Платные услуги государственных (муниципальных) учреждений

07.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платные услуги государственных (муниципальных) учреждений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перечень медицинских услуг, которые могут быть предоставлены населению за определенное денежное вознаграждение, перечислены в особом списке, принятом и утвержденном Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года. Это обширный перечень, в который входят как непосредственно некоторые виды диагностики, консультации специалистов и т. д., так и услуги, повышающие комфортность прохождения лечения и процедур (палаты повышенной комфортности в больницах, предоставление услуг мед. специалиста на дому и т. д.).

Возможность получения платной помощи по полису ОМС

Обратите внимание! Неотложная помощь гражданам оказывается бесплатно в медицинских учреждениях с различной формой собственности (даже в частных клиниках), что регламентируется Законом РФ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».

Все виды лечения и обследований (а при стационарном обслуживании – и лекарства), прописанные врачом при приеме по полису ОМС, являются бесплатными. Доктор имеет право рекомендовать платную услугу только в том случае, если в бесплатном формате она недоступна в данном регионе или же в качестве альтернативного варианта. В последнем случае врач обязан предупредить гражданина о наличии бесплатного варианта предоставления услуги и взять с него письменную расписку об уведомлении. Пациент же по своему желанию может воспользоваться платными медицинскими услугами из перечня, утвержденного на законодательном уровне. Данный список приведен в последнем разделе нашей статьи.

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

  • образовательные и медицинские услуги;

  • социальные услуги;

  • гостиничные услуги;

  • консультационные услуги;

  • издательская деятельность;

  • деятельность, связанная с торговлей;

  • предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  • платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

  • услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

  • платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

  • гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

  • платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Требование об одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг за плату и бесплатно.

Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ вправе оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Это означает следующее: если учреждение предоставляет одну и ту же услугу в первом случае за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (или средств внебюджетных фондов – например, ФОМС), а во втором – за счет средств потребителя, условия оказания данной услуги должны быть одинаковы. В законодательстве не уточняется, что входит в понятие «условие», но можно предположить, что под этим подразумевается качество услуги, срок ожидания и другие параметры.

Один из ключевых вопросов – относится ли к таким условиям цена услуги? Если да, то, например, вуз должен устанавливать для граждан размер платы за обучение по выбранной специальности в том же размере, в каком это обучение финансируется из бюджета. Если нет, то цена может быть выше или даже ниже (допустим, для повышения конкурентоспособности услуги на рынке) норматива по госзаданию. Однозначного ответа на вопрос, к сожалению, нет. Отметим лишь, что, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (см. сноску 9 к настоящей статье). Автономным учреждениям и их учредителям (в случаях, когда именно они утверждают либо согласовывают стоимость услуг АУ) следует иметь в виду данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию.

В свою очередь, если рассматривать понятие «условия оказания услуги» шире и, скажем, включать в него такой параметр, как срок оказания услуги, практика предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями окажется совсем далеко от требований законодательства. Особенно эта проблема характерна для отрасли здравоохранения, где, например, попасть на платный прием к узкому специалисту можно гораздо быстрее, чем на бесплатный прием к тому же специалисту в рамках ОМС. И если пациент обратится в суд с жалобой на то, что, допустим, консультацию у бесплатного невролога нужно ждать месяц, а попасть к этому же самому врачу на платной основе получится в течение недели, шансы пациента выиграть дело будут достаточно высоки.



[1] Часть 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

[2] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

[3] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

[4] Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

Читайте также:  К кому подчиняются инвалиды чаэс в россии в 2020 году к какому органу

[5] Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

[6] Часть 5.1 ст. 21 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

[7] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 13 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.

[8] Пункт 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании.

[9]Пункт 19.1 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 17 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.

[10] Пункт 26 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 19 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.

[11] Части 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании.

[12] Части 1 – 3 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах соцобслуживания).

[13] Статья 32 Закона об основах соцобслуживания.

[14] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.

[15] Абзац 1 ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[16] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[17] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

[18] Постановление Администрации городского округа «ЗАТО Сибирский» от 17.11.2016 № 613 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), не являющихся основными видами деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, для граждан и юридических лиц».

[19] См. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

[20] Пункт 14 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

[21]Часть 7 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[22] Пункт 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.

[23] См. разд. 8 Письма Минфина РФ от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ».

Услуги, предоставляемые бесплатно

Разграничение оказания бесплатной медицинской помощи гражданам и платных медицинских услуг (работ) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и обеспечивается, в том числе, соблюдением установленных территориальной программой государственных гарантий сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановой форме.

Первичная медико-санитарная помощь может оказываться населению бесплатно и платно.

Бесплатно В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Платно За счет средств граждан и организаций, но только в строго оговоренных рамках.

Территориальная доступность медицинской организации для населения

В ст. 10 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации перечислены конкретные меры, которые должны помочь обеспечить территориальную доступность населения к медицинским организациям. Так, согласно указанной статье, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
3) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинскими работниками средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Территориальная доступность медицинской организации означает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ своего населенного пункта либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
Особенности территории РФ таковы, что санитарная авиация — подчас единственная надежда жителей отдаленных местностей (или мегаполисов с затрудненным движением) получить скорую медицинскую помощь. Распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р субъектам РФ рекомендовано использовать при развитии социальной инфраструктуры методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры. Данные методические рекомендации исходят из признания несоответствия существующей сети учреждений социально-культурной сферы и объема оказываемых ими услуг потребностям населения, а также сокращения числа учреждений социально-культурной сферы.
Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах здравоохранения, в отличие от аналогичной методики в области образования, не устанавливает параметров географической доступности (например, радиус обслуживания дошкольных учреждений составляет от 300 м в городе и до 500 м — в сельской области, для иных учреждений образования в расчет берется соотношение между числом обучающихся и численностью жителей). Исходя из уровней обслуживания, где за единицу отсчета принимается отделение на 25 коек для стационара или врачебная должность для амбулатории Методика помогает рассчитать потребность в госпитализации, но не доступность медицинской помощи. В связи с этим для разных территорий Российской Федерации складывается своя территориальная доступность медицинской помощи. Но это не значит, что органы власти не должны стремиться к улучшению доступности медицинской помощи. При этом, необходимо не только осуществлять строительство и открытие новых организаций здравоохранения, но и улучшать доступность к объектам здравоохранения посредством ремонта и строительства дорог, улучшения транспортного обслуживания населения.

Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?

Медицинские организации вправе предоставлять платные медицинские услуги в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).

При оказании платных медицинских услуг действует ряд ограничений. Например, нельзя предоставлять платно скорую помощь, в том числе специализированную, оказываемую государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, а также медицинскую помощь, оказываемую в экстренной форме иными медучреждениями (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 35 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Примечание. Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента ( п. 1 ч. 4 ст. 32 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Какие услуги могут быть оказаны на платной основе

Если медицинская организация участвует в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то она вправе оказывать платные медицинские услуги по иным условиях, чем те, которые предусмотрены программами, по желанию пациента, включая, но не ограничиваясь:

  • Установление индивидуального поста медицинского наблюдения во время лечения в стационаре;
  • Применение лекарственных средств, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших (за исключением случаев, когда их назначение обусловлено жизненными показаниями или замена в связи с индивидуальной непереносимостью лекарственных средств, включенных в указанный перечень), а также применение лекарственных средств, лечебного питания , не предусмотренные стандартами оказания медицинской помощи.
Читайте также:  Какие выплаты положены при сокращении работника?

С особенностями составления договора на оказание платных медицинских услуг вы можете ознакомиться в соответствующем материале на нашем сайте.

Платные услуги оказываются при самостоятельном обращении пациента за медицинскими услугами, за исключением случаев и процедур, предусмотренных ст. 21 Закона N 323-ФЗ, и случаи оказания первой помощи. Например, если больной не желает соблюдать установленный порядок оказания медицинской помощи и обращается в стационар без направления лечащего врача, учреждение может предложить ему платную медицинскую помощь.

Возмездные услуги могут оказываться анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как обосновать, что услуга является платной

Если бюджетное учреждение выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, однако не получает на это средств в виде субсидий или компенсаций, то все отношения с юрлицами в данной сфере правоотношений устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга предоставляется за плату. В качестве пояснения рассмотрим Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 N 09АП-36803/2012-АК по делу N А40-98860/12-92-911.

ФАС возбудила дело по признакам нарушения федеральным бюджетным учреждением «Служба морской безопасности» (далее — ФБУ) ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции . По мнению антимонопольного органа, ФБУ взимало с хозяйствующих субъектов не предусмотренную законодательством плату за экспертизу — данная услуга должна была предоставляться на безвозмездной основе. Исключив экспертизу из перечня платных услуг (работ) по основным видам деятельности и разместив соответствующую информацию на своем сайте, ФБУ обратилось в суд, полагая, что решение и предписание ФАС нарушают его права и законные интересы учреждения.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Экспертиза, проводимая ФБУ, не входит в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг . Таким образом, указанная услуга не является государственной услугой в смысле Закона о предоставлении госуслуг. Поэтому бюджетные денежные средства на проведение экспертизы ФБУ не получает.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 352 вместе с Правилами определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.

С учетом того что в ходе проведения экспертизы ФБУ оплачивает деятельность сотрудников по изучению и проверке документов, за предоставление оказанной услуги ФБУ в соответствии с уставом и на основании заключенных договоров взимает денежные средства.

Судом принято во внимание и то, что данный вид деятельности не включен в ведомственный перечень государственных услуг, а также то, что указанный вид деятельности не установлен в качестве государственного задания (п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях), в связи с чем на него финансовое обеспечение ФБУ в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ не предусмотрено (п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно уставу ФБУ экспертиза относится к основным видам деятельности учреждения и осуществляется за плату. Обязанность ФБУ проводить такую экспертизу определена распоряжением учредителя (Росморречфлота). Методика расчета размера платы за услугу тоже определена учредителем. Перечень оказываемых ФБУ за плату услуг утвержден приказом начальника ФБУ. Право Росморречфлота передать ФБУ полномочия по оказанию данной услуги определено приказом Минтранса.

Требования к условиям оказания услуг

При определении платы за основные платные услуги бюджетных учреждений следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях платные услуги бюджетное учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, финансовое обеспечение предоставления которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. При расчете стоимости услуг руководитель бюджетного учреждения может выполнять распоряжения учредителя о предоставлении льгот различным категориям клиентов при условии, что эти распоряжения не противоречат федеральным законам, поскольку требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости.

В этом плане показательно Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2013 по делу N А60-3087/2013. На основании обращения прокуратуры областное управление ФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства муниципальными бюджетными учреждениями (далее — МБУ), принимающими и размещающими снег на снегоприемных полигонах.

Нарушения выразились в необоснованном установлении различных тарифов на одни и те же услуги, что является несоблюдением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Данное положение запрещает органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к созданию дискриминационных условий. Поскольку приведенный в Законе о защите конкуренции перечень запрещенных случаев принятия актов и (или) осуществления действий не является исчерпывающим, ФАС включила в него и установление разной платы за одни и те же услуги.

Как следует из материалов дела, тариф на услуги по размещению снега составлял 120 руб/т. Однако для ряда организаций этот тариф был снижен на 10 руб/т, а одному юридическому лицу услуги предоставлялись безвозмездно.

Поводом для обращения руководителя одного из МБУ в суд по оспариванию решения антимонопольного органа послужило возбуждение в отношении него административного производства на основании ранее вынесенного ФАС решения. Однако судебные органы отказали в удовлетворении требований заявителя.

Что учитывать при формировании цен на услуги

При формировании цен на оказание платных услуг необходимо учитывать фактические финансовые затраты на единицу оказываемых услуг по калькуляционным статьям расходов. Такими статьями являются заработная плата и начисления на нее, материальные затраты, коммунальные, командировочные, транспортные расходы, расходы на горюче-смазочные материалы. Затраты по калькуляционным статьям расходов составляют себестоимость платной услуги, оказываемой в конкретном учреждении.

При установлении стоимости услуги учитываются такие факторы, как особенности реализации платной услуги и ее себестоимость. Кроме того, определяются накладные расходы (например, в размере 20% к сумме прямых затрат) и рентабельность (например, в размере до 10% к сумме прямых затрат и накладных расходов).

По мнению Минфина, изложенному в Письме N 12-08-06/44036, если бюджетное учреждение устанавливает тариф за оказание платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания, этот факт может свидетельствовать:

  • либо о некачественном планировании и, соответственно, о завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Законом N 83-ФЗ , согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного (муниципального) задания.
Читайте также:  Каким будет тариф страховых взносов для МСП в 2023 году?

Бухгалтерский учет доходов и расходов от оказания платных медицинских услуг

Учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по бюджетной смете, или получающие доходы от платных медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 6.1 Порядка предоставления платных услуг в МО).

В учетной политике учреждения должны быть отражены:

  • порядок распределения косвенных расходов;
  • метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг;
  • метод оценки материальных запасов;
  • момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходуются учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, установленном главным распорядителем. В случае получения дохода в размере большем, чем это было отражено в смете, в нее следует внести изменения.

Бухгалтерский учет при оказании платных медицинских услуг осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 25н , которые предполагают ведение бухгалтерского учета по методу начисления. При этом методе доход признается в момент реализации товаров, работ, услуг, а расходы — в тот момент, когда они понесены.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Корреспонденция счетов по отражению начисления доходов от приносящей доход деятельности будет следующей:

Инструкции

Начислен доход от оказания

медицинской услуги

Поступили денежные средства в счет

оплаты оказанной услуги

Сформирована фактическая стоимость

оказанной услуги

Списана фактическая стоимость

произведенных расходов

Начислен налог на прибыль

Списаны денежные средства со счета

для оплаты расходов, производимых в

рамках приносящей доход

деятельности:

  • в кассу учреждения (для расчетов

через подотчетных лиц);

  • при безналичных расчетах

Мнение медицинского сообщества

В Бюллетене Счетной палаты №2 2019 г. опубликован отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования в 2017 и 2018 годах и исполнения в 2017 году территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая их финансовое обеспечение».

В документе говорится о том, что отмечается рост кредиторской задолженности медицинских организаций по следующим регионам:

  • Москва,
  • Ульяновская область,
  • Ленинградская область,
  • Кировская область,
  • Удмуртская Республика,
  • Костромская область,
  • Республика Марий Эл.

Основные причины кредиторской задолженности:

  • недофинансирование Территориальных программ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ;
  • низкие тарифы ОМС, которые не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи;
  • невыполнение объемов медицинской помощи;
  • применение штрафных санкций страховыми медицинскими организациями по результатам экспертизы качества медицинской помощи;
  • увеличение доли расходов на заработную плату в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • несоблюдение структуры расходования средств медицинских организаций, работающих в системе ОМС, в том числе в части превышения расходов на заработную плату;
  • рост цен на медикаменты и расходные материалы, продукты питания, горюче-смазочные материалы, увеличение тарифов на энергоресурсы.

Если устранить вышеназванные причины, то вносить изменения в Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» не придется.

В ходе обсуждения поправок специалисты высказали разные мнения о том, есть вообще необходимость в принятии поправок и изменений в положения вышеуказанного Постановления.

Были предложены другие способы решения проблемы :

  • убрать платные услуги из государственных и муниципальных медучреждений, так как они не решают финансовые проблемы медучреждений, а просто поддерживают в некотором плане материальное положение медработников;
  • увеличить бюджетное финансирование здравоохранения;
  • пересмотреть новую систему оплаты труда;
  • разобраться с финансами в здравоохранении, а именно сколько денег пришло, сколько ушло и куда ушло.

На этапе разработки поправок было представлено 19 предложений, из которых учли только 4, а 7 частично приняли к рассмотрению.

Руководителей медицинских учреждений и врачей приглашаем пройти семинар по системе НМО « ».

Бухгалтерский учет доходов и расходов от оказания платных медицинских услуг

Учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по бюджетной смете, или получающие доходы от платных медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 6.1 Порядка предоставления платных услуг в МО).

В учетной политике учреждения должны быть отражены:

  • порядок распределения косвенных расходов;
  • метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг;
  • метод оценки материальных запасов;
  • момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходуются учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, установленном главным распорядителем. В случае получения дохода в размере большем, чем это было отражено в смете, в нее следует внести изменения.

Бухгалтерский учет при оказании платных медицинских услуг осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 25н , которые предполагают ведение бухгалтерского учета по методу начисления. При этом методе доход признается в момент реализации товаров, работ, услуг, а расходы — в тот момент, когда они понесены.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Корреспонденция счетов по отражению начисления доходов от приносящей доход деятельности будет следующей:

Инструкции

Начислен доход от оказания

медицинской услуги

Поступили денежные средства в счет

оплаты оказанной услуги

Сформирована фактическая стоимость

оказанной услуги

Списана фактическая стоимость

произведенных расходов

Начислен налог на прибыль

Списаны денежные средства со счета

для оплаты расходов, производимых в

рамках приносящей доход

деятельности:

  • в кассу учреждения (для расчетов

через подотчетных лиц);

  • при безналичных расчетах


Похожие записи: