, возникавшие при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, вместе с тем заложил новые. Причем, на наш взгляд, такого характера, которые могут быть разрешены лишь посредством внесения изменений и дополнений в действующий УПК.

В чем суть проблем, возникших в связи с решением вопросов о возбуждении уголовного дела?

Концептуально укрепляя процессуальную независимость следователей и дознавателей, законодатель освободил их от необходимости получать согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Более того, теперь прокурор, оставаясь должностным лицом, на которое возложен надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, лишен одного из эффективных средств устранения нарушений закона, каковым было предоставленное ему право при наличии соответствующих оснований возбудить уголовное дело. В соответствии со ст. 146 УПК РФ, регламентирующей общий порядок и сроки возбуждения уголовного дела, при наличии повода и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждает уголовное дело. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен «выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных… нарушений уголовного законодательства». Аналогичный вывод следует из норм, содержащихся в ст. ст. 20 и 21 УПК. На настоящий момент за прокурором сохранено лишь право давать согласие на возбуждение уголовного дела дознавателю, но только по делам частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20 УПК РФ)[49].

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-284, Апелляционная коллегия, апелляция Ссылка в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. № 842-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сонина К В на нарушение его конституционных прав статьями 144, 145 и 146 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации» о незаконности обжалуемого решения суда не свидетельствует…
  • Решение Верховного суда: Определение N 49-АПУ15-38, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Уголовные дела, в рамках которых были собраны и впоследствии представлены суду доказательства, возбуждены в соответствии с требованиями ст. 146 УПК РФ и в целях всестороннего и полного расследования правомерно соединены в одно производство…
  • Решение Верховного суда: Определение N 46-АПУ14-39, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Просит постановление о возбуждении уголовного дела от 22 марта 2012 года по ст.209 УК РФ признать незаконным и необоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением требований ст. 7, 140, 145, 146, 154, 156 УПК РФ. К его показаниям в судебном заседании о том, что в ходе предварительного следствия он оговорил себя, соучастников и невиновных лиц, суд отнесся предвзято…

В целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

Читайте также:  Подробная инструкция по получению вида на жительство для белорусов

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений по данному направлению деятельности, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним прокурорам военных и иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.

2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.

3. Систематически (не реже одного раза в месяц) проводить проверки исполнения требований федерального законодательства органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, учитывая информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений.

Следить за строгим соблюдением органами дознания, дознавателями правил подследственности, установленных в статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), не только при расследовании преступлений, но и при рассмотрении, разрешении сообщений о преступлениях.

Не допускать передачи материалов по сообщениям о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, или в суд без достаточных на то оснований.

При выявлении нарушений указанных требований добиваться их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. При наличии оснований, в том числе в связи с установлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

4. Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток согласно части 3 статьи 144 УПК РФ в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

5. Обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В соответствии со статьей 148 УПК РФ, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий и оснований, предусмотренных частью 3 статьи 144 УПК РФ.

При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.

Материалы проверки сообщения о преступлении, по результатам которой отказано в возбуждении уголовного дела, а также уголовные дела, по которым производство дознания приостановлено или прекращено производством возвращать по принадлежности с сопроводительным письмом, содержащим информацию о согласии с принятым процессуальным решением.

6. Безотлагательно изучать процессуальные решения о возбуждении уголовного дела, поступившие в порядке части 4 статьи 146 УПК РФ. В этих целях истребовать материалы проверки, принимать меры к отмене постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента их получения при отсутствии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также при наличии иных нарушений действующего законодательства независимо от того, производились ли до возбуждения уголовного дела следственные или иные процессуальные действия.

В ходе проверки постановлений о возбуждении уголовных дел, поводом и основанием для которых послужили результаты оперативно-розыскной деятельности, при необходимости изучать дела оперативного учета и иные оперативно-служебные материалы на предмет соблюдения порядка представления данных результатов, проведения оперативно-розыскных мероприятий с непосредственным исследованием носителей информации.

При выявлении неполноты представленных оперативно-служебных документов и наличия в делах оперативного учета или иных оперативно-служебных материалах сведений, имеющих значение для доказывания и расследования или рассмотрения уголовного дела, вносить в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, требование об их представлении дознавателю, органу дознания или в суд.

7. Проверять соблюдение положений закона об уведомлении прокурора, а также потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения такого постановления.


Определены мероприятия по прокурорскому надзору за процессуальной деятельностью органов дознания.

Так, требуется безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.

Систематически (не реже одного раза в месяц) следует проверять исполнение требований законодательства органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, учитывая информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях СМИ, обращениях граждан, сведениях медучреждений.

Не допускается передача материалов по сообщениям о преступлениях по подследственности, в т. ч. территориальной, или в суд без достаточных на то оснований.

Целесообразно продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Необходимо тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения.

Ряд мероприятий касается производства дознания в сокращенной форме.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе. Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы. По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

  • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
  • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
  • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
  • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.

[3]

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

Первым этапом уголовного судопроизводства считается возбуждение дела. С 2007 года в нормативно-правовые акты РФ были внесены поправки и изменения, связанные с тем, что представителей прокуратуры лишили нескольких важнейших полномочий. В том числе права возбудить уголовное дело. Причиной этого, прежде всего, является стремление оградить самостоятельность следственных органов от внешнего вмешательства. Однако в результате данная новация ослабляет и полномочия по прокурорскому надзору, а также усиливает его зависимость от результатов проведенного следователем или дознавателем разбирательства.

Процессуальное положение прокурора

Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуще­ствлять от имени государства:

  • уголовное преследование в ходе уго­ловного судопроизводства;
  • ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и
  • поддержание в суде обвинения, обеспечи­вая его законность и обоснованность.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государ­ства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Обвинение в суде поддерживается прокурором — государствен­ным обвинителем.

Государственный обвинитель — поддерживающее от имени госу­дарства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

Комментарии к статье 37 УПК

Прокуратура — надзорная организация, а организация следствия — поднадзорная.

Концентрация работы прокурора на дознании, то есть на процедурах, рассматривающих противоправные деяния незначительной и средней тяжести, — очень спорная инициатива, учитывая, что за работой дознавателя ведут наблюдение и начальник, и руководитель организаций дознания.

Прокурор всё также оказывает значительное влияние на результат и качественность досудебного следствия, подавая дело наиболее перспективному и проверенному следователю (с разрешения руководителя организации следствия).

Прокурор обязан незамедлительно отстранить любое должностное лицо при попустительстве законов в отношении подвергнутого аресту или заключению.

Осуществляя надзорную деятельность за соблюдением законодательства при приёме, регистрации и проверке поступивших данных о правонарушениях, прокурор контролирует соблюдение требований ведомственных актов. Законные требования должны обязательно исполняться в утверждённый период. Целенаправленное неисполнение данных предписаний означает наложение штрафа.

Прокурор уполномочен принять решение об объединении дел, подследственных нескольким организациям дознания. Так же они должны не менее 1 раза в год проверять состояние и порядок хранения улик, верность составления документации по приёмке и учёту доказательств.

Работа уполномоченного сотрудника направлена на:

  • изъятие у организации досудебного расследования материалов и отправка их в СК России;
  • признание недействительным решения следователя о производстве дела;
  • признание ничтожными замечаний прокурора нижнего уровня;
  • увеличение времени дознания;
  • возобновление дознания;
  • в прописанных в ч.2 ст. 75 УПК ситуациях прокурор может признать доказательство ничтожным.

Основная новизна проявилась в том, что прокурор перестал быть ответственным за возглавление досудебного следствия и, следовательно, произошло очищение его задач по надзору от чужеродных интересов.


Похожие записи: