Некоторые вопросы, связанные с розыском лиц

24.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Некоторые вопросы, связанные с розыском лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поиском и поимкой преступников в России занимается структурное подразделение полиции, которое носит одноименное название – Уголовный розыск. Для поиска разыскиваемых людей сегодня используются самые разные средства, от оперативно-розыскных учетов до специальной техники. В некоторых случаях к розыскным операциям привлекаются другие спецподразделения – например, ОМОН или спецагенты. В последние годы большую популярность получило привлечение к розыскным мероприятиям известной российской платформы «Глаз Бога», занимающейся IT-решениями для противодействия киберпреступности в России.

Правовые основы и виды розыска

В зависимости от особенностей дела, фигурант может быть объявлен в розыск разных видов и категорий.

  • Местный – осуществляемый преимущественно в том районе, в котором проживает или может находиться в настоящий момент преступник или скрывающийся подозреваемый.
  • Региональный – расширенный полностью на весь регион (например, область, край или даже весь федеральный округ).
  • Федеральный – распространяющийся на всю территорию России. Иногда таким образом могут разыскивать не только самого преступника, но и, например, автомобиль или оружие, которые были задействованы в убийстве или другом тяжком преступлении.
  • Международный – самый масштабный вид розыска, который традиционно применяют по отношению к опасным преступникам, предположительно, пересекшим ранее государственную границу. Важно понимать, что такая спецоперация открывается только в отношении лиц, представляющих особенно большую ценность для региональных и федеральных правоохранительных органов. При этом в подобных розыскных операциях обычно задействуют не только российскую таможню и пограничников, но часто и власти, а также другие структуры иностранных государств.

Комментарий к ст. 210 УПК РФ

1. До приостановления дела следователь (дознаватель) производит розыскные следственные действия (обыск для установления скрывающихся лиц; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, адресованные связям обвиняемого; контроль и запись переговоров; допрос соседей, сослуживцев обвиняемого) или иные мероприятия, например, направляет запросы в различные учреждения. После приостановления дела следователь вправе лишь истребовать и принимать представленные предметы и документы. См. коммент. к ст. 209. Если, несмотря на принятые меры, местонахождение обвиняемого (подозреваемого) не удалось установить, то поручение о розыске дается органам дознания. Розыск обвиняемых является одной из задач милиции (ст. ст. 8, 9 ФЗ «О милиции»), для осуществления которой могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия. Для эффективного розыска предварительно необходимо выявить подробные данные о личности обвиняемого .

———————————

См.: Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел. Приложение N 1 к Приказу МВД России от 5 мая 1993 г. N 213 // Вопросы расследования преступлений. М., 1996. С. 653 — 654.

2. По масштабам определяют виды розыска: местный, федеральный, межгосударственный, международный. Ведомственными нормативными актами устанавливаются условия объявления органом дознания федерального розыска (как правило, по тяжким преступлениям по истечении 2 — 6 месяцев безрезультатного местного розыска). Межгосударственный розыск проводится в пределах государств — участников СНГ, не подменяет международный розыск и может осуществляться параллельно с ним. Международный розыск производится на территории государств — членов Международной организации уголовной полиции (Интерпол) через посредничество этой организации. Объявление в международный розыск регулируется подзаконными нормативными актами (Приказ МВД России N 786, Минюста России N 310, ФСБ России N 470, ФСО России N 454, ФСКН России N 333, ФТС России N 971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»). Основанием для объявления международного розыска является достоверная информация о выезде разыскиваемого (намерении выехать) за пределы РФ, о наличии связей за пределами РФ. Для объявления в международный розыск необходимо выполнение следующих условий:

— разыскиваемое лицо имеет статус обвиняемого (см. ст. 47 УПК);

— обвиняемый объявлен (или одновременно объявляется) в федеральный розыск;

— разыскиваемый обвиняется в совершении одного или нескольких преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, которые не носят политический, военный, религиозный или расовый характер.

Международный розыск объявляется постановлением органа, осуществляющего ОРД, на основании уголовно-процессуального решения о розыске (постановления, вынесенного в соответствии со ст. 210 УПК, или указания прокурора, данного по поручению судьи в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 УПК). Постановление об объявлении международного розыска выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего ОРД, и заверяется печатью. Данное постановление с необходимыми документами направляются в НЦБ Интерпола. Если судьей будет принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании обвиняемому, в отношении которого вынесено постановление об объявлении в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу, то это постановление аннулируется и в дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Интерпола. Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля ФСБ РФ направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

4. Часть 3 комментируемой статьи в редакции Закона от 4 июля 2003 г. положила начало формированию нового уголовно-процессуального института — задержанию обвиняемого, которое по смыслу закона должно проводиться по аналогии с задержанием подозреваемого на срок до 48 часов. Однако задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Об этом см. коммент. к ст. 91. Предназначение нового института состоит в обеспечении «запрета заочного ареста». См. коммент. к ч. ч. 4 — 5 ст. 108. В случае обнаружения разыскиваемого лица оно может быть задержано, после чего незамедлительно должно быть возобновлено производство по делу.

Похоронная. Реальные коммерческие структуры, сражающиеся за каждый труп. У них есть свои люди в медицинских организациях, моргах и много где еще.

К вопросу о том, на основании какого закона работает МОРГ. Регулирует деятельность такого объекта закон под номером 8 ФЗ. В отдельных нормативных актах прописаны права и обязанности сотрудников морга. И никакой мафии там не предусмотрено.

Но это мало кого интересует. Существуют доказательства того, что ритуальщики узнавали о смерти человека, ещё в карете скорой помощи. Это к вопросу о том, как глубоко они проникли.

Все что их интересует: договор с вами. Поэтому они могут перехватить тело. И начать оказывать услуги, которые вы еще не пытались у них получить.

Так как добиться справедливости с моргом?

Добиться справедливости будет достаточно сложно. Как мы уже и сказали выше, ритуальщики пытаются действовать наперёд. И стараются перехватить тело. Чтобы как раз взимать плату за транспортировку. И раскручивать клиента на другие услуги.

Бороться с ними трудно. Начать следует с того, как все начинается. Если речь о вашем родственнике в больнице, то его не должны передавать без вашего ведома.

Если это сделано, то пишем жалобы. На имя главного врача, региональный МинЗдрав и в прокуратуру.

Для составления жалобы лучше привлечь юриста. Который подскажет, как правильно все сделать. Отбить тело у ритуальщиков или сотрудников морга будет проще. Если вы не будете ничего подписывать.

Порядок действия ритуальных бригад, определяется местными властями. Но никто не даёт им право воровать тела умерших и навязывать свои услуги.

Поэтому, если в морге труп был подвергнут каким-либо реконструкциям, а вы об этом не просили. И даже ничего об этом не знали. То можете и деньги не отдавать.

Читайте также:  Прописалась в Чернобыльской зоне в 2024 году должна ли я получать Чернобыльские по проживанию

Разумеется, они попытаются удержать у себя тело. Но права на это, у них скорее всего нет. Поэтому, дальнейший регламент действий очень простой.

К вопросу о том, кто вообще считается суицидником. Это человек, который осознанно нанёс себе повреждения, с целью лишения жизни.

Ну и к вопросу о том, какие последствия бывают после суицида. Вообще, за это вас не посадят. Если только вы не приземлились на детскую коляску с ребенком внутри. Если приземлились и выжили, то это будет крайне интересный случай. С точки зрения правоприменения. Но пока, таких случаев не зафиксировано. Есть случай, когда человек убил ребенка таким способом. Но и сам не выжил.

Далее, вас ждёт ухудшение здоровья и отклонение психики. Скорее всего, они у вас уже были. Но теперь, может быть и инвалидность. Если вы в процессе получили крайне серьёзные повреждения.

Как ищут людей в федеральном розыске?

Следственных мероприятий, проводимых с целью установления местонахождения разыскиваемого, много. Как только поступает информация о пропавшем, все сведения передаются в ГИЦ МВД РФ в шифрованном виде. Вся информация появляется в оперативно-справочных картотеках информационных центров.

Список лиц, находящихся в федеральном розыске, в обязательном порядке публикуется на официальных интернет-ресурсах органов внутренних дел тех субъектов Российской федерации, где может находиться разыскиваемый.

Для проведения розыскных работ актуальны следующие виды деятельности:

  • наблюдение, как за жилищем разыскиваемого, так и за теми местами, где он может появиться;
  • наведение справок;
  • проведение процедуры отождествления личности;
  • контроль за корреспонденцией, отправленной от имени разыскиваемого или приходящей на его адрес;
  • прослушка телефонов родных и знакомых;
  • внедрение в ближайшее окружение разыскиваемого, это также может помочь в выяснении местонахождения пропавшего;
  • обыск помещений, где может находиться разыскиваемый.

Какие существуют виды розыска

Прежде всего, нужно различать два принципиально разных по природе, назначению и последствиям для призывника вида розыска – от военкомата и от органа следствия.

  • Розыск по запросу военкомата. Это первичный вариант – пока нет ни уголовного, ни даже административного дела, но призывника нет тоже, и надо его отыскать. Тогда районный отдел военкомата направляет соответствующий запрос в отдел внутренних дел / полиции по тому району, в котором живет призывник. Главная задача – найти и привести товарища в военкомат. А уже по результатам поиска и привода могут возбудить дело по статье 21.6 Кодекса об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ) или обойтись без этого.
  • Розыск в рамках уголовного дела. Если по запросу военкомата найти призывника так и не удалось, и его действия уже явно напоминают уклонение от воинской обязанности, военкомат может передать соответствующие материалы в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 328 Уголовного кодекса (федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ). Если дело возбудят (а скорее всего, так и будет), следователь объявит подозреваемого по нему – нашего призывника-уклониста – в федеральный розыск.

По территориальному масштабу проведения розыскных мероприятий в контексте розыска призывников выделяют два вида (межгосударственный и международный тут не счет):

  • Местный розыск. Проводится в пределах одного субъекта федерации (региона): области, края, республики и т. п. Как правило, в таком формате призывников ищет полиция по запросу военкомата. Для начала могут ограничиться даже городским районом или городом. Полицейские посетят адрес регистрации разыскиваемого, опросят родственников и, возможно, соседей. Если не найдут в пределах района, будут искать в пределах региона. Если у призывника есть родственники и / или друзья в другом субъекте федерации, передадут материалы коллегам туда.
  • Федеральный розыск. Проводится по всей территории страны, как правило, по решению следователя в рамках уголовного дела. Информация о разыскиваемом передается по всей системе МВД, включая его подразделения на транспорте. Федеральный розыск намного серьезнее и плотнее местного. Разыскиваемых отслеживают при покупке билетов на самолет, поезд или междугородний автобус – при этом ведь нужно предъявлять паспорт. Могут обнаружить при попытке устроиться по трудовому договору, при попытке выехать за границу и т. д.

Федеральный розыск – это…

Существует несколько видов розыска. Все они различаются по масштабу проводимых розыскных мероприятий:

  • Местный – проводится в том же населенном пункте, где проживал пропавший.
  • Региональный – территория охвата расширяется до пределов региона.
  • Федеральный – розыск пропавшего лица ведется на территории всей страны.
  • Межгосударственный – проводится в масштабах стран СНГ.
  • Международный – розыскные мероприятия ведутся по всему миру. Чаще всего объявляется в том случае, если достоверно известно, что разыскиваемое лицо пересекло границу государства.

“Три дня” уже в прошлом

Следственный комитет РФ, МВД и генпрокуратура в январе прошлого года утвердили приказ, в котором указаны все правила рассмотрения обращений по пропаже людей.

В документе упомянуты практически полные, хотя и не исчерпывающие обстоятельства, согласно которым можно сделать вывод, что пропавший человек подвергся нападению преступников. “Одними из таких обстоятельств являются пропажа человека с мобильным телефонов или авто, несовершеннолетний возраст, наличие у человека значительной суммы денег и т.п.” – уточнили в пресс-центре Генпрокуратуры РФ.

По новой инструкции, все сигналы о пропаже человека должны быть проверены независимо от срока давности и того, на каком месте зафиксирован факт исчезновения.

Оно допускается по истечение периода, отведенного на реализацию всех необходимых мероприятий по обнаружению гражданина. Срок международного розыска ограничен 1 годом. Однако предусмотрена возможность его продления. Для продолжения оперативно-розыскных мероприятий ежегодно должно направляться уведомление в НЦБ.

Международный розыск завершается, если:

  • Местонахождение разыскиваемого гражданина установлено на территории РФ или зарубежного государства.
  • Обнаружен труп лица или получены документальные подтверждения о его смерти.
  • Прекращено уголовное производство.
  • Произведена выдача субъекта правоохранительным органам, инициировавшим розыск.
  • Гражданин задержан на территории России.
  • Изменена мера пресечения.
  • Издан акт об амнистии.

Что такое федеральный розыск человека и его последствия

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан. Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Как можно узнать, находится ли человек в федеральном розыске?

Чтобы не стать жертвой мошенника или хуже того, преступника, обязательно проверьте человека, есть ли он в базах федерального розыска. Сделать это можно несколькими способами.

Читайте также:  За что могут забрать машину в 2024 году приставы

Найти человека по фамилии в списке базы федерального розыска. На сайте МВД в специальном сервисе «Внимание, розыск!» есть общедоступная информация. Она открыта для всех. Нужно только внести фамилию и дату рождения. Казалось бы, все так просто. Но здесь есть свои нюансы. Во-первых, вы получите только ответ «да» или «нет». За более подробной информацией придется обращаться дальше – писать заявления в Главное управление уголовного розыска МВД России и ждать официального ответа несколько дней. Во-вторых, общедоступной эта информация становится тогда, когда правоохранители привлекают к поискам СМИ. И поэтому в сервисе «Внимание, розыск» можно найти далеко не всех, кто действительно объявлен в федеральный розыск. Большая часть данных закрыта.

Срок давности применяется только в том случае, если разыскиваемым лицом является уголовный преступник:

  • 2 года для преступлений легкой тяжести.
  • 6 лет для преступлений средней тяжести.
  • 10 лет для преступлений тяжкого характера.
  • 15 лет для преступлений особо тяжкого характера.

Однако, есть нюанс – срок давности начинает исчисляться со дня совершения преступления и до вынесения приговора суда. То есть, если по делу шло следствие слишком долго, и до суда так и не дошло, а срок давности вышел, то и претензии к преступнику у правосудия уже нет.

В отношении без вести пропавшего гражданина розыскные мероприятия по решению суда могут быть завершены, а он сам признан умершим спустя год. Через 15 лет федеральный розыск прекращается, а сведения об разыскиваемом удаляют из базы данных, но в архиве они по-прежнему могут храниться.

В середине XX в., после попытки сузить понятие розыска до ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями, данное понятие стало рассматриваться в широком и узком смыслах. При этом в узком смысле под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, в частности), широкий смысл данного понятия в современных работах последователей, как и раньше, отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с ОРД в целом, поскольку предполагает выявление готовящихся и совершенных преступлений, установление виновных лиц.

Розыскная работа является самостоятельным направлением ОРД. Она включает не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, розыск лиц, пропавших без вести.

Осуществление розыскной работы обеспечивает нормальные условия ведения предварительного следствия, своевременное получение информации о подозреваемых лицах, скрывшихся обвиняемых и подозреваемых. Кроме того, оно направлено на повышение эффективности судебного разбирательства, привлечение преступников к ответственности и является одним из важнейших средств предупреждения рецидива со стороны скрывшихся преступников.

К нормативным актам, регулирующим розыскную работу, наряду с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 210, 238, 253 УПК РФ) и Законом об ОРД (ст. 2) относятся подзаконные ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты.

Розыскная работа — это нормативно урегулированная деятельность правоохранительных органов по обнаружению разыскиваемых лиц и принятию к ним мер, предусмотренных законодательством, установлению личности неизвестных, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, исполнения определенных обязанностей, отбывания наказания, безвестного исчезновения.

Розыскная работа относится к исключительной компетенции правоохранительных органов. В связи с этим таковой нельзя считать деятельность частных детективов по поиску без вести пропавших граждан.

Объектами розыска являются следующие лица:

  • скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда:
  • уклоняющиеся от уголовного наказания;
  • без вести пропавшие.

Скрывшимися от органов дознания, следствия, суда считаются подозреваемые и обвиняемые, нарушившие избранную в отношении них меру пресечения, совершившие побег из-под стражи в целях уклонения от уголовной ответственности за содеянное. При этом побег из-под стражи является общественно опасным деянием, за которое дополнительно предусмотрена ответственность по ст. 313 УК РФ.

К категории уклоняющихся от отбывания наказания могут быть отнесены лица: совершившие побег из мест лишения свободы; оставившие место отбывания исправительных работ: осужденные к лишению свободы, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы и которые не возвратились в эти места; уклоняющиеся от наказания и скрывающие свое местонахождение.

К пропавшим без вести относятся лица, исчезнувшие внезапно без объяснения каких-либо причин, не оставившие сведений о себе, местонахождение которых остается неизвестным.

Задачами розыска являются:

  • обнаружение местонахождения известных органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых);
  • предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязательств, безвестного исчезновения;
  • установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, не способных сообщить сведения о себе в силу состояния здоровья или возраста.

Основными субъектами розыскной работы выступают: а) подразделения полиции, осуществляющие криминальный розыск, которые входят в структуру Главного управления уголовного розыска: б) подразделения полиции (управления, отделы организации охраны общественного), функционирующие в структуре Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; в) подразделения ФМС России; г) следователи.

В структуре уголовного розыска функционируют территориальные подразделения криминального розыска (отделы, отделения, группы) и отдельные сотрудники, которые специализируются на розыскной работе.

Подразделения криминального розыска осуществляют розыск следующих категорий лиц:

  • скрывшихся от органов дознания, следствия и суда;
  • совершивших побег из-под стражи (конвоя), из ИУ, СИЗО или из-под охраны войскового наряда (совместно с оперативно- розыскным органом УИС);
  • осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колониях-поселениях, не прибывших к месту, указанному в предписании, а также самовольно оставивших эти места;
  • психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения;
  • уклонившихся от исправительных работ;
  • пропавших без вести;
  • уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу, сборов и альтернативной службы;
  • лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить сведения о себе.

Кроме того, к компетенции данных подразделений относится установление личности погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.

Специфической особенностью розыскной работы подразделений уголовного розыска является ведение оперативными сотрудниками ДОУ в форме розыскного дела (РД). Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, анализа поисковых мероприятий и планирования работы. В РД концентрируются уголовно-процессуальные документы, послужившие основанием для объявления розыска и осуществления ОРМ; общие и частные планы работы по РД; рапорты и справки об их выполнении; материалы служебной переписки с различными подразделениями и другие необходимые оперативно-служебные документы.

Для заведения РД выносится постановление, которое утверждается руководителем территориального органа, осуществляющего ОРД. Кроме того, заполняются учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок. Учетно-регистрационные документы направляются в ИЦ УВД, а сторожевые листки находятся в картотеке паспортно-визовых подразделениях ФМС РФ.

Заведенное РД прекращается по следующим основаниям: 1) лицо разыскано; 2) прекращено уголовное дело или судом принято решение об отмене обвинительного приговора в отношении разыскиваемого лица; 3) имеется документальное подтверждение о смерти разыскиваемого; 4) розыск прекращен органом, в производстве которого находится уголовное дело, либо органом, обладающим соответствующими процессуальными полномочиями. О прекращении РД выносится мотивированное постановление, которое утверждает руководитель ОВД.

В функции подразделений полиции охраны общественного порядка входит;

  • розыск несовершеннолетних, ушедших из дома, школы-интерната, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных школ и специальных училищ;
  • установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность (паспортов, удостоверений, пропусков и т.п.);
  • розыск лиц, совершивших побег из лечебно-трудовых профилакториев;
  • установление личности лиц, которые по состоянию здоровья или возраста не могут сообщить сведения о себе.

Подразделения ФМС России осуществляют розыск:

  • должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов и возмещении вреда;
  • должников (ответчиков) по делам о взыскании средств с граждан в пользу юридических и физических лиц, если сумма долга составляет не менее трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ;
  • иностранных граждан и лиц, уклоняющихся от регистрации в ОВД;
  • граждан Российской Федерации, утративших связь с родственниками (лицами, утратившими связь с родственниками, считаются те, кто не желает поддерживать связь с ними либо относится безразлично к поддержанию родственных связей).
Читайте также:  Дополнительное соглашение к договору купли-продажи образец бланк

Следователи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п. 38 ст. 5 УПК РФ) принимают розыскные меры для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Анализ следственной практики показывает, что на розыскную деятельность приходится до 30% всего времени, отводимого на расследование преступления.

В соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ следователь выступает инициатором розыска скрывшегося обвиняемого, который поручает органам дознания. При этом он выносит постановления о приостановлении производства предварительного следствия (ч. 2 ст. 208 УПК РФ), об объявлении розыска и избрании меры пресечения, а также заполняет справку на разыскиваемое лицо.

После приостановления предварительного следствия, если лицо, подлежащее привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, не установлено, следователь обязан принять меры к его установлению. В ситуации, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо его местонахождение не установлено по иным причинам, следователь обязан принять меры к его розыску (ст. 209 УПК РФ).

Законодательство также не исключает возможности производства розыскных действий органом дознания на основании положений ст. 157 УПК РФ.

В тех случаях, когда подсудимый скрылся во время судебного разбирательства, суд выносит определение о розыске данного лица (ч. 3 ст. 253 УПК РФ).

Наряду с перечисленными подразделениями в розыскной работе могут принимать участие подразделения внутренних войск, которые совместно с территориальными ОВД участвуют в местном розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск, самовольно оставивших место службы (дезертиров), выполняют розыскные задания округов, соединений и частей внутренних войск.

Розыскная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с различными правоохранительными и иными государственными органами: ФСИН России, ФССП России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, органами прокуратуры, а также государственными органами и общественными организациями.

Розыскная работа проводится в соответствии с упорядоченной системой, в которую в зависимости от территориальных границ розыска входят следующие его виды: 1) местный; 2) федеральный; 3) межгосударственный; 4) международный.

Местный розыск осуществляется после проведения первоначальных мероприятий и ведется на территории субъекта РФ. После его объявления производится сбор сведений, характеризующих личность разыскиваемого. В функции сотрудников розыскного подразделения входят: проверка разыскиваемого по учетам; направление розыскных заданий и ориентировок; изучение сводок; ознакомление личного состава с приметами разыскиваемого; использование возможностей СМИ (объявления, фотографии, видеосюжеты и др.); установление отношений с родственниками и лицами из окружения разыскиваемого для получения оперативно-значимой информации и др.

Федеральный розыск — комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий ОВД, направленных на обнаружение разыскиваемого лица на всей территории РФ 1 В ряде европейских стран (Соединенном Королевстве, Испании, Италии, Франции) розыск, проводимый на всей территории страны, называется национальным, а в США — государственным. .

В процессе такого розыска сигнальная система оперативно- справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Он объявляется по истечении трех месяцев в случаях, когда меры местного розыска исчерпаны, не принесли положительных результатов, а разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск проводится при наличии информации о том, что разыскиваемое лицо может скрываться на территории другого государства, после объявления федерального розыска.

С распадом СССР и образованием независимых государств на основе бывших союзных республик появилась проблема, связанная с уклонением преступников от уголовного преследования и отбывания наказания во вновь образованных государствах. На основе заключенных странами — участниками СНГ межгосударственных соглашений начал формироваться новый вид розыска, ограниченный территориальными рамками государств Содружества, который стал называться межгосударственным.

Правовые нормы, регулирующие порядок международного розыска, сосредоточены в многочисленных международных и внутригосударственных источниках: Уставе СНГ (1993), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция 1993 г.) и др.

Вопросы сотрудничества правоохранительных стран СНГ в целях осуществления межгосударственного розыска отражены в следующих актах: Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.), Соглашении о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, 1995 г.). Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 1998 г.) и др.

Система межгосударственного розыска аналогична существующей системе федерального розыска и не подменяет международный розыск. Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда предпринятые меры розыска не привели к установлению или задержанию разыскиваемою и имеются основания предполагать, что данное лицо выехало или намеревается выехать в другое государство СНГ, или имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на территории одной или нескольких стран Содружества.

В целях активизации взаимодействия министерств внутренних дел государств — участников СНГ в решении розыскных задач и повышения эффективности реализации многосторонних и двухсторонних международных договоров и соглашений в сфере борьбы с преступностью 28 марта 2002 г. решением Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ утверждена Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска № 1/1784. Данная Инструкция определила единый порядок взаимодействия министерств внутренних дел СНГ по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов, идентификации неопознанных трупов.

Основными формами взаимодействия в осуществлении межгосударственного розыска являются:

  • розыск лиц, скрывшихся от уголовной ответственности или отбывания наказания, а также без вести пропавших;
  • исполнение запросов о проведении ОРМ и следственных действий;
  • обмен оперативно-розыскной и иной информацией; своевременное направление постановлений об объявлении межгосударственного розыска в Межгосударственный информационный банк (создан на базе ГИАЦ МВД России);
  • выработка и внесение предложений по устранению причин и условий, затрудняющих совместную ОРД, органами государственной власти государств — участников СНГ;
  • подготовка материалов по розыску обвиняемых.

Особенности международного розыска

Международный розыск ОВД в РФ производится в следующих ситуациях:

  • наличие достоверных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации в другое государство;
  • поступление запроса из национального бюро Интерпола о розыске человека, который въехал на нашу территорию из другого государства.

В качестве основания международного розыска выступает запрос в национальное бюро Интерпола в РФ, который формируется соответствующим ОВД. Он включает исчерпывающую информацию о человеке, объявленном в международный розыск, включая связанные с ним события и факты, наименование иностранных государств, городов, населенных пунктов, куда он может направляться, конкретные адреса, имена и фамилии людей, названия организаций (учреждений), которые это лицо может посещать.

Помимо этого, в запросе должны содержаться указания на основания розыска. Это может быть дата и номер возбужденного уголовного дела, краткая фабула, статья УК РФ, избранная мера пресечения (включает указание даты избрания и судьи, который удовлетворил ходатайство), целесообразность установления контроля передвижения разыскиваемого лица в случае его обнаружения, потребность в задержании с дальнейшей экстрадицией.

Поговорим о розыске: как без вести пропавших, так и преступников. А именно: какой бывает розыск, как нужно правильно оформлять людей в розыск и когда он заканчивается.

В Российской Федерации в сутки в среднем пропадает без вести около 200 человек. Несколько десятков тысяч за год. Большую часть из них находят.

Причины, по которым люди пропадают, совершенно разные:

  • это пожилые люди, которые в силу своих возрастных заболеваний забывают, где они живут;
  • это дети, которые заблудились-заигрались;
  • это преступники и правонарушители и т. д.


Похожие записи: