Что такое НМЦК и как она рассчитывается?

22.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое НМЦК и как она рассчитывается?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


НМЦК или начальную цену единицы продукции обосновывают в плане-графике и в закупочной документации. Кроме того, закупку обосновывают в плане: указывают цель закупки, отвечает ли она требованиям нормирования. Например, если товар входит в ведомственный перечень, то максимальная цена не должна превышать цену в перечне.

Нормативный метод обоснования НМЦК

Если на закупаемые товар, работу или услугу распространяется нормирование в сфере закупок, то для обоснования НМЦК возможно использовать нормативный метод.

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ, в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Согласно пункту 2 части 3 статьи 19 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)6.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов как получателей средств соответствующего бюджета на закупку товаров, работ и услуг в рамках исполнения соответственно федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.

В частности, метод заключается в использовании предельных цен товара, работы, услуги, установленных приказами о нормировании, размещенными в ЕИС в сфере закупок.

Так, например, в системе МВД России предельная цена услуги по заправке картриджей для принтеров (печатающих устройств) в расчёте на 1 картридж составляет 700 рублей, в соответствии с разделом 6 главы II приложения к Распоряжение МВД России от 13.07.2018 № 1/7962 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций МВД России и подведомственных казенных учреждений в части закупок товаров, работ, услуг».

Нормативный метод возможно сочетать с методом сопоставимых рыночных цен, однако в этом случае НМЦК, определённая с помощью метода анализа рынка, не должна превышать нормативную.

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

Государственные и муниципальные заказчики составляют план своих закупок, в котором они обязаны указать начальную (максимальную) цену контракта (ст. 18 44-ФЗ). Следовательно, уже на этом этапе необходимо произвести расчеты и сделать обоснование цены по 44-ФЗ по каждой позиции плана. Нарушение данного требования наказывается штрафами (Письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017).

Подготовленные в соответствии с действующими регламентами планы госзакупок публикуются в ЕИС. Сведения должны быть размещены в системе на протяжении 10 рабочих дней после того, как организации доводятся утвержденный бюджет и план финансово-хозяйственной деятельности (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ).

В дальнейшем, составляя для закупки документы, делая обоснование цены контракта по 44-ФЗ, заказчик обязан придерживаться тех показателей, которые были указаны в плане. Если возникает необходимость внести изменения в условия закупки, например, потому что сократилось финансирование по конкретной позиции либо нужно учесть экономию по реализованным контракту, то корректируются планы-графики и соответственно выполняется перерасчет НМЦК.

Заказчик обязан опубликовать в системе откорректированный план-график. При этом должно оставаться не менее 10 рабочих дней до того момента, как будет размещено извещение о закупке.

Методические рекомендации из Приказа Минэкономразвития № 567 от 2.10.2013 регламентируют порядок расчета и обоснования цены контракта по 44-ФЗ, образец можно найти в Приложении № 1 этого документа.

Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ

Наряду с прочими сервисами, посвященными вопросам госзаказов, Национальной ассоциацией институтов закупок (НАИЗ) в рамках проекта «Контрактная система в действии» заказчикам предлагается онлайн-калькулятор, помогающий бесплатно рассчитать НМЦК.

Читайте также:  Все о патенте для ИП в 2023 году: условия, стоимость и льготы

В его основу положен метод сопоставимых рыночных цен, базирующийся на оценке рыночной ситуации и Методических рекомендациях.

Функционал онлайн-калькулятора позволяет вычислить такие параметры, как коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение. Также в него заложены архивные данные по ценам, он может корректировать расчетные значения с учетом способа закупки.

Калькулятор генерирует всю информацию по обоснованию цены по 44-ФЗ и представляет ее в форме, предложенной Минэкономразвития РФ. Дополнительно все сведения сводятся в таблицу.

Расчет НМЦК выглядит так.

Заполните поле «Дата подготовки обоснования НМЦК, НЦЕ». Если брали для расчета сведения, которым более шести месяцев, приведите цены к текущему уровню.

Как это сделать, читайте в рекомендации. Такие правила описаны в пункте 3.14 Методических рекомендаций.

В обоснование НМЦК или НЦЕ включите справочную информацию и документы или реквизиты документов, которые использовали для расчета.

Сведения о возможных поставщиках, которые предоставили коммерческие предложения, не указывайте. Оригиналы коммерческих предложений, а также скриншоты храните вместе с другими документами закупки. Об этом сказано в пункте 2.1 Методических рекомендаций.

Чтобы обосновать начальную цену контракта, 44-ФЗ допускает использовать способы:

  • анализ рынка;
  • расчет на основе утвержденных нормативов;
  • проектно-сметный;
  • обоснование на основе действующих тарифов;
  • затратный.

Все методы обоснования, включая проектно-сметный, используются как по отдельности, так и несколько одновременно. Законодательно не запрещено сочетать составление смет с иными способами обосновать цену контракта. Проектно-сметный метод обоснования НМЦК предполагает разработку проектно-сметной документации, которая должна войти в состав тендерной документации и лечь в основу будущего соглашения с подрядчиком. Проектно-сметная документация представляет собой пакет документов, состоящих из графических, схематических изображений, текстовых описаний и таблиц — смет. Смета содержит не только полный перечень предполагаемых работ и необходимых материалов, но и все затраты, необходимые для реализации проекта, вплоть до затрат на оплату рабочим с учетом условий их труда.

В части 9 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ перечислены случаи, когда применяется проектно-сметный метод обоснования НМЦК. Собрали их в таблице.

Можно Нельзя
Строительные работы, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства Для обоснования цены на технический или авторский надзор
Работы по сохранению памятника культуры
Текущий ремонт, если этот контракт заключается с единственным поставщиком (ч. 9.1 ст. 22)

Какие документы нужны для обоснования

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает последовательное издание пакета документов, состоящего из:

  • дефектной ведомости. Базовый документ, фиксирующий потребность заказчика в проведении определенного перечня работ и их состав. Дефектная ведомость лежит в основе расчетов;
  • локальных сметных расчетов или просто смет. Локальная смета — это частный пример обоснования НМЦК при проектно-сметном методе и первичный документ, устанавливающий стоимость отдельного участка работ. Часто строительство или реконструкция больших объектов требует проведения множества различных видов работ, строительства отдельных участков, выполнения отдельных этапов. На каждую отдельную часть составляется локальная смета;
  • проектно-сметной документации. Это весь объем сметной и проектной документации, которая имеет отношение к конкретному проекту. В документацию включаются все составленные по отдельности локальные сметы, необходимые планы, чертежи, схемы. Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ с 01.07.2019 введено правило о том, что если заказчик проводит тендер, НМЦК которого обоснована проектно-сметной документацией, такая документация одновременно выполняет функцию описания предмета закупки. Отдельно описывать предмет, как того требует Федеральный закон № 44-ФЗ, в этих случаях не требуется;
  • заключения по результатам проверки сметной стоимости. Необходимость проведения этой проверки установлена пунктом 6.2 Приказа Министерства экономического развития от 02.10.2013 № 567, где сказано, что проверке подвергнута документация, если на нужды проекта будут расходоваться бюджетные средства. Порядок и условия проверки сметной стоимости для НМЦК конкретизированы в Постановлении Правительства от 18.05.2009 № 427. Сказано, что цель проверки — установить наличие или отсутствие в сформированной цене превышения нормативных цен на строительство. Проверка НМЦК проводится отдельно от экспертизы документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ;
  • заключения государственной экспертизы. Экспертиза является обязательным этапом контроля, призванным не допустить возведение объектов, чьи свойства противоречат действующим нормам, потенциально небезопасных в эксплуатации. Ей подвергнут каждый образец обоснования проектно-сметным методом по 44-ФЗ. Правила проведения экспертизы установлены в статье 49 Градостроительного кодекса.

НМЦК – определение и для чего необходимо. Различные ситуации при определении НМЦК. Особенности размещения извещения в ЕИС

Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Правила определения НМЦК прописаны в ст.22 44-ФЗ.

Определение НМЦК выполняется заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.

Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:

  • При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;
  • При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать один участник;
  • И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.
Читайте также:  Что такое кооператив. Объясняем простыми словами

Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК в некоторых сферах закупок

  • Особенности определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
  • До установления условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса (№ 506-ФЗ от 31.12.2017 г.).
  • Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при приобретении жилых помещений, относящихся к стандартному жилью, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
  • Особенности определения НМЦК при выполнении работ, связанных с перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ.
  • Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ описывает право Правительства РФ определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения НМЦК. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» могут устанавливать порядок определения НМЦК согласно данному закону.

Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:

  • официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
  • сайта госзакупок;
  • сведений информационно-ценовых агентств;
  • статистических отчетов;
  • общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.

При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:

  • объем товара, работ, услуг;
  • срок определения НМЦК, исполнения договора;
  • место поставки;
  • изменение номенклатуры и т.д.

Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.

Индексация стоимости при определении НМЦК по приказу 841/пр:

Пункт 8 приказа 841/пр приводит перечень источников информации об индексах применяемых при определении НМЦК:

НМЦК при осуществлении подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства определяется с применением:

а) официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода или индексов фактической инфляции (при наличии), установленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (далее — индексы фактической инфляции). Индексы фактической инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения НМЦК;

К примеру, сметную документацию мы составили в ценах 4 квартала 2021 года, а НМЦК определяем во 2 квартале 2022 года, вот индекс фактической инфляции необходим для учета инфляционных изменений в этот период.

Для пересчета стоимости нам предлагают принять два типа индексов, выпускаемые Росстатом (Федеральной службы государственной статистики) или местными органами власти.

Назначаемый размер данного показателя должен быть обоснован с помощью присовокупления к расчёту использованных при этом документов и справочной информации. Обоснование, подлежащее публикации в открытом доступе в интернете, при этом не должно нести в себе названий поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Для обоснования НМЦК постановление 567 предлагает следующую её форму, состоящую из:

1. Указания на предмет контракта.

2. Таблицы, поля которой нужно заполнить:

Основные характеристики объекта закупки
Используемый метод определения с его обоснованием
Расчёт
Дата подготовки обоснования

Вопрос недели: расчет НМЦК в случае осуществления закупки у единственного поставщика

Вопрос: работаем по пунку 4 часть 1 статьй 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупки у единственного поставщика. Должен ли контракт одержать расчет и обоснование цены контракта?

Сообщаю Вам следующее:

В случае осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.

93 Закона N 44-ФЗ расчет и обоснование НМЦК, произведенные заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ, в контракте не отражаются.

Однако в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан обосновать цену контракта при формировании плана-графика.

31 июля 2019 года вступят в силу очередные поправки к Закону N 44-ФЗ. В основном изменения коснутся закупок у единственного поставщика. В частности, с 01.10.2019 исключили обязанность обосновывать объект и способ закупки, а также НМЦК при формировании плана- графика.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Статья 22 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), несколькими методами, причем метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей.

При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Читайте также:  Уже можно подавать заявление на льготы по транспортному или земельному налогу

На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей трехсот тысяч рублей.

В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Частью 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения указанной части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 указанной статьи.

  • Согласно части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 указанной статьи, не требуется.
  • Таким образом, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ положения частей 3 и 4 указанной статьи Закона N 44-ФЗ не применяются, то есть расчет и обоснование НМЦК, произведенные заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ, в контракте не отражаются.
  • Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 114 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2016 года вступила в силу статья 18 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчики обосновывают НМЦК при формировании плана-графика.

Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс Управление государственными и муниципальными закупками. Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Для обоснования цены необходимо использовать коммерческие предложения Поставщиков, информацию из сети Интернет или информацию из ЕИС (реестры закупок и реестры контрактов).

При обосновании и расчете НМЦК необходимо учитывать показатели идентичности и однородности приобретаемых товаров, работ и услуг. Идентичные товары – с одинаковыми характеристиками, однородные – с различными характеристиками, но очень схожие между собой. Понятие однородности товаров легко понять на примере лекарственных препаратов: одно и то же действующее вещество в таблетках выпускается разными производителями, размер и цвет упаковки может отличаться, но суть лекарства остается та же.

Идентичность легко объяснить на примере одежды – черная зимняя куртка с двумя карманами идентичная другой черной зимней куртке с тремя карманами. То есть различие в характеристиках настолько незначительно, что, по сути, на функционал предмета не влияет.

Удачных вам закупок, коллеги!

Товары, работы и услуги, которые изготавливают или выполняют по индивидуальному заказу, могут не иметь аналогов. По этой причине информацию об идентичных или однородных товарах, работах и услугах найти в общедоступных источниках информации не представляется возможным. В этой ситуации для определения НМЦК используется затратная методика, которая позволяет заказчику самостоятельно рассчитать начальную максимальную цену контракта на основании всех видов расходов, формирующих стоимость предмета закупки. Данный метод является наименее востребованным, так как в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития заказчики не должны рассматривать затратную методику расчета НМЦК как приоритетную. Кроме того, данный метод требует от заказчика доскональных знаний о работе поставщика, расходы которого должны быть учтены в полном объеме. Ошибки, допущенные при расчете НМЦК, затратным способом могут отпугнуть потенциальных участников госзакупок из-за заниженной цены или привести к санкциям в отношении должностных лиц заказчика, если цена будет необоснованно завышена.


Похожие записи: