Какие новые правила техосмотра для легковых автомобилей будут в 2023 году?

07.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие новые правила техосмотра для легковых автомобилей будут в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Вмешательство со стороны в ФАС в ценообразование при установке цен на прохождение техосмотра произошло после многочисленных жалоб операторов. Последние несколько лет, они настаивали, что при текущих тарифах оказывать госуслугу им невыгодно и требовали дать им возможность эти цены поднять. Дело в том, что менять цены самостоятельно операторы права не имеют: тарифы на госуслугу в каждом субъекте устанавливают региональные власти. К примеру, в Москве это 720 руб., в Ленинградской области — 940 руб., в Краснодарском крае — 651 руб.

Регионы выбрали минимальную предельную ставку 913 руб.

Согласно опубликованным постановлениям профильных ведомств, не получив или же не собрав данных от операторов, чиновники не стали проводить пересчеты тарифов с учетом инфляции, а установили минимальные ставки от ФАС.

Название региона Цена-2022, руб. Цена-2023, руб.
Москва 720 913
Алтайский край 552 913
Астраханский край 778 913
Калужская область 591 913
Карелия 736 913
Костромская область 620 913
Курская область 367 913
Мордовия 505 913
Новосибирская область 520 913
Омская область 367 913
Оренбургская область 913
Орловская область 300 913
Псковская область 631 913
Республика Саха (Якутия) 807 913
Свердловская область 498 913
Смоленская область 583 913
Ставропольский край 603 913
Тамбовская область 600 913
Тюменская область 596 913
ХМАО 681 913
Челябинская область 568 913
Чувашия 557 913
Ямало-Ненецкий автономный округ 595 913

Сколько стоит техосмотр машины в 2023 году

Стоимость ТО автомобиля устанавливается каждым оператором технического осмотра самостоятельно, но органы власти ограничивают максимальную цену на услуги. Верхнюю планку рассчитывает каждый регион РФ по методике Федеральной службы по тарифам.

Примерные цены операторов на разные виды транспорта указаны в таблице.

Категория транспорта Стоимость ТО автомобиля, руб.
Легковые автомобили
М1 – с количеством мест для сидения (без водителя) Автобусы, троллейбусы и др. пассажирский транспорт
М2 – с количеством мест > 8 и максимальной разрешенной массой не больше 5 тонн 1250
М3 – с количеством мест > 8 и максимальной массой > 5 тонн 1500
Грузовые автомобили
N1 – максимальная масса не больше 3,5 тонн 750
N2 – максимальная масса > 3,5 тонн, не больше 12 тонн 1500
N3 – максимальная масса > 12 тонн 1600

Как видно из таблицы, цена ТО на грузовую машину или автобус выше стоимости техосмотра легкового автомобиля.

Как рассчитывается плата за техосмотр в 2023 году

Первым и основополагающим решением стало введение пограничных показателей – минимального и максимального тарифа для каждого субъекта.

Нижний порог при этом устанавливается законодательно: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) самостоятельно рассчитала минимально допустимый размер цены прохождения техосмотра для транспортных средств разной категории и довела его властям регионов.

С учетом инфляции, а также индексации средних показателей по стране были получены следующие цифры (это ориентировочные цены, в зависимости от региона они могут отличаться):

  • M1 (легковые автомобили) – 913 рублей.
  • M2 и M3 (автобусы и троллейбусы) – 1563 и 1888 рублей.
  • N1, N2 и N3 (грузовые автомобили) – 999, 1821 и 1966 рублей.
  • L1-L7 (мопеды, мотовелосипеды, мотоциклы, мотороллеры, трициклы, квадрициклы) – 321 рубль.
  • O1 и О2 (прицепы) – 753 рубля.
  • О3 и О4 (прицепы) – 1272 рубля.

Учитывая, что речь идет о минимальных тарифах, которые должны использоваться в новом 2023 году операторами техосмотра, уже такие цифры фактически обеспечивают заметное увеличение платы за прохождение ТО.

Например, в Краснодарском крае пройти техосмотр легкового авто (М1) в 2022 году можно было за 651 рубль, в Орловской области – за 300 рублей, в Москве – за 720 рублей, а вот в Амурской области почти вдвое дороже – за 1300 рублей.

Что касается верхней планки, то ее решили рассчитать индивидуально для каждого региона, для чего всем операторам субъекта было предложено отправить в ФАС свои собственные расчеты, где были бы указаны: общие доходы и расходы станции, расходы на оплату труда работников, размер арендных и коммунальных платежей, налоговые отчисления и т. д.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Читайте также:  Транспортный налог в 2023 году

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Основания для аннулирования диагностической карты

C 1 марта 2021 года будет инициализирована процедура по аннулированию диагностических карт, полученных без фотографирования. Данные документы будут постепенно выводиться из оборота, и заменяться ДК нового образца.

Настоящее законодательство предусматривает 4 повода для аннулирования техосмотра.

  • Прохождение проверки не удается подтвердить. Существует вероятность, что водитель получил талон технического осмотра обманным путем.
  • При проведении контрольных мероприятий не были проверены все узлы и агрегаты авто. Это увеличивает риск возникновения аварийной ситуации, является причиной для аннулирования документа.
  • В рамках проверочной процедуры выявлены нарушения, позволяющие усомниться в ее результатах.
  • В конструкции автомобиля обнаружены изменения, не зарегистрированные в ГИБДД. Это касается незаконной тонировки, установки газового оборудования, элементов тюнинга.

Что изменилось в правилах проведения ТО

Технические осмотры, как и многие другие процедуры в России, переводятся на цифровые рельсы. Создается единая информационная автоматизированная система СТО – ЕАИСТО. Особенности ее функционирования таковы, что обойти ее всяким дельцам, которые раньше «грели руки» на ТО, практически невозможно.

В нее вносятся фотографии до и после ТО (при въезде на СТО и выезде с него) с указанием координат, а также данные о диагностике ТС, не зависимо от того, прошло оно осмотр с выдачей диагностической карты или с замечаниями. К этой базе данных имеют доступ граждане, сотрудники ГИБДД и страховых компаний. Получить полис ОСАГО на автомобиль, не прошедший диагностику, будет невозможно.

Диагностическая карта существует теперь в электронном виде, но по желанию водителя ему может бесплатно выдаваться бумажный экземпляр. Кроме цифровизации вступят в силу и другие обстоятельства. Основные изменения в техосмотр с 1 октября 2021 года выглядят так:

  • введение электронных диагностических карт;
  • аккредитация СТО;
  • фотофиксация состояния автомобиля;
  • изменение периодичности прохождения ТО;
  • изменение стоимости техосмотра;
  • введение новых штрафов;
  • возможность предъявления другого документа кроме ПТС или свидетельства о регистрации ТС.

Приостановленная из-за пандемии процедура обязательного ТО возобновляется с 1 октября 2021. Тем, кто приобрел ОСАГО в период «моратория» на ТО и без предъявления диагностической карты, на ее получение дается месяц – с 1 по 31 октября.

Чем обусловлена необходимость индексации цен

Напомним, что технический осмотр является услугой с государственным регулированием. Это означает, что оператор не вправе индексировать цены по собственному усмотрению. Данный факт сдерживает развитие пункта, снижает финансовую привлекательность бизнеса.

Законодательный механизм индексации цен необходим по следующим причинам.

  • Инфляция. Высокие показатели инфляции приводят к увеличению издержек. Возрастают цены на расходные материалы, комплектующие для оборудования, вспомогательные принадлежности.
  • Необходимость увеличения зарплат. На большинстве предприятий предусмотрен механизм индексации окладов. Он призван сохранить достойную оплату труда и обеспечить соблюдение нормативов в части минимальной ЗП.
  • Низкая финансовая привлекательность отрасли. Работа по неизменным тарифам исключает полноценное развитие бизнеса, приводит к оттоку специалистов.

Отмечается, что целью реформы является приведение уровня цен в соответствие с экономической ситуацией в регионе.

Утвердить тарифы необходимо не позднее 20 декабря, сказано в приказе ФАС

Проведенный анализ опубликованных документов по 45 регионам показывает, что в среднем цены вырастут на 57% для ТО самой массовой категории (легковые машины), при этом большинство регионов подняли тариф до 913 ₽.

Такой единодушный результат в каждом субъекте объясняют по-разному.

В Севастополе (старая цена — 559 ₽) из расчетов операторов выходила цена ниже, чем минимум ФАС, пояснил, например, глава региона Михаил Развожаев.

Московские власти выбрали тариф 913 ₽ для легковых автомобилей (цена 720 ₽ не менялась с 2012 года) «в интересах граждан», заявили в столичном департаменте экономики, фактическая инфляция за десять лет составила 76%, но цены поднимаются на 22%.

С декабря 2021 года, напомним, техосмотр является обязательным для грузовиков, автобусов и такси. Владельцы легковых автомобилей должны подтвердить пройденный ТО при перерегистрации машины старше четырех лет в ГИБДД или при внесении изменений в конструкцию автомобиля.

Среди регионов, где тарифы для легковых машин вырастут значительнее всего, — Орловская (в 3 раза), Омская (в 2,4 раза), Оренбургская (в 1,9 раза) области, Хакасия (в 2 раза). Меньше всего цены поднимут в Приморском крае (на 3,9%) и Мурманской области (на 6%).

Самый дорогой тариф ТО планируется установить в Санкт-Петербурге — 1,54 тыс. руб.: в пятницу это решение еще не было утверждено, однако власти анонсировали намерение старую цену 881 ₽ проиндексировать на 75,2%.

Сахалинская область поднимает тарифы с 1,11−1,2 тыс. до 1,2−1,32 тыс. руб. (в зависимости от тарифной зоны), Камчатский край — с 840 ₽ до 1,33 тыс. руб. Подмосковье и Татарстан еще в конце прошлой недели не имели утвержденных тарифов, но ранее заявили о планах их пересмотреть (с 710 ₽ и 510 ₽ соответственно до 913 ₽).

В подмосковном комитете по тарифам пообещали, что утвердят цены 20 декабря. В комитете по регулированию тарифов Саратовской области пообещали, что постановление губернатора с ценами выйдет на этой неделе.

Читайте также:  Перевод нежилого дома в жилой в СНТ

Техосмотр отменили не для всех. В каких случаях он потребуется вашему авто?

Вашему личному автомобилю больше не нужен техосмотр, в том числе и для покупки ОСАГО. Или все-таки нужен? Давайте посмотрим, в каких ситуациях диагностическая карта все же потребуется.

Изменения в законы о техосмотре и о госрегистрации автомобилей вступили в силу с 30 декабря 2021 года. Они избавили более 50 млн автовладельцев от обязанности проходить техосмотр, исключив из перечня автомашин, для которых он обязательно нужен, машины и мотоциклы физлиц, которые они используют исключительно в личных целях. Например, для поездки на дачу, работу, в магазин или в путешествие. Во втором документе прописали, когда их владельцам придется провести своему транспорту обязательный ТО.

Когда ТО обязателен

В отличие от личного транспорта, для такси, служебных машин, автобусов и грузовиков техосмотр остался обязательным. Для личных легковушек, мотоциклов и других машин проведение ТО обязательно потребуется в трех случаях:

  • если автомобиль используется в служебных целях, для перевозки пассажиров или он зарегистрирован в такси;
  • если собираетесь поставить машину или мотоцикл на учет или у транспорта изменился владелец;
  • если в машину внесли конструктивные изменения.

Как объяснили в ГИБДД, периодичность техосмотра будет зависеть от года выпуска автомобиля и от целей эксплуатации. Например, если использовать в служебных целях личный транспорт старше десяти лет, техосмотр его нужно проходить ежегодно. Если он используется в качестве такси или для перевозки пассажиров, например, на экскурсионных маршрутах, то возрастной ценз снижается — машины до пяти лет нужно отправлять на ТО ежегодно, а старше пяти лет — раз в полгода.

Если купили б/у автомобиль и нужно его перерегистрировать в ГИБДД, с техосмотром стоит поторопиться. На регистрацию по закону отводится десять дней с даты покупки машины, чтобы не платить штраф в размере 1 500—2 000 рублей за нарушение правил регистрации. Вышеупомянутые изменения в законодательство предусматривают, что если авто старше четырех лет (учитывая год изготовления), то к традиционному пакету документов (паспорт собственника, заявление, договор купли-продажи, полис ОСАГО, квитанция об оплате госпошлин) нужно добавить и диагностическую карту о прохождении техосмотра. Для машин до четырех лет этого требования нет.

Обязательно потребуется ТО для регистрации изменений в конструкции автомобиля в ГИБДД. Причем в этом случае возраст машины значения не имеет. Впрочем, при установке допоборудования и раньше автовладельцу требовалось получить заключение специалистов о безопасности внесенных изменений.

От чего зависит периодичность техосмотров?

Большинство владельцев транспорта проходят технический осмотр 1 раз в год. Для новых машин первые 3 года не требуется диагностическая карта. В остальных случаях проверка проводится чаще.

Тип транспорта Периодичность ТО
Автомобили категории В, мотоциклы, мопеды, прицепы, полуприцепы со сроком эксплуатации более 3 лет Через 3, 5, 7 лет после выпуска ТС, а затем – ежегодно
Транспорт категории С, авто со специальными сигналами, учебный транспорт Каждый год
Такси, машины для перевозки пассажиров, транспортировки опасных грузов Раз в 6 месяцев

Процедуру техосмотра можно пройти в любом городе страны, независимо от того, где зарегистрирован транспорт.

Техосмотр не обязателен, но…

Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.

Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.

Как правильно пройти техосмотр

Порядок проведения процедуры определен действующим законодательством. Чтобы оценить состояние автомобиля, придерживаются такого алгоритма:

  1. Находят подходящую организацию. Обычно выбирают оператора, расположенного недалеко от дома, офиса. Чтобы подобрать компанию, нужно воспользоваться специальной картой, представленной на сайте РСА.
  2. Собирают набор документов.
  3. Посещают автосервис. Это нужно сделать при наличии сомнений в работе машины.
  4. Доставляют автомобиль к месту прохождения технического осмотра.
  5. Заключают соглашение о предоставлении услуг. Оплачивают проведение процедуры.
  6. Ожидают результат.

Обычно процедура занимает 20-30 минут.

Если претензий к машине нет, водителю предоставляют диагностическую карту. Если в ходе оценки автомобиля обнаружены неисправности, их придется устранить. После этого можно повторно проходить ТО. Для этого придется снова ехать в компанию, повторно оплачивать услуги оператора.

Для ТО требуется следующий комплект документов:

  • Удостоверение личности. Можно предоставить российский паспорт или права.
  • Свидетельство о регистрации. Если автолюбитель не успел поставить машину на учет в ГИБДД, можно вместо СТС предоставить паспорт ТС.
  • Доверенность, заверенная у нотариуса. Бумагу включают в набор, если технический осмотр проходит не собственник, а третье лицо.

Сравнение правил прохождения техосмотра авто до и после 1 марта 2021 года

Чтобы получить более внятное представление о характере изменений в порядке и правилах прохождения техосмотра автомобиля, вы можете изучить предлагаемую сравнительную таблицу:

Техосмотр по старым правилам

Техосмотр по новым правилам

Из документов достаточно было предъявить паспорт автовладельца и документ на авто (ПТС или СТС).

Из документов дополнительно нужен второй идентификационный документ на машину.

При отказе от оплаты техосмотра, данные в базу данных ЕАИС не вносились.

Данные об авто и его владельце вносятся в базу данных ЕАИС в любом случае.

Место прохождения техосмотра не уточнялось – можно было пройти его в любой СТО.

Техосмотр проводится только в аккредитованных СТО, зарегистрированных в реестре операторов ТО.

Закон не оговаривал место проведения техосмотра в пунктах, где не было СТО.

Техосмотр там, где нет стационарных СТО, проводится только в передвижных диагностических линиях.

Повторный техосмотр проводился в течение следующих 20 дней. Проверялись только те пункты ТО, к которым были замечания после первого осмотра.

На устранение недочетов неудачного техосмотра дается также 20 дней. Проходить техосмотр повторно можно только полностью.

Диагностическая карта могла быть заверена обычной подписью мастера-диагноста СТО

Диагностическая карта заверяется только техническим экспертом (усиленная квалифицированная электронная подпись)

Диагностическая карта считалась документом строгой отчетности, могла быть оформлена в бумажном (2 экз.) или электронном виде, и выдавалась на руки автовладельцу

Диагностическая карта оформляется только в электронном виде (бумажная – по желанию автовладельца), заносится в ЕАИС и на руки автовладельцу не выдается

Экземпляр диагностической карты хранился у оператора ТО не менее 3 лет, а электронный в ЕАИС – 5 лет

Бумажного варианта диагностической карты не существует, а электронная версия хранится в базе ЕАИС не менее 5 лет

Аннулирование диагностической карты инспекторами ГИБДД не было предусмотрено, а порядок не оговорен законом.

Инспекторы ГИБДД могут аннулировать диагностическую карту, а порядок ее аннулирования оговорен законом.

Читайте также:  Стало известно, сколько раз в Беларуси в 2023 году собираются повышать пенсии

Регулярный техосмотр для коммерческих ТС

Получать диагностическую карту в обязательном порядке нужно лишь при постановке автомобиля на учет, либо при смене владельца, если возраст машины превышает четыре года. Кроме этого, техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов автомобиля.

Также диагностическая карта необходима, если машина используется в служебных целях. В таком случае периодичность техосмотра зависит от года выпуска транспортного средства и целей эксплуатации.

«Чтобы использовать личный автомобиль, эксплуатируемый больше 10 лет в служебных целях, нужно проходить техосмотр ежегодно. Такси и автобусы, выполняющие перевозку пассажиров, при условии, что транспортному средству не более 5 лет, обязаны проходить технический осмотр ежегодно, старше 5 лет, — раз в полгода», — объяснили в ГИБДД.

Каким образом инспекторы ГИБДД будут выявлять неисправности

На другой чаше весов отмененной проверки новый пункт реформы — инспектор ГИБДД имеет право отправить автомобиль на обязательную проверку, если заметны внешние неисправности. Расплывчатая формулировка «при визуальном обнаружении признаков технической неисправности автомобиля, представляющей угрозу безопасности движения» вызывает много вопросов у специалистов.

Игорь Малышев

Александр Товстопят, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр»: «В случае обнаружения на дороге сотрудником ГИБДД нарушения пункта 12.5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей или условиях под которой эксплуатация автомобиля запрещена», например разбитая фара, он имеет право направить автомобиль на стационарный пункт контроля автомобилей

Если проверка пройдена водителем добровольно, инспектор не сможет отправить его на проверку, а проверки технического состояния автомобиля на обочине или в дороге нет.

Проверок значительно поубавилось

с 1 сентября 2022 г вступило в силу Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов по сравнению с 82 ранее. Например, они не будут проверять:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы;
  • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
  • наличие мест для установки государственных регистрационных знаков;
  • уровень шума в выхлопной системе;
  • наличие подтеканий масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
  • работа штатной противоугонной защиты.

Также отменены и некоторые другие требования по проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию автомобиля. В случае явных изменений конструкции и дополнительного оборудования, не включенных в регистрационные документы, пройти техосмотр будет невозможно. Аптечки и огнетушители, не проверяемые по новым правилам при техосмотре, должны находиться в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.

В соответствии с программой реформирования и оптимизации технического обслуживания в марте 2022 года Федеральной антимонопольной службой подготовлен проект приказа с Методикой расчета предельных тарифов на технические осмотры, где предполагается определение затрат на технические осмотры на основании данных о фактических проверках затраты организаций, осуществляющих техническое обслуживание, которые действующая методика не учитывает. Ожидается, что расчет тарифов по новой схеме начнется не ранее 2024 года

По методике, действующей с 2012 года, установлением тарифов занимаются региональные власти, которые запрещают официальным точкам корректировать цены. При этом стоимость обслуживания в регионах варьируется от 400 до 1000 рублей. Если АЗС предлагает оформить диагностическую карту за 3000 или 5000 рублей, она, скорее всего, работает по «серой» схеме и включает в тариф дополнительные услуги.

Затраты на техосмотр начали пересматривать еще до того, как процедура стала добровольной. Исходя из стоимости, в Москве она должна быть не менее 2,5 тысяч рублей. По данным Гильдии ремонтников и Союза ремонтников, именно столько в среднем стоят услуги дежурных по СТО. В других городах цены будут примерно такими же. Однако ни одно ведомство пока не прокомментировало ситуацию с ценами.


Похожие записи: