Взыскание материального ущерба с виновника ДТП

28.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание материального ущерба с виновника ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на то, что обязательное страхование автогражданской ответственности установлено с целью обеспечения защиты прав потерпевших в результате ДТП граждан, в том числе в части возмещения причиненного вреда, предусмотренные законом об ОСАГО суммы, далеко не всегда покрывают понесенные потерпевшей стороной расходы.

Как работает ОСАГО по вопросу износа

Да и выплаты по полису ОСАГО носят несколько отсроченный характер. Иными словами, страховая компания возмещает не сразу и не все, например, износ запчастей и деталей кузова.

Важно! Согласно разработанной Банком России Единой методике расчета величины расходов, связанных с восстановлением поврежденного в ДТП транспортного средства, при определении суммы ущерба и затрат на ремонт:

  • учитывается износ отдельных запасных частей и деталей кузова;
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

В итоге получалось, что водитель помимо того, что ежегодно оплачивал немалую стоимость страховки, еще и вынужден был в случае аварии доплачивать за ремонт транспортного средства из собственного кармана.

И так было на протяжении двадцати лет, пока Конституционный суд не пришел к иному выводу и не вынес соответствующее разъяснительное постановление.

Кто возмещает ущерб при ДТП?

Обязательное страхование ответственности каждого владельца машины предназначается для того, чтобы при ДТП пострадавшая сторона могла без сложностей получить компенсацию от страховой компании. Поэтому после аварии обращаться надо непосредственно в эту организацию.

Но фирмы выплачивают компенсацию только при удовлетворении определенных условий, к которым относится то, что авария должна включаться в страховые случаи, поэтому если автовладелец при ДТП находится в состоянии опьянения, то фирма откажет в компенсации. В этом случае ему придется возмещать нанесенный ущерб за счет личных средств.

По ОСАГО возмещается не только ущерб, нанесенный имуществу, но и здоровью граждан, но только в размере установленного лимита. Если компенсация превышает данное значение, то происходит взыскание ущерба с виновника ДТП.

Судебные решения взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО

В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.

Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).

Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.

Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2023 году, если будет установлено:

  • Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
  • Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
  • К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.

Юридическая помощь компании ПравоЗащита

Содействие юриста по возмещению ущерба при ДТП увеличивает шансы на справедливую компенсацию. Компания ПравоЗащита предлагает пострадавшей стороне любую помощь – от бесплатной первичной консультации до сопровождения дела в суде. Цена услуг начинается с 5000 рублей, а итоговая стоимость зависит от сложности дела. При положительном результате наши клиенты возмещают свои расходы за счет виновного лица.

Для взыскания ущерба с виновника ДТП юрист:

  • проводит переговоры с виновной стороной;
  • ведет претензионную работу и составляет мировое соглашение;
  • формирует доказательную базу для суда;
  • составляет иск;
  • защищает права клиента на процессе.

Опытный адвокат по возмещению ущерба при ДТП окажет помощь и на этапе исполнительного производства. Он проследит за тем, чтобы пострадавший получил выплаты в полном объеме за счет материальных активов виновника.

Пример из судебной практики

Автолюбитель Сергей в январе 2018 г. стал инициатором столкновения с соседним автомобилем. Полис ОСАГО был у него оформлен, и страховой случай зафиксировали сотрудники ГИБДД. Обратившись в свою страховую компанию, Сергей оформил урегулирование вреда.

Спустя 8 месяцев, он получил судебное извещение. Требование заключалось в том, чтобы инициатор аварии доплатил разницу между настоящим уроном и возмещением от СК с учетом износа. Юрист, к которому обратился Сергей, ответил, что взыскивание от истца вполне законно в свете Постановления КС от 10 марта 2017 г. № 6-П.

Цитируем выдержку из п.5.3:

Ст.15; п.1 ст. 1064 и п. 1 ст. 1079 Гражданского Кодекса регулируют восполнение потерь имущества истца в полноценном объеме виновником ДТП, гражданская ответственность которого защищена договором ОСАГО. Вред должен возмещаться с представлением доказательств того, что компенсирование от страховщика не покрыло действительный убыток жертвы наезда.

Вывод напрашивается сам. Восстановить поломки автомобиля возможно при обращении в суд по месту жительства виновного шофера!

Читайте также:  ЕНС для ИП в 2023 году

Согласно с ныне действующим законодательством Российской Федерации, граждане, что попали на своем автомобиле в ДТП, при этом не по своей вине, могут рассчитывать на компенсацию ремонта по страховому полису ОСАГО.

Это действует лишь в том случае, когда такой документ присутствует и не закончил срока своего действия.

Максимальный размер суммы, что предоставляется в качестве компенсации морального ущерба, прописывается в полисе, однако окончательная сумма, что будет вам предоставлена, рассчитывается специалистами оценщиками страховой компании и зависит от степени износа транспортного средства.

Наряду с этим имеется возможность рассчитать степень износа по ОСАГО самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, однако придется учесть некоторые важные моменты, без учета которых получить точную сумму за будущий ремонт вам не удастся.

  1. Как рассчитывается износ по ОСАГО
  2. Как рассчитывается износ автомобиля
  3. От чего зависит процент износа автомобиля
  4. Законодательство по вопросам износа тс по ОСАГО
  5. Максимальный процент износа машины по ОСАГО
  6. Можно ли взыскать износ с виновника
  7. Как избежать износа в ОСАГО

Можно ли и как избежать выплаты?

Как уже было сказано выше, ситуации, когда полностью удается избежать взыскания выплаты износа по ОСАГО, случаются редко.

Самый распространённый аргумент, который принимают суды – требования потерпевшего не обоснованы, он не доказал факт ремонта авто новыми запчастями соответствующими документами об их покупке и о работах в автосервисе.

Ну или же во всем виноват страховщик, он не доплатил, и вообще не должен был платить, а должен был отремонтировать авто. Теперь вот об этом давайте немного подробнее!

Почему именно “удается убедить суд“, а не иначе?

Дело в том, что по закону потерпевший должен доказать не фактические расходы на произведенный ремонт, а фактический ущерб. Именно о фактическом ущербе и говорил Конституционный суд. А фактический ущерб – это то, сколько будет стоить восстановить поврежденное авто в то состояние, в котором оно было на момент ДТП, то есть отремонтировать.

Некоторые судьи путают понятия “фактический ущерб” и “фактические расходы” и поэтому выносят решения в пользу ответчиков. Но, даже если такое решение будет принято судом первой инстанции, не факт, что оно устоит в апелляции.

Доказывать, что во всем виноват страховщик, сложнее. Его в таком случае необходимо привлекать к делу третьим лицом. Делать экспертизу и доказывать, что он не доплатил потерпевшему. При этом выяснять, на каком основании вообще была произведена выплата, ведь сейчас установлен приоритет страхового возмещения в виде ремонта на СТО.

Хотя на этот счет, в законе для них предусмотрена лазейка. Если у страховщика нет договора со станциями, удовлетворяющими условиям по восстановительному ремонту, то он имеет право выплатить деньгами. При этом, даже если такие станции есть, страховой компании выгоднее нарушить порядок организации ремонта и выплатить деньгами, ведь СТОА ремонт оплачивается без учёта износа деталей, а потерпевшему по ОСАГО деньги выплачиваются с износом.

Как виновнику избежать взыскания

Если рассматривать ситуацию со стороны виновника аварии, то, для него прогнозы неутешительны. Как показывает судебная практика 2019 года, вероятность отказа в удовлетворении требований истца присутствует.

Важно! Чаще всего вынесение решений не в пользу заявителей обусловлено тем, что последние не в состоянии доказать величину реальных расходов на ремонт автомобиля. При этом суммы, фигурирующие в отчетах независимых экспертов, значительно завышены.

Однако если потерпевшему все-таки удастся представить убедительные доказательства, ответчика обяжут возместить не только сумму ущерба, но и расходы, связанные с оказанием юридических услуг, оплатой услуг оценщика, а также моральный вред.

В связи с такой перспективой виновнику аварии предстоит непростой выбор:

  • возместить разницу по износу в досудебном порядке с переплатой, так как эксперт с высокой долей вероятности рассчитает большую сумму;
  • попробовать отстоять свою позицию в суде, надеясь на то, что истец не сможет подтвердить произведенные расходы и выплатить в итоге меньшую сумму возмещения, чем заявлена в претензии. Тем не менее, в этом случае суд дополнительно взыщет стоимость услуг представителя и небольшую сумму морального вреда.

Правовое урегулирование по возмещению причиненного ДТП ущерба в 2020 году содержится в Гражданском Кодексе (ст. 15, 1064, 1083 и 1094), Законе № 40 «Об ОСАГО» (ст. 4, определяющая гражданскую и административную ответственность перед другими участниками движения) и в Правилах страхования по КАСКО.

Степень виновности и меры компенсации пострадавшим лицам основывается на нормах Административно-Правовой базы КоАПП, в статье 12 подробно описываются все последствия для нарушившего Правила Движения водителя, здесь же можно узнать о своде правил по различным видам нарушений, меру наказаний и размер компенсации по ним.

Что касается особо серьезных последствий от действий неумелого водителя при совершении маневров на автострадах, повлекших серьезные увечья или смерть участников движения, в 2020 году рассматриваются Уголовным Законодательством России.

Возмещение ущерба с виновника ДТП через суд

На сегодняшний день каждый автовладелец имеет полис страхования ОСАГО, согласно которому пострадавший имеет право получить страховое возмещение от страховой компании. Но в некоторых случаях обязанность по выплате компенсации возлагается непосредственно на виновника ДТП. Как показывает практика, взыскать ущерб с виновника аварии несложно, если имеют место следующие обстоятельства:

  • у виновника аварийной ситуации отсутствует действующий полис страхования, или же его срок действия на момент аварии исчерпан. В такой ситуации суд признает право пострадавшего требовать материальную компенсацию непосредственно с виновника ДТП;
  • если общая сумма ущерба превышает установленные законом максимальные пределы. Если в процессе судебного заседания будет выявлено, что сумма причиненного ущерба превышает лимит страхового возмещения по закону, то разница будет возложена на виновника аварии;
  • если автомобиль получил повреждения, не находясь в движении. Например, если машина стояла на стоянке, и в нее въехал другой автомобиль, то на его владельца будет возложена ответственность за компенсацию материального ущерба, поскольку в такой ситуации страховая компания платить откажется из-за того, что данный случай не попадает в категорию страхового;
  • если количество пострадавших превышает три и более человека. В такой ситуации лимит страховой выплаты увеличивается, однако, как показывает практика, даже этой суммы не хватает на выплату полноценной компенсации пострадавшим. В таком случае вся материальная ответственность будет переложена на виновника аварийной ситуации, который будет обязан возместить все расходы пострадавших в полном объеме за свой счет;
  • если в результате ДТП у пострадавшего были диагностированы проблемы со здоровьем, и затраты на лечение превышают страховой лимит.
Читайте также:  ФНС рассказала, в какие сроки предстоит платить удержанный НДФЛ с нового года

Окончательная сумма денежного возмещения будет зависеть также т того, насколько изношен автомобиль. Таким образом, прежде чем рассчитать справедливую стоимость материального ущерба, оценивается состояние машины. Это помогает определить реальную стоимость ремонта, и не дает возможность пострадавшему улучшить свое авто по максимуму. Единственное, на что он может рассчитывать — это на возмещение того вреда, который был причинен машине в результате конкретного ДТП.

Исходя из действующей судебной практики, сумма окончательной компенсации, возложенной на виновника ДТП, будет состоять из следующих компонентов:

  • затраты на услуги фирм и организаций, которые оказывают пострадавшим помощь в юридическом сопровождении процесса взыскания и оценочных работ;
  • траты на транспортировку автомобиля с места происшествия и его хранение;
  • расходы на лечение пострадавшего водителя, в частности восстановление физического и морального здоровья;
  • денежные расходы на выполнение комплексного ремонта автомобиля с учетом его износа;
  • компенсации затрат на вспомогательные услуги, например, на почтовые пересылки документации;
  • денежные траты на реабилитацию и лечение пострадавшего водителя, а также оплату санаторного лечения и сопровождающего в случае необходимости.

Помимо этого, суд также может постановить дополнительно взыскать с виновника ДТП утрату товарной стоимости. Но это происходит лишь в определенных случаях, если в результате дорожного происшествия повреждения были нанесены автомобилю, чей возраст не превышает 2 года (для отечественных моделей) и 5 лет для иномарок.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что законодательство предусматривает компенсацию расходов как материального, так и морального характера. При этом, сумма взыскания должна быть подтверждена документально. Если по каким-то причинам не предоставить в суд часть документации, сумма ущерба может быть уменьшена. Что касается морального вреда, то в соответствии с судебной практикой, на получение этого взыскания имеют право люди, которые в результате аварии получили физические травмы, или же психологические повреждения при наличии соответствующих подтверждающих документов от медицинских работников.

Что делать если виновник ДТП скрылся читайте здесь.

Потерпевший готовит иск к причинителю вреда, в котором указывает все мотивы, побудившие его обратиться в суд, а также перечисляет все претензии, которые он предъявляет в адрес ответчика. При этом, в иске он должен ссылаться на текущие законодательные нормативы, которые подтверждают его право на компенсацию. Кроме иска, заявитель обязан подать в суд определенную документацию, которая подтвердит факт дорожной аварии и разъяснит все моменты, касающиеся суммы причиненного ущерба.

Если общая цена иска составляет до 50 тыс. рублей, то подавать его необходимо в мировой суд. Если же стоимость иска превышает эту отметку, то в таком случае заявление должно быть подано в районный суд. При подаче заявления истец будет обязан заплатить пошлину, которую в процессе судебного рассмотрения можно будет переложить на виновника ДТП. Кроме того, в окончательную цену иска также включается компенсация за моральный ущерб, а также расходов на судебное производство, которые несет заявитель, и его траты на проведение необходимых мероприятий в соответствии с делом, например, проведение независимой экспертизы и составление калькуляции ремонта.

Если же виновник аварийного происшествия согласен с претензиями со стороны пострадавшего, то между сторонами конфликта может быть заключен мирный договор о выполнении обязательств по возмещению расходов. Стоит отметить, что если подобное соглашение невозможно заключить из-за несогласия виновной стороны, то компенсация ущерба при ДТП через суд — это единственный способ разрешить конфликт.

Стоит отметить, что при установлении обстоятельств, в соответствии с которыми между сторонами процесса может быть заключено мирное соглашение, необходимо действовать в полном соответствии со следующим планом:

  • все документы, касающиеся произошедшего столкновения, должны быть оформлены в ГИБДД;
  • в установленные сроки была проведена независимая экспертиза, которая определила характер повреждений и стоимость ремонта автомобиля;
  • страховая компания выдает отказ в осуществлении материальной компенсации, объясняя свое решение в соответствии с требованиями закона.

Лишь после всего этого, стороны конфликт на дороге получают право подписать между собой мирное соглашение, на основании которого и будут происходить все дальнейшие расчетные операции.

Что можно и как взыскать ущерб с виновника ДТП?

Перед тем как требовать от инициатора случившейся аварийной ситуации компенсацию, следует учесть, что оценка ущерба будет произведена с учётом реального износа автомобиля. Пострадавшему полагаются:

  1. Компенсация за поврежденный корпус и механизмы транспортного средства.
  2. Возмещение расходов на эвакуацию и хранения ТС.
  3. Если после аварии потерпевшим утеряна работоспособность, ему выплачивается компенсация в размере заработной платы.
  4. Выплаты за нанесение морального вреда.
  5. Инициатором происшествия оплачиваются все судебные издержки и экспертизы, проведенные пострадавшим по решению суда.
  6. Оплата лечения.
Читайте также:  Особо ценное имущество от какой суммы 2022 в бюджетном учреждении

Куда применяется постановление КС от 10.03.2017 г?

Страховые компании повально начали пользоваться этим постановлением. Если в ДТП пострадал автомобиль застрахованный по КАСКО, то страховщики забывают о недавней экономии, проявляют лояльность к своему страхователю, и с невиданной легкостью отправляют такие автомобили, не глядя на их возраст, на дилерские станции. Где ремонтируют их по завышенным (по сравнению с обычными СТОА) ценам. А спустя некоторое время предъявляют иск к виновнику ДТП*, требуя доплаты разницы между выплатой по ОСАГО и фактическим ремонтом, даже если ущерб не превышает лимита выплаты страховой компании.

Приведем пример: пострадавший автомобиль Toyota Land Cruiser 200 год выпуска 2014 застрахован по КАСКО и получил повреждения в виде разбитого переднего бампера, который надо менять.
Ремонт на дилерской станции составит ориентировочно 45 тысяч рублей.
Стоимость бампера у дилера около 33 тысяч и работы по замене и окраске около 12 тысяч.
Компенсационная выплата по ОСАГО составит примерно 11-12 тысяч рублей.
Бампер по справочнику РСА — 6 тыс. рублей (минус износ — процентов 30-40) остается 4 тыс. рублей, работы по замене и окраске по Единой Методике примерно 7 тыс. рублей.
Значит виновник должен доплатить.
Внимание!!! 45-11=34 тысячи рублей!
И главное – все по закону!!!

Возникает резонный вопрос: Зачем нужна такая страховка?

Ответить на него, на текущий момент, мы не в состоянии.

Что такое упущенная выгода

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ, упущенная выгода относится к разновидности убытков. В частности, это неполученные доходы, которые были бы получены в обычных условиях, если бы не нарушение права.

Исполнительный директор и руководитель аппарата Рязанского регионального отделения Ассоциации юристов России Любовь Ларина отмечает, что в судебной практике упущенная выгода понимается более широко — это неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, если бы его права не нарушили (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).

«Предпринимательство всегда связано с финансовыми рисками, но если прибыль была недополучена по вине третьих лиц, законодатель дает предпринимателю шанс возместить упущенную выгоду», — говорит Любовь Ларина.

Эксперт отмечает, что важно не путать упущенную выгоду и реальный ущерб, под которым понимаются расходы предпринимателя на восстановление нарушенного права, утраченного или поврежденного имущества.

По словам Евгения Соколова, руководителя направления «Разрешение арбитражных споров» юридической , в России убытки в форме упущенной выгоды взыскиваются не так часто. Причины понятны — предполагаемый размер сложно доказать, не менее сложно понять, что именно поведение правонарушителя привело к убыткам потерпевшего. Несмотря на это, постепенно количество удовлетворенных судами исков растет.

Как доказать упущенную выгоду

Кирилл Афонин, основатель правового telegram-дайджеста «Адвокатская Тайна», советует проявлять процессуальную активность и в любом случае предлагать свой вариант расчета.

Используйте все правовые возможности по доказыванию упущенной выгоды (ст. 65 АПК РФ, ст. 56 ГПК РФ). Например, заявите в суде о назначении судебной экспертизы для определения наиболее вероятного размера убытков (ст. 82 АПК РФ, ст. 79 ГПК РФ).

«На мой взгляд, доказать упущенную выгоду сегодня реальнее, чем это было 5-6 лет назад, благодаря Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25», – уверен Кирилл Афонин.

По сути, в суде вам придется доказывать три обстоятельства, предупреждает юрист Любовь Ларина:

  • что доход не был получен;
  • что права кредитора были нарушены;
  • что противоправное поведение не позволило вам получить доход.

Если хоть одно обстоятельство не доказано, иск не будет удовлетворен.

Как и кем определяется сумма

После наступления дорожно-транспортного происшествия следует вызвать представителей ГИБДД и все нужные для случая службы (скорая помощь, спасатели и т.д.), а также предупредить свою страховую компанию, чтобы они выслали независимого эксперта.

Это нужно для того, чтобы оформить на месте аварии все нужные документы и определить стоимость убытков каждой из сторон, оперируя правила Национального Банка РФ.

Используется такая методика:

  1. Учитываются растраты на ремонтные работы (стоимость деталей и услуг СТО);
  2. Расчет стоимости уцелевших и пригодных для эксплуатации остатков, если транспортное средство не погибло на все 100%.
  3. Учет среднего пробега автомобиля за год.

Во время определения размера страховой премии осуществляется и судебная экспертиза. В случае соблюдения всех прав суд дает одобрение для компенсации требований потерпевшей стороны.

Как подтверждать обоснованность доплаты за износ с виновника?

Конституционный суд в постановлении 6-П от 10.03.2017 предлагает при определении обоснованности доплаты с виновника учитывать следующие факторы:

  • необходимость и экономическую обоснованность понесенных расходов;
  • требования завода-изготовителя;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • достоверно ли подтверждены понесенные расходы;
  • есть ли более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений;
  • не произошло ли при использовании новых деталей, узлов или агрегатов значительного улучшения транспортного средства, которое приводит к несправедливому увеличению его стоимости за счет виновника (например, при замене деталей с нормальным износом на новые).

При этом представлять доказательства того, что размер фактического ущерба превышает сумму страхового возмещения, должен потерпевший.


Похожие записи: