Образец ходатайства в суд о назначении транспортно-трасологической экспертизы

17.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец ходатайства в суд о назначении транспортно-трасологической экспертизы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поскольку трасологическая экспертиза может быть применена при изучении дел как в криминалистике, так и в гражданском праве, перечень вопросов для нее достаточно обширен. Соответственно, перечислить все возможные их варианты в рамках одной статьи не удастся. Однако нужно понимать, что все они группируются на две объемные категории: идентификационные и диагностические.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом

При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.

  1. По принадлежности следов от транспортных средств:
    • Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
    • Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
    • Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
    • Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
    • Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
  2. Восстановление целостности картины по частям:
    • К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
    • Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
    • Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
  3. Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
    • Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
    • Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
  4. Выявление конкретного места ДТП:
    • На какой полосе произошло столкновение?
    • В каком ряду стояли машины?
    • Как располагались автомобили во время столкновения?

Виды экспертиз после аварий

Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:

  1. Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
  2. Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
  3. Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
      технического состояния ТС;
  4. механизма ДТП;
  5. инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
  6. маркировки автотранспорта;
  7. дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
  8. шин;
  9. транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца.

Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования.

Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту.

В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д.

Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

1. Определения суда.

Как правило данный вид экспертизы назначается лишь в случае необходимости – если никто из сторон не признает вину, и для установления виновного лица необходимо установить ряд фактов.

К таким случаям относится:

  • страховщик отказал в выплате компенсации (в таком случае нужно доказать, что авария является страховым случаем и данные ложные);
  • виновное лицо скрылось с места аварии, но подозреваемый задержан;
  • виновное лицо не установлено, не установлено также, кто из участников нарушил правила дорожного движения;
  • пострадавшие лица намеренно увеличили сумму ущерба, она не соответствует причиненным повреждениям;
  • пересмотр дела в связи с появлением новых обстоятельств.

Проведение трасологической экспертизы

Трасологическое исследование включает несколько этапов:

  1. Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
  2. Ознакомление с имеющейся документацией.
  3. Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
  4. Осмотр ТС.
  5. Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
  6. Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
  7. Подготовка и передача заказчику заключения.

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы

Трасологическим изысканием является процессуальное мероприятие, в ходе которого специалисты выполняют изучение следов для получения вещественных доказательств. Специалист, проводимый исследование, отвечает на все поставленные вопросы судом или следствием.

Само по себе исследование относится к разряду криминалистических экспертиз. Ходатайство о назначении трасологической экспертизы может быть инициировано судом или следствием, но в гражданском производстве оно также имеет место.

Так как посредством проведения ТЭ после аварии, специалисты занимаются отпечатками и следами, оставленными на месте происшествия, то объектами изучения являются оставленные людьми или неодушевленными предметами:

  • фрагменты чего-либо, также это могут быть объемные предметы;
  • транспортное средство и его детали;
  • разрушенные части, какого-либо предмета;
  • различные замки, маркировки пломбы;
  • разнообразные площадки для исследования.

Ходатайство о назначении оценочной экспертизы

Стоимость имущества в рамках судебного разбирательства можно определить (подтвердить), заявив в суде ходатайство о назначении оценочной экспертизы. Она может проводиться и до подачи искового заявления. По договору оказания оценочных услуг для определения цены иска. Судебная оценочная экспертиза проводится в соответствии с определением суда, вынесенным по инициативе одной из сторон гражданского дела (или обеих) или самого суда.

Заявитель должен самостоятельно определить вид экспертизы по гражданскому делу. Если вопрос касается оценки ущерба, причиненного в ДТП автотранспортному средству, воспользуйтесь ходатайством о назначении автотехнической экспертизы, оценки ущерба окружающей среде – об экологической экспертизе и т.п. Оценочная экспертиза применяется в случаях, когда требуется установить рыночную стоимость того или иного имущества. Наиболее востребована она при рассмотрении дел о разделе имущества супругов, определении долей супругов, банкротстве физических лиц.

Для чего назначается трасологическая экспертиза при ДТП

Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия.

Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.

Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения. Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.

Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.

Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшемся с места аварии транспортным средством. В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля. Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.

Статьи в помощь:

Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей.

Без следов не может быть никакой трасологии.

Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк.

В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы, можно выделить три группы вопросов.

Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:

к какому виду транспорта относятся следы, оставленные на месте происшествия?

какой моделью шины оставлен след, изъятый с места дорожной аварии?

принадлежат ли следы указанному виду транспортного средства?

возможно ли соударение автомобилей А и В исходя из формы, размеров и расположения следов на транспортных средствах?

Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:

Читайте также:  Исполнение судебного решения банкротом

являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия частями конкретного транспортного средства?

не являлись ли до дорожно-транспортного происшествия одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах?

Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:

принадлежат ли следы данному транспортному средству?

одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

данной ли автомобильной шиной оставлены следы на месте происшествия?

Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.

Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.

Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).

Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).

Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия экспертным расчетам?

Определить место наезда на пешехода (препятствие).

Какова последовательность столкновения АМТС?

Какими частями АМТС произошло контактное взаимодействие?

Определить угол столкновения АМТС?

Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля?

Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах».

Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями.

Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизма и обстоятельствам дорожно- транспортного происшествия.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

Виды экспертиз после аварий

Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:

  1. Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
  2. Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
  3. Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
      технического состояния ТС;
  4. механизма ДТП;
  5. инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
  6. маркировки автотранспорта;
  7. дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
  8. шин;
  9. транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.
Читайте также:  Увольнение по соглашению сторон - в чем подвох?

Иногда назначается судебная экспертиза, но уже в рамках уголовного расследования.

Можно ли оспорить выводы трасологии

Свое несогласие с результатами проверки и заключением эксперта можно выразить в суде. Обжаловать разрешено любое решение, вывод или заключение. При этом необходимо предоставить доводы, которые должны быть изложены в иске. Поводом для обжалования могут послужить:

  • отсутствие, противоречивость или неоднозначность экспертных выводов;
  • превышение полномочий или нарушение законодательства экспертом;
  • неполнота информации (в заключении отмечены не все исследованные материалы) и ответов на поставленные вопросы (задача экспертизы не решена).

Понятно, что потребуется независимая трасологическая экспертиза.

Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.

Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:

1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.

2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.

3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.

4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.

5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.

6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.

7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.

8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.

Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

Виды экспертиз после аварий

Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:

  1. Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
  2. Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
  3. Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
      технического состояния ТС;
  4. механизма ДТП;
  5. инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
  6. маркировки автотранспорта;
  7. дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
  8. шин;
  9. транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.

Иногда назначается судебная экспертиза, но уже в рамках уголовного расследования.

Проведение трасологической экспертизы

Трасологическое исследование включает несколько этапов:

  1. Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
  2. Ознакомление с имеющейся документацией.
  3. Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
  4. Осмотр ТС.
  5. Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
  6. Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
  7. Подготовка и передача заказчику заключения.


Похожие записи: