Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями

18.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Финансовые регуляторы призваны защищать права потребителей финансовых услуг. По сложившейся мировой практике, как только рынок финансовых услуг в стране приобретает массовый характер, возникают различные организации, которые тем или иным способом устанавливают общие стандарты профессиональной деятельности и контролируют их выполнение участниками рынка.

Особый юридический статус и полномочия Банка России как надзорного органа и эмиссионного центра

Центральный банк РФ (Банк России) как мегарегулятор финансового рынка осуществляет государственное регулирование и надзор над деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций, страховых компаний, микрофинансовых организаций (МФО), ломбардов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев, доверительных управляющих, регистраторов, организаторов биржевой торговли, клиринговых организаций), формированием и инвестированием пенсионных накоплений, бюро кредитных историй, (БКИ), страховых актуариев, аудиторов, коллекторов, рейтинговых агентств, предприятий кредитной кооперации, форекс-дилеров.

Центральный банк РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их. Также Центральный банк РФ лицензирует и ведет государственные реестры субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, профессиональных участников рынка ценных бумаг, принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются статьей 75 Конституции РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

«Таким образом, он выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения, в том числе, в сфере валютной политики».3

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности ЦБ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

«Объем денежных средств в обращении является одним из ключевых инструментов государственной экономической политики. Избыточная денежная масса может привести к недопустимо высокому уровню инфляции, а недостаточная – к тому, что в стране возникнет кризис неплатежей, порождающий денежные суррогаты и падение экономического роста. Именно поэтому эмиссионная функция центрального банка является одной из самых главных».4

Центральный банк РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

При этом свои полномочия Центральный банк РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В своей деятельности Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя и членов совета директоров Центрального банка РФ. «По своему уровню в системе власти Банк России сопоставим с Правительством РФ. Хотя он во многом и выполняет государственные властные функции, но не является органом исполнительной власти. Председатель Банка России назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ. Банк России наделен самостоятельностью, независим от Правительства и никому не подчинен».5

Хотя Центральный банк РФ не является органом государственной власти, в его полномочия входит применение мер государственного принуждения. В частности, Центральный банк РФ может ограничивать, приостанавливать и прекращать деятельность финансовых организаций в случае нарушения ими установленных правил и нормативов.

Механизмы деятельности регуляторов в части монетарной политики, обеспечения конвертируемости национальной валюты

Монетарная (денежно-кредитная) политика – это политика по изменению денежной массы в экономике. «Банк России в ежемесячном режиме рассчитывает основные показатели денежной массы в стране, что позволяет контролировать ее состояние, обеспечивать проведение и необходимую коррекцию кредитно-денежной политики».6

Основной целью денежно-кредитной политики ЦБ является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. Устойчивость национальной валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции. В условиях низкой инфляции объем товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в рублях, существенно не изменяется в течение долгого времени. Это поддерживает уверенность населения и бизнеса в национальной валюте и формирует благоприятные условия для роста российской экономики.

Основным приоритетом денежно-кредитной политики Центрального банка РФ является таргетирование инфляции или, проще говоря, контроль за инфляцией для достижения запланированных показателей. Поэтапный переход к таргетированию инфляции начался после кризиса 2008–2009 гг. и был завершен в конце 2014 года. При данном подходе основным каналом влияния ЦБ на денежно-кредитные условия в экономике и, в конечном счете, на инфляцию становятся процентные ставки. Отправной точкой для формирования всей структуры процентных ставок финансового сектора являются краткосрочные ставки денежного рынка. Поэтому важно, чтобы они находились на уровне, который обеспечивает достижение цели по инфляции.

Важной составляющей политики таргетирования инфляции стало введение с ноября 2014 года режима плавающего валютного курса. Это означает, что курс иностранной валюты к рублю определяется соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на рынке. На динамику валютного курса могут оказывать влияние изменение импортных и экспортных цен, уровней инфляции и процентных ставок в России и за рубежом, темпы экономического роста, настроения и ожидания инвесторов, изменение денежно-кредитной политики центральных банков России и других стран.

Читайте также:  Выявлены излишки в кассе. Отражение в проводках излишков и недостач в кассе

Таким образом, курс рубля не определяется правительством или Центральным банком РФ, не является фиксированным, и какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. При плавающем курсе рубля ЦБ не нужно постоянно тратить золотовалютные резервы на валютные интервенции для его поддержки за исключением случаев, когда колебания курса угрожают финансовой стабильности государства.

Режим плавающего валютного курса позволяет не только сохранить валютные резервы, но и формирует стимулы к правильной реакции всех участников экономических отношений на изменение внешних условий, обеспечивая оптимальную подстройку к ним экономики. Таким образом, плавающий валютный курс защищает экономическую систему от накопления дисбалансов, в том числе избыточного наращивания внешнего долга, и делает ее более устойчивой в долгосрочном плане к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры.

Понятие банковской системы

Определение 1

Банковская система представляет собой важнейший организационный механизм системы финансов в нашей стране. Она влияет на работу всех экономических общественных процессов.

Система банков — это самостоятельное экономическое, правовое образование. Она органичным образом включена в состав более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействуя с совокупностью всех элементов и выполняя собственные, присущие только ей функции.

Банки имеют определяющее значение в эффективном распределении инвестиций и накоплений в рыночных условиях в ходе обеспечения стабильного состояния в целом всей финансовой системы. Если происходят сбои в состоянии банковской системы, то ухудшается и экономическое положение в государстве в целом, а оно несет ответственность за обеспечение стабильности экономики в соответствии с положениями Конституции. По этой причине государство регулирует банковскую деятельность путем защиты частноправовых и публично-правовых интересов, поскольку банковские правоотношения включают частные и публичные элементы. Подобное разграничение общественных отношений отмечали еще философы и юристы в разные периоды развития права.

Пример 1

Еще римским юристом Ульпиан было выведено утверждение, что публичное право представлено правом, обращенным и относящимся к статусу государства. При этом частное право он относил к интересам отдельных лиц.

Сфера банковской деятельности состоит из системы непрерывно осуществляемых операций и сделок, особенности работы которых заключаются в извлечении прибыли. Таким образом, банковская деятельность является предпринимательской деятельностью кредитных организаций, включая работу ЦБ РФ и его учреждений. Основная цель их работы состоит в получении прибыли.

Субъекты банковских правоотношений вступают в такие отношения, которые регулируются публичными и частными правовыми нормами. Они складываются в процессе банковской и кредитной деятельности, когда компании используют деньги и прочие финансовые средства в качестве товара.

Регулирование отношений, проявляющихся в работе банков, происходит за счет частного права, которое не должно препятствовать защите публичных интересов. При этом отношения, которые затрагивают публичные интересы, регулирует публичное право. Публично-правовая государственная деятельность в банковской сфере концентрируется, в первую очередь, на защите гражданских конституционных прав, стабильности системы банков и финансов в целом.

Вывод 1

Нормы частного права предназначены для охраны интересов конкретных физических лиц (групп лиц), а нормы публичного права направлены на защиту общественных интересов (интересов неограниченного круга лиц).

Нормативы, регулирующие деятельность центрального банка

В настоящее время не существует специально созданного, сколь-нибудь кодифицированного банковского законодательства, и тем более кредитного законодательства, но выделить нормативно-правовые акты, регулирующие кредитные отношения полностью или в части, представляется возможным.

В целях установления системы законодательства, регулирующего кредитные отношения, мы будем придерживаться традиционной системы нормативно-правовых актов, построенной по иерархическому признаку. Первую ступень в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, прямым действием, а также применяющаяся на всей территории РФ. Кроме этого, все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции 1, не должны противоречить Конституции РФ.

Вторая ступень принадлежит Федеральным законам, которые принимаются в соответствии с Конституцией и регулируют многообразные и сложные отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Применительно к кредитным отношениям особое место занимают акты Центрального банка РФ. Указанные акты располагаются в иерархии нормативно-правовых актов обособленно, поэтому они будут рассмотрены в соответствующем разделе настоящей статьи. На следующей ступени — носящие подзаконный характер Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Норма банковского права – это санкционированное государством общеобязательное, социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере регулирования и осуществления банковской деятельности, закрепляющей права и обязанности субъектов соответствующих правоотношений. Нормы банковского права регулируют широкий круг правоотношений, имеющих существенное значение для эффективного функционирования национальной экономики.

Значимое место занимают нормы о порядке банковского контроля со стороны ЦБ РФ, об ответственности за совершение правонарушений в банковской сфере.

Особенности банковских правоотношений:

1) нормы банковского права регулируют широкий круг общественных отношений, состоящий из двух взаимосвязанных сегментов:

А) отношений, имеющих существенное значение для функционирования кредитно—денежной системы государства и эффективного развития экономики;

Б) отношений, имеющих непосредственное существенное значение для эффективного осуществления хозяйствующими субъектами своей предпринимательской деятельности;

2) нормами банковского права определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения физических и юридических лиц, порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, органов государства в сфере банковского дела и банковской системы;

3) нормами банковского права устанавливается правовой режим взаимоотношений участников банковских правоотношений, определяются права и обязанности кредитных организаций и их клиентов, а также гарантии их реализации; 4) нормы банковского права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, но и вытесняют из сферы государственного управления банковской системой неправовые отношения и явления, не отвечающие современному уровню развития права, задачам соблюдения баланса частных и публичных интересов. Реализация норм банковского права – это процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и правил поведения. В юридической науке выделяются четыре способа (формы) реализации норм права: исполнение, применение, использование и соблюдение.

Читайте также:  Выплаты умершему сотруднику и обложение их НДФЛ и взносами

Исполнение норм банковского права представляет собой процесс совершения всеми участниками банковских правоотношений тех действий, которые предписаны в нормах.

Применение норм банковского права осуществляется органами государственной власти и практически выражается в совершении ими тех или иных юридически значимых действий, бездействии, издании Центральным банком РФ индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм, и т. д.

При использовании норм банковского права участник банковских правоотношений сам решает, воспользоваться ему или нет каким—либо предусмотренным банковско-правовыми нормами правом.

Соблюдение норм банковского права пассивно по своей сути и заключается в воздержании участника банковских правоотношений от нарушения указанных банковско-правовых норм.

Основы правового статуса Банка России

Основы правового статуса Банка России определены Конституцией Российской Федерации. В частности, как уже говорилось в гл. 1, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, является защита и обеспечение устойчивости рубля. За Банком России закреплено исключительное право по осуществлению денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75). Конституция определяет порядок назначения на должность и отставки Председателя Банка России (п. «г» ст. 83 и п. «в» ч. 1 ст. 103).

Основной принцип деятельности Банка России состоит в его независимости от органов законодательной и исполнительной власти. Этот правовой принцип выработан историческим опытом: эмиссия денег не может быть в руках правительства, которое за счет выпуска дополнительных средств, их обесценения способно стимулировать инфляцию, представляющую собой самый всеохватный и паразитирующий налог. Многие страны прошли через денежные кризисы, вызванные безудержным ростом денежной массы, и, как показывают исследования, уровень инфляции в стране, а следовательно, и темпы экономического развития непосредственно определяются степенью независимости центрального банка.

Правовое положение служащих Банка России

Служащие Банка России не являются государственными служащими. В соответствии со ст. 88 Закона о Банке России условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами. Совет директоров создает пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России, а также организует страхование жизни и медицинское страхование его служащих.

Должность служащего Банка России определяет его служебное положение в системе Банка России, включающее в себя совокупность прав, обязанностей и ответственности, установленных законодательством о труде, нормативными актами Банка России и трудовым договором.

Квалификационные характеристики по конкретным должностям утверждаются руководством Банка России, руководителями структурных подразделений центрального аппарата, территориальных учреждений и организаций системы Банка России. В квалификационные характеристики включается описание должностных обязанностей и требования к уровню профессионального образования с учетом специализации для конкретных должностей банковской службы и к стажу и опыту работы по специальности.

Задачи и цели кредитно-финансовых учреждений

Задачи Центрального и коммерческого банков отличаются. Банк России работает по трем основным направлениям. Во-первых, он должен стараться поддерживать стабильное функционирование банковской системы, а также пытаться как можно сильнее снизить темпы падения ликвидности всей банковской системы в стране. Во-вторых, Центробанк России должен обеспечить надежность и эффективность функционирования всей платежной системы. Третьей задачей Центрального банка считается поддержание покупательной способности рубля, а также удержание стабильного валютного курса.

На данный момент правительство РФ установило режим плавающего курса рубля. Ранее Центральный банк пытался удерживать курс национальной валюты благодаря целенаправленному воздействию на валютный рынок.

Взаимоотношения Центрального банка России и коммерческих банков

Основное отличие Центробанка от коммерческого заключается в контролирующей роли первого. Он осуществляет функции по общему регулированию деятельности каждого отдельно взятого коммерческого банка.

Банк России использует все экономические способы управления. И лишь в том случае, когда их использование не способно обеспечить достижение необходимого эффекта, Центробанк может в процессе регулирования использовать административные методы управления. Взаимоотношения между Банком Росси и коммерческими банками, которые осуществляют свою деятельность на территории государства, определяются действующим банковским законодательством.

Для того чтобы регулировать коммерческие банки, Центробанк может увеличивать или понижать минимальные ставки обязательных резервов, которые размещаются коммерческими банками в главном банке государства. Также ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банками и может изменять их объемы вмести с процентными ставками.

Размер остатка денежных средств, который подлежит резервированию в Центробанке, определяется на основе данных из бухгалтерского баланса коммерческих банков. В их балансе должны быть учтены все средства, которые были привлечены в качестве кредитов. Отношения экономического характера между коммерческими банками и ЦБ России заключается в том, что последний предоставляет коммерческих банкам кредиты, а те уже, в свою очередь, могут выдавать ссуды хозяйствующим субъектам.

Центральный банк РФ, структура, правовое положение

Центральный банк России — главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Читайте также:  Отмена судебного приказа если пропущен срок

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Валютный контроль в РФ: какими законами регулируется

Под валютный контроль подпадают валютные операции, в том числе денежные расчёты между российскими резидентами и нерезидентами. Операции могут проходить как иностранной валюте, так и в рублях. Расчёты с иностранными компаниями в рублях также подпадают под валютный контроль. Также контролируются операции между нерезидентами на территории РФ в рублях, переводы резидентов между своими счетами и операции между резидентами — в предусмотренных законом случаях. Большую долю операций, подлежащих валютному контролю, составляют сделки по внешнеторговым контрактам.

Справка! Валютные резиденты — граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство, вне зависимости от того, сколько времени они в реальности проводят в России. Организации, созданные в РФ по внутреннему законодательству, а также их филиалы и представительства (в том числе, находящиеся за рубежом), находящиеся за рубежом официальные представительства РФ (в том числе представительства федеральных органов исполнительной власти, дипмиссии, консульства, представительства при международных организациях), вступающие в валютные правоотношения субъекты и муниципальные образования РФ.

Валютный контроль регулируется рядом нормативных актов.

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  2. Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Чем занимается Центральный банк России

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

  • Минфин России;
  • ФНС России;
  • ФТС РФ;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Результаты работы банковского сектора

Прибыль всех кредитных учреждений страны в 2016 году выросла в пять раз: со 192 млрд руб до 929 млрд руб. Остаток резервов увеличился на трис половиной процента за год (до 1352 млрд руб.). Объем заимствований у ЦБ сократился в два раза, объем депозитов казначейства сократился в полтора раза, удельный вес привлеченных от ЦБ средств в пассивах сократился до 3,4 процента, а от казначейства – до 0,4 %.

В декабре 2016 года банки РФ получили прибыль в сумме 141 млрд руб. (в декабре 2015 года был отмечен убыток 72 млрд руб.). Остаток резервов на потери сократился на 4,7 %, в то время как в 2015 году наблюдался прирост резервов на четыре с половиной процента. Просроченная задолженность по корпоративным займам сократилась на 8,9 %, а по розничным – на 0,7 %. В 2015 году просроченная задолженность по корпоративным кредитам за год не изменилась (6,3 %), а по розничным — сократилась до 7,9 %. Чтобы получить более достоверную информацию о финансовом состоянии заемщиков, к концу 2017 года ЦБ планирует создать реестр залогов по кредитам. Это позволит отслеживать и предотвращать появление основной проблемы банковской системы — выдачу кредитов заемщикам, которые не могут предоставить качесвенный залог.


Похожие записи: