Воинский учет в компании в 2023 году (организация, проверка и штрафы)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воинский учет в компании в 2023 году (организация, проверка и штрафы)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы понять, какие права и обязанности имеют военные комиссариаты при проведении проверок, нужно изучить Указ Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», а также Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ): правила проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Результатом планового военкомовского аудита будет оценка двух ключевых пунктов:
- организации ведения учета;
- записей в личных карточках.
По первому пункту проверяющие вынесут вердикт «удовлетворительно», если выполнены требования федерального законодательства, либо «неудовлетворительно».
Заполнение личных карточек оценивается по 4-балльной шкале:
- «отлично» – все требуемые личные карточки имеются в наличии, заполнены правильно, не содержат неточностей, нарушений правил и расхождений в данных с материалами контрольной сверки;
- «хорошо» – проверяющие выявили некоторое число карточек с упомянутыми нарушениями, но их немного, до 5% от общего массива;
- «удовлетворительно» – допускается до 10% «некондиционных» карточек;
- «неудовлетворительно» – испорчено более 10% личных карточек.
Полномочия военных комиссаров при проверке
На основании п. 33 Положения контроль за ведением в организации воинского учета осуществляют военные комиссариаты или органы местного самоуправления. Чтобы подтвердить свои полномочия при выездной проверке, должностное лицо военкомата должно предъявить (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):
- распоряжение или приказ военного комиссара;
- служебное удостоверение.
В распоряжении (приказе) о проведении проверки должны быть указаны обязательные реквизиты, названные в ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ: цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю и др. Такое распоряжение (приказ) вручается руководителю организации под роспись (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
Обратите внимание! Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года (п. 3 Приложения 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 N 500).
Ответственность за ненадлежащее ведение воинского учета
Административным правонарушениям в области воинского учета посвящена целая глава в КоАП РФ:
- ст. 21.1 предусмотрена ответственность за непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
- ст. 21.2 — за неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет;
- ст. 21.3 — за несвоевременное предоставление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;
- ст. 21.4 — за несообщение сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете;
- ст. 21.5 — за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение данных документов, повлекшее их утрату.
Штрафы небольшие — максимальный размер 1000 руб. Тем не менее лучше заранее подготовиться к проверке военкомата, чтобы у контролеров не возникло оснований применять их.
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета на предприятиях
Организация воинского выглядит следующим образом:
- Оформляется приказ о назначении ответственного за ведение ВУ работника.
- Утверждается должностная инструкция — в ней прописываются обязанности сотрудника по ведению воинского учета.
- Предприятие (компания) ставится на учет в военкомате — заполняется карточка по форме Ф-18 и ежегодный план работ по ВУ.
- Оборудуется рабочее место ответственного лица.
- В отдельную папку заносится рабочий материал (методички, образцы оформления документов, нормативные акты и др.).
- Формируется картотека — осуществляется систематизация личных карточек работников (по формам Т-2 или Т-2ГС) с точки зрения их отношения к воинской обязанности.
Кто подлежит первоначальной постановке на воинский учет
Ежегодно все 16-летние граждане мужского пола обязаны прибыть в военкомат в дату, установленную военкомом для первоначальной постановки на воинский учет.
Это происходит в период с 1 января по 31 марта. Кроме них, согласно ст. 9 ФЗ № 53, встать на первоначальный ВУ (в любое время года) обязаны следующие граждане:
- не прибывшие в военкомат в приведенный срок (в течение 1 квартала);
- ставшие гражданами РФ;
- отсидевшие в тюрьме;
- вернувшиеся в РФ на ПМЖ;
- женщины, имеющие военно-учетную специальность, входящую в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.
Ответственность за ведение в/у ненадлежащим образом
Отрицательные результаты проверки ведения учета военнообязанных сотрудников (наемных работников) согласно действующему российскому законодательству предусматривают штрафные санкции к руководителям предприятий.
Размеры штрафов за невыполнение требований по в/у согласно КоАП РФ (ст. 21 п/п 1-7):
- За несвоевременное предоставление сведений по трудоустроенным военнообязанным гражданам в территориальный комиссариат (органы местного самоуправления) – 300-1000 рублей;
- За препятствие мобилизации военнообязанных сотрудников – 500-100 рублей;
- За небрежное хранение документации по воинскому учету – 100-500 рублей.
Воинский учет 2022: как организовать в компании
9 февраля
60757
#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>
Правонарушениям в сфере воинского учета граждан посвящена целая глава 21 КоАП РФ. Руководители и должностные лица организаций заплатят штраф за непредставление или несвоевременное представление сведений в комиссариаты. Рассказываем в статье, как организовать в компании ведение воинского учета «с нуля», чтобы выполнить нормативные требования.
Воинский учет граждан в организации — это обязательный комплекс мероприятий с работниками из категории призывников и военнообязанных.
Он предполагает сбор, систематическое ведение и хранение сведений о них; направление регулярной отчетности в комиссариаты.
Государство должно знать, какие у него есть человеческие ресурсы на случай призыва, мобилизации — в количественном и качественном разрезе.
Воинский учет в 2022 году ведут по требованиям:
Эти документы регламентируют воинский учет в организациях, а не у индивидуальных предпринимателей. Формально ИП-работодатели не несут такой обязанности, хотя комиссариаты не всегда с этим согласны.
Назначьте распорядительным документом ответственных за ведение воинского учета и хранение документов. В зависимости от численности учитываемых, это может быть один совместитель или несколько освобожденных работников — п.12 Положения №719.
Важно! Кандидатуры военно-учетных работников и проект приказа должны быть согласованы с военным комиссаром муниципального образования — п. 22 МР. На практике специалисты военкоматов не тратят на это время и запрашивают уже утвержденные документы. Но этот вопрос уточняйте в своем ВК. |
Если освобожденных работников больше двух, то в компании создают военно-учетный стол (ВУС). Для хранения документов оборудуют отдельное помещение с железными шкафами — п. 21 МР. Все расходы по организации воинского учета несет компания, а ее руководитель отвечает за состояние этого процесса на предприятии — п. 9 Положения №719.
Проект приказа об организации воинского учета скачайте здесь.
Сверка с военкоматом по почте
Издаю приказ об организации ВУ и бронировании градан, прибывающих в запасе.
(что значит бронировании, ) 2. Список граждан прибывающих в запасе, работающих в . (а кто не в запасе ) 3. Отдельно тётенек 4.5.
А дальше, я смотрю моя ситуёвина очень рядовая, помогите, кто сталкивался а?Ну блииин! 1. Заводите журнал проверок воинского учета в ООО.
Прошиваете его, скрепляете бумажечкой с печатью веревочку. Пишите: пронумеровано, прошнуровано 20 стр. и скреплены печатью. Подпись, должность.
Графы журнала: 1. Дата проверки.
2. Должность, ФИО проверяющего, 3. Результаты проведенной проверки, основные недочеты и выводы.4.
отметка об устраненных недочетах. В этом журнале проверяющий ваш воинский учет постоянно будет клепать замечания или не будет)))2. Издаете приказ об организации воинского учета.
Образец приказа есть в методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях. Их вам ДОЖНЫ дать в военкомате.
Кто ведает воинским учетом в фирме
Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.
Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.
Смотрите видео: Уточнение учетных данных. Повестка. (November 2019).
Работодатели обязаны вести воинский учет. Это значит проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности; заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета; информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации. Причем все это регулярно проверяется военкоматами. Посмотрим, как подготовиться к проверке и на что обратить внимание.
Любая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет. Об этом говорит п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако на практике компании либо не ведут воинский учет, либо соблюдают формальный учет, проверяя соответствующие документы лишь при приеме на работу. При этом не каждая компания знает о том, что военкоматом может быть проведена проверка правильности ведения воинского учета, а также начислены штрафные санкции. Подробнее об этом – в статье.
Незаконные способы вручения повестки
Все способы вручения повестки, кроме передачи лично в руки гражданину под подпись уполномоченными лицами, считаются ненадлежащими.
На практике, после начала частичной мобилизации в стране, мужчины наиболее часто сталкивались со следующими нарушениями со стороны военкоматов:
- Повестка, оставленная в почтовом ящике, например, в Санкт-Петербурге некоторые военкоматы массово рассылали, стоящим у них на учете мужчинам, повестки с требованием о явке для сверки данных.
- Повестка, оставленная в двери, подобный способ рассчитан на то, чтобы призывник испугался ответственности и явился в военкомат.
- Уведомление по телефону, некоторые военкоматы обзванивают, стоящих на учете мужчин и предлагают явиться для прохождения призывных мероприятий, такой способ является незаконным, поскольку не упомянут в действующем законодательстве, кроме того, им вполне могут воспользоваться мошенники.
- Повестка, переданная через соседей или родственников, вручение документа, например, под подпись других людей не считается ненадлежащим уведомлением, поскольку такая повестка не имеет юридической силы, ее можно смело игнорировать.
- Повестка, присланная гражданину посредством мессенджера, на электронную почту или через соцсети, является незаконной, соответственно никаких правовых последствий неявка по ней за собой не несет.
Кто ведает воинским учетом в фирме
Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.
Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.
Воинский учет: что проверяют военкоматы
Бланк адресного листка убытия (форма 7) Как происходит учет Многих волнует процесс снятия с учета, поскольку ошибочно подразумевается длительное общение с сотрудниками комиссариата, передача необходимых документов и прочее. На самом деле все обстоит более проще и быстрее. Снятие с воинского учета и постановка по новому адресу предполагает следующие действия:
- Прописка (осуществление регистрационного учета в ФМС) по новому адресу.
- Посещение «старого» военкомата с необходимыми документами (паспорт, справка о новом месте жительства, если нет еще штампа прописки).
- Предоставление тех же данных в учреждение по новому адресу с уведомлением о снятии с учета.
Следует помнить, что сотрудники комиссариата всегда требуют указывать причину, по которой необходимо снять с учета, поэтому первым делом необходимо прописаться в новом месте.
Указанная процедура проводится 1 раз в год (подп. «д» п. 29 Методических рекомендаций). Суть ее состоит в сопоставлении сведений из личных карточек работников, состоящих на воинском учете, с информацией военных комиссариатов. Дату и время сверки назначает комиссариат, на территории которого, как правило, и проходит весь процесс. До похода в военкомат следует уточнить имеющиеся в организации сведения у самих работников. В частности, узнать, не изменилось ли семейное положение гражданина, место жительства, номер телефона. Также по военному билету надо проверить данные, отраженные в разделе II «Сведения о воинском учете» личной карточки.
После сличения информации работник военкомата простым карандашом ставит соответствующую отметку на карточке. По завершении сверки в полном объеме делается запись в журнале проверок.
Если работающие на предприятии граждане состоят на воинском учете в военкомате другого района или города, данные о них направляются в виде специально установленного списка (п. 5 приложения № 12 к Методическим рекомендациям).
Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится в организации в течение 1 года.
Нужно ли направление для постановки на воинский учет?
Если обратиться к российскому законодательству, то процесс постановки на воинский учет должен выглядеть следующим образом:
- Обращение призывника в военкомат по месту проживания.
- Непосредственная постановка на воинский учет.
- Прохождение военной медицинской комиссии.
- Формирование личного дела.
- Выдача приписного свидетельства.
Если речь идет о переезде, то постановка на воинский учет выглядит следующим образом:
- Обращение в военкомат по месту проживания.
- предоставление документов, которые подтверждают переезд.
- Переоформление документов по месту нового проживания.
- Выдача справки о постановке на воинский учет.
- Снятие с учета на предыдущем месте жительства.
Что будет, если не прийти в военкомат по повестке
Если молодой человек получил повестку в военкомат, он обязан явиться в назначенное время. В случае неисполнения этого требования, могут наступить нежелательные последствия.
Итак, что же грозит призывнику за неявку в военный комиссариат:
- Привлечение к административной ответственности – в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ такой поступок может быть расценен, как неисполнение предписаний воинского учета. Возможное наказание:
- предупреждение;
- штраф от 500 до 3 000 рублей.
- Возбуждение уголовного дела – основанием будет считаться попытка уклонения от военной службы. В этом случае нарушителя ожидает более суровое наказание. Согласно п. 1 ст. 328 УК РФ могут быть использованы следующие меры воздействия:
- штраф до 200 000 рублей или полученный доход (за период до 8 месяцев);
- принудительные работы (до 2 лет);
- арест (до 6 месяцев);
- тюрьма (до 2 лет).
Конкретное наказание будет назначено по итогу изучения всех обстоятельств конкретного случая.