Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022

31.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Для предпринимателей и организаций, ведущих свою деятельность в соответствие с ЕНВД, спец.режим будет отменён 30 июня 2017 года. Именно с 01 июля 2022 года они будут обязаны начать использовать онлайн-кассы.

Расчет налога ЕНВД для грузоперевозок

Для проведения расчёта ЕНВД для грузоперевозок необходимо определить:

  • Объект налогообложения – вменённый доход налогоплательщика
  • Налоговую базу – величина вменённого налога.
  • Физический показатель – количество автотранспортных средств, используемых для перевозки груза.
  • Базовая доходность – 6000 рублей.

Для начала необходимо определить налоговую базу за отчётный период:

Налоговая база по ЕНВД за отчётный период = Базовая доходность за месяц (6000,00) * ( Физический показатель за 1 месяц квартала + Физический показатель за 2 месяц квартала + Физический показатель за 3 месяц квартала )

Если муниципальными образованиями не применяется пониженная ставка ЕНВД, то используется налоговая ставка ЕНВД 15%.

Стыкуем законодательные нормы

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 3 и 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Автомобильный транспорт подлежит государственной регистрации, порядок проведения которой определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938. Согласно п. 2 этого документа все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД.

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора.

Допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Следовательно, на режим в виде ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, при одновременном соблюдении двух условий:

  • транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено);

  • собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

Особенности сферы грузоперевозок

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. И многие субъекты предпринимательства, осуществляющие его, регистрируются как ИП. Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.


Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта. В сфере грузоперевозок возможно три варианта:

  • Использование собственных транспортных средств.

  • Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.

  • Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.

Размер налога на вмененный доход рассчитывается по формуле:

БДхФПхК1хК2х15,

где:

  • БД — базовая доходность. Определяется НК РФ и отличается по видам деятельности. Например, базовая доходность для грузоперевозок 6000р. на один автомобиль.
  • ФП — физический показатель. Количественная характеристика деятельности: например, количество автомобилей, работников, т.д.
  • К1 — коэффициент, определяемый уровень инфляции и утверждаемый ежегодно правительством РФ. Коэффициент К1 в 2023 году год установлен приказом Минэкономразвития от 30.10.2018 № 595 и составляет 1,915.
  • К2 — коэффициент, утверждаемый региональными властями и может варьироваться от 0,005 до 1. Чтобы найти ставку данного коэффициента можно обратиться в ИФНС по месту деятельности, посмотреть на сайте налогово
  • 15% — налоговая ставка, применяемая для плательщиков ЕНВД.

Система налогообложения предпринимателей, занятых грузоперевозками

Грузоперевозки являются довольно популярным видом деятельности среди индивидуальных предпринимателей. Выбор предпринимателями налогового режима будет определяться индивидуальными особенностями деятельности. При оказании подобных услуг предприниматели используют транспорт, который находится либо в собственности лица, либо принадлежит ему на правах временного пользования.

Среди особенностей данного вида деятельности можно выделить следующие:

  1. Необходимость выписки путевых листов по каждой поездке. Документ выписывается независимо от того, к какой категории относится водитель. Даже если за руль сел сам предприниматель, то путевой лист должен быть выписан, причем даже для поездок по городу. Бланк путевого листа предпринимателя отличается от того, что используется юрлицами. Оформление документа производится по строгим правилам и обязательно с участием медработника.
  2. Необходимость выдачи водителю трудового договора, а также доверенности на управление ТС. Если водитель не принят в штат, то договор заключается с компанией, предоставившей данного водителя и ТС в аренду.
  3. Необходимость ведения книги учета путевых листов.
  4. Обязательное заключение договоров транспортной экспедиции.

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее здесь.

Привлечение к исполнению договора перевозки физических лиц

Данный факт налоговая инспекция может расценить как характеристику оказания посреднических услуг. Так, предметом рассмотрения в деле N А33-13117/2014 стала такая ситуация. Индивидуальным предпринимателем (исполнителем) с обществами (заказчиками) были заключены договоры на перевозку грузов. Для исполнения обязательств по этим договорам ИП привлек физических лиц, заключив с ними договоры аренды (физические лица выступили в роли арендодателей транспортных средств, некоторые из которых впоследствии были у них выкуплены) и подряда по оказанию услуг по перевозке грунта транспортом и его технической эксплуатации.

Читайте также:  Расселение из аварийного жилья собственников 2023

Налоговая инспекция посчитала, что ИП не осуществлял деятельность по перевозке, а оказывал транспортно-экспедиционные услуги, по сути выступая посредником при организации перевозок.

Судьи дали другую оценку. Представленные в материалы дела договоры аренды и подряда, заключенные предпринимателем с физическими лицами, не свидетельствуют о том, что данные лица были привлечены для выполнения работ и выполняли их от своего имени. Оказание предпринимателем транспортных услуг обществам путем привлечения физических лиц к оказанию услуг, в том числе заключение с ними договоров аренды и подряда, не противоречило существу деятельности, подлежащей обложению ЕНВД. Действия предпринимателя по заключению договоров соответствуют тем расходам, которые предполагаются при определении размера вмененного дохода в отношении оказания транспортных услуг (Постановление АС ВСО от 09.12.2015 N Ф02-6602/2015).

Транспортную экспедицию нельзя просто переименовать в перевозку

Такая попытка была предпринята в деле N А53-22983/2013. Предпринимателем и обществом были заключены договоры на оказание транспортно-экспедиционных услуг при перевозке груза в междугородном автомобильном сообщении. По условиям этих договоров предприниматель (экспедитор) обязался предоставить обществу (клиенту) услуги по перевозке грузов и обеспечению условий перевозки. Судьи посчитали, что указанные договоры содержат существенные признаки договора транспортной экспедиции, а не договора перевозки. Представленные в материалах дела акты выполненных работ однозначно свидетельствуют об оказании экспедиторских услуг, то есть услуг, связанных с перевозкой грузов, но непосредственно самой перевозкой не являющихся.

А вот дополнительные соглашения, из которых следовало, что договоры на оказание транспортно-экспедиционных услуг изменяются на договоры перевозки, характер оказанных услуг не изменили. Предприниматель не имел возможности оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов, которые, как следует из представленных товарно-транспортных накладных, фактически оказывал другой коммерсант на автотранспортном средстве, принадлежащем ему на праве собственности.

Режим ЕНВД при ремонте автотранспортных средств, техобслуживании и мойке

Подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ относит деятельность по оказанию услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств к числу подпадающих под ЕНВД. Данные услуги для целей применения ЕНВД согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ включают:

  • Услуги, оказываемые за плату физическим и юридическим лицам — код 45.2 по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
  • Услуги, также оказываемые за плату, по проведению техосмотра транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении (обязательный государственный техосмотр) — код 71.20.5 по ОКВЭД 2.

Невозможно применять ЕНВД в соответствии с абз. 9 ст. 346.27 НК РФ при оказании услуг:

  • по заправке транспортных средств;
  • гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • хранению транспортных средств на платных и штрафных стоянках.

Выбираем ЕНВД: грузоперевозки ООО собственным и арендованным транспортом

Нередко возникает ситуация, когда транспортное средство собственника (учредителя) используется в предпринимательской деятельности, но не числится на балансе организации. В этом случае, чтобы оправдать возможность применения ЕНВД «грузоперевозки», ООО следует оформлять договором аренды с экипажем или без. С владельцем автомобиля подписывается соглашение и по акту приемки-передачи принимают транспорт. Очень важно учесть некоторые нюансы. Во-первых, полис ОСАГО. Если предполагается, что транспортным средством будет управлять не сам собственник (аренда без экипажа), значит нужно делать либо полис с открытым перечнем лиц, которые допускаются к эксплуатации, либо регистрировать конкретного водителя. Во-вторых, если автомобиль арендуется с экипажем, организация обязана начислять заработную плату водителю и перечислять за него страховые взносы (письмо Минфина № 03-03-06/1/780 от 01.12.2009).

Основное требования для применения ЕНВД – грузоперевозки ООО попадают под спец. режим, если количество транспорта не превышающим 20 единиц техники. В это число входят: автомобили, находящиеся на балансе организации, используемые по договорам аренды, не эксплуатируемые (поломка, ремонт). Неоднозначно мнение Минфина по поводу транспортных средств, которые организация сдает в аренду. В одних письмах указывается, что передача автотранспорта в аренду с экипажем попадает под вмененную деятельность, следовательно, и при подсчете количества техники эти единицы участвуют (письмо Минфина от 03.06.2010 № 03-11-11/154). В других источниках (письмо от 17.02. 2015 г. № 03-11-11/2/7108) противоположенная точка зрения. В данном случае, скорее всего, стоит руководствоваться более поздней редакцией мнения налоговиков, но и учитывать тот факт, что есть арбитражная практика по этому вопросу.

Читайте также:  Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки

  • Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
  • Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
  • Ведение книг учета выданных путевых листов.
  • Заключение договоров транспортной экспедиции.
  • Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
  • Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.

Перевозки с НДС: в чем выгода?

Грузоперевозки с включенным в стоимость налогом 20% выгодны всем участникам сделки. Для транспортной компании это открывает возможности для сотрудничества с крупными организациями, ведь именно они являются основным потребителем услуг с НДС. Многие корпорации и холдинги работают исключительно с подрядчиками, использующими данный налоговый режим.

Для заказчиков — юридических лиц перевозки с НДС выгодны по следующим причинам:

  • Гарантия надежности транспортной компании. Сегодня законодательство требует наличие собственного автопарка в количестве не менее 20 грузовых машин для работы с налогом на добавочную стоимость;
  • Правильно построенная система бухгалтерского учета у подрядчика;
  • Тщательная проверка всей первичной документации;
  • Декларации, которые своевременно подаются транспортной компанией в контролирующие органы;
  • Готовность к любым налоговым проверкам;
  • Современный электронный документооборот;
  • Страхование ответственности транспортной компании.

Грузоперевозки с НДС сегодня всё больше востребованы, ведь их главное преимущество – возможность заказчика возместить уплаченный налог.

Грузоперевозки без НДС – особенности

Перевозки без включенных в стоимость налогов не менее популярны, их цена всегда ниже для заказчика. С повышением налоговой ставки до 20% цена на грузоперевозки выросла практически у всех логистических предприятий. Сегодня грузоперевозки без НДС по безналичному расчету найти не всегда просто. С каждым годом на рынке становится всё меньше частных водителей, которые готовы работать за наличные средства без документарного сопровождения. Уходят из данной сферы услуг и компании с малым автопарком.

С другой стороны, грузоперевозки без НДС по — прежнему выгодны многим предпринимателям. В этой связи оптимально подбирать в качестве подрядчика транспортную компанию, которая может работать сразу в двух налоговых режимах – с НДС и без НДС.

Транспортные услуги на общем режиме

Общий режим налогообложения является самым сложным. На этой системе предприниматель должен платить НДФЛ, НДС, имущественные налоги. По каждому налогу нужно сдавать декларацию. Для того чтобы выполнить все налоговые обязанности и обязательства (исчисление и уплата налога, подготовка и сдача отчетности), предпринимателю не обойтись без услуг бухгалтера.

Кроме того, ведя деятельность в общем режиме предпринимателю нужно будет соблюдать все правила кассовой дисциплины (установить лимит остатка кассы, оформлять кассовые операции, вести кассовую книгу).

Таким образом, общий режим для предпринимателей достаточно обременителен. На ИП лежит большая налоговая нагрузка, ИП должен выполнять много требований по соблюдению кассовой дисциплины и составлению отчетности.

Преимуществом работы на общем режиме может быть сотрудничество с контрагентами, которые работают с НДС. Для таких контрагентов будет иметь значение, какой режим использует ИП, так как от этого будет зависеть их право на вычет по НДС.


Похожие записи: