Тротуар по ПДД: что можно и чего нельзя водителям

26.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тротуар по ПДД: что можно и чего нельзя водителям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пешеходом в соответствии с Правилами дорожного движения называется человек, находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу. К пешеходам также приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Особенности движения в темное время суток

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 — 200 рублей.

Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено.

Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.

Как правильно переходить дорогу пешеходу по ПДД

Пешеходы должны переходить дорогу строго по пешеходным переходам. Подобные участки найти несложно, они помечены специальной дорожной разметкой и обозначены характерными знаками. В большинстве случаев все виды переходов, кроме подземных, регулируются светофорами.

Здесь все ясно, переход можно осуществлять переход на специальный разрешающий знак регулировщика или зеленый свет установленного светофора. Стоит всегда пользоваться установленными переходами и не рисковать своим здоровьем и жизнью в целом.

На профессионально регулируемых пешеходах человек обязан руководствоваться сигналами стоящего на перекрестке регулировщика или установленного светофора. Если такого нет, опираться потребуется на стандартный транспортный светофор.

Регулируемый перекресток и пешеходные переходы на них тщательно регулируются. Если на территории стоит профессиональный регулировщик, правила перехода дороги пешеходами предусматривают, что при переходе дороги должны опираться именно на его сигналы.

На перекрестках и переходах, которые не регулируются, пешеходы имеют право выходить на проезжую часть только после оценки общего расстояния до рядом проезжающих автомобилей, их скоростного режима и будут полностью убеждены в своей безопасности. Если человек переходит дорогу вне пешехода, он не должен создавать помех для перемещения транспортных средств.

Перемещение пешехода по проезжей части

У любого движущегося человека рано или поздно возникает нужда пересечь дорогу, и самый безопасный участок для этого — специально оборудованный переход, который может быть как наземным, так и подземным. Когда на дороге не имеется пешеходного перехода, пересечение следует выполнять на перекрестке, но придерживаясь линии тротуара или обочины. В случае, когда рядом нет переходов или перекрестка, пешеходам разрешается двигаться по проезжей части с целью ее пересечения, но только на хорошо просматриваемом в обе стороны участке и под углом 90° относительно раздельной линии на дорожном полотне. На участках дороги с регулируемым движением на места для пересечения дороги указывают светофоры или регулировщики. При пересечении дорожного полотна на нерегулируемом участке человек обязан убедиться в безопасности перехода и отсутствии возможных преград, которые могут нанести вред ему или окружающим.

Запрещается при пересечении дорожного полотна задерживаться, так как во время остановки посреди дороги человек создает препятствие остальным участникам движения.

В случае, когда пересечь дорогу вовремя по каким-либо причинам не получилось, например, на светофоре загорелся красный свет, человек обязан остановиться ровно на раздельной линии и подождать следующего сигнала, разрешающего его движение. Категорически запрещается пересекать дорожное полотно во время приближения специального транспортного средства, к которым относятся машины полиции, медицинской помощи и пожарная техника.

16. Пешеход имеет право:

16.1. передвигаться по дорогам в соответствии с настоящими Правилами;

16.2. на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу,также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине.

В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.

При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;

17.2. переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, — по наземному пешеходному переходу (при отсутствии наземного пешеходного перехода — на перекрестке по линии тротуаров или обочин);

17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.

При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

Правила дорожного движения для пешеходов

В автошколах, при рассмотрении ситуаций с участием пешеходов, нацеливают водителей на правоту последних. Это превентивная мера и хорошее предостережение. По правилам пешеход не имеет преимущества перед автотранспортом.
ПДД дают чёткую трактовку термина «пешеход». Это человек, который находится вне транспорта и не осуществляющий работу на проезжей части. К пешеходу относятся человек, двигающийся в инвалидной коляске, ведущий велосипед, мотоцикл, везущий сани, тележку, детскую или инвалидную коляску».

Определение точно разграничивает субъектов, которые могут иметь двоякую роль. Действие правил однозначно:

  • едешь на велосипеде – подчиняешься правилам для водителя;
  • ведёшь велосипед – подчиняешься правилам для пешехода.

Комментарии Правил п. 4.1

Рассмотренные абзацы нормативного документа определяют приоритеты частей дороги, на которых можно передвигаться пешеходам. По данному приоритету можно опускаться ниже, если нет специального места для пешеходов, либо по нему нельзя идти.

Приоритеты можно описать следующим образом:

  1. Пешеходы должны ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам. Кроме того, им разрешено ходить по велопешеходным дорожкам. Место при этом выбирает сам пешеход.
  2. При отсутствии указанных мест, либо возможности передвижения по ним, можно идти по краю дорожного полотна.
  3. Допускается ходить и по велосипедной дорожке, не мешая велосипедистам. По краю дороги, как уже было сказано выше, можно ходить в 1 ряд навстречу потоку машин, то есть, по левой стороне. При этом пешеход также выбирает сам место для ходьбы: дорога или велосипедная зона.

Если поблизости находятся пешеходная и велосипедная дорожка, то по последней идти запрещено, независимо от качества асфальта, и наличия детской коляски.

Для пешего перемещения вдоль дорожного покрытия предназначены тротуары. Зачастую они примыкают к полосе движения автосредств или велосипедной дорожке, но могут быть отделены от них ограждением или газоном. Для пешехода наиболее безопасно двигаться по тому тротуару, который отделен от дороги участком земли.

Тротуар предназначен для передвижения пешеходов, но в некоторых ситуациях по нему могут перемещаться и транспортные средства. Такой заезд на тротуары возможен в случаях, когда водителям дорожных и коммунальных предприятий нужно подъехать к какому-либо месту, а также при доставке грузов.

Двигаться по тротуару нужно по правой стороне. В определенных ситуациях (при отсутствии велосипедной дорожки и невозможности двигаться по краю проезжей части) по ним могут передвигаться на велосипеде.

Правила движения пешехода с инвалидностью по проезжей части

Особые требования представлены к инвалидам, которые передвигаются на специальных колясках.

С одной стороны, граждане с инвалидностью вынуждены передвигаться на инвалидной коляске и не имеют иной возможности. С другой, они используют механизм, который попадает под описание транспортного средства. Так, в общих положениях ПДД дано понятие транспортного средства, под которым понимается устройство, используемое для перевозки грузов и людей.

С другой стороны, в пункте 1.2 ПДД даётся понятие «пешеход» и к данной категории участников движения причисляют также инвалидов, передвигающихся на колясках.

Получается, что в целом, к гражданам с инвалидностью применяются общие правила, распространяющиеся на пешеходов в целом. Но некоторые особенности всё же имеются, они прямо указаны в ПДД:

  • в первом абзаце пункта 4.1 ПДД указано, что даже при наличии тротуара или иной зоны для людей, граждане, которые используют инвалидные коляски, вправе двигаться по краю проезжей части;
  • в третьем абзаце указано, что обычно люди идут навстречу транспорту, но лица на колясках должны двигаться по направлению движения транспортных средств (при передвижении по дороге).

Правила и нюансы передвижения в области проезжей части

Как должен идти пешеход по дороге? Правила ДД кроме того, что определяют конкретные участки, на которых выполнение определенного вида движения разрешено, указывают дополнительно нормы и возможные действия в ситуациях, когда отдельно отведенное место для движения отсутствует или имеется:

  • Запрещено выполнение передвижения посередине дороги, а также непосредственно вблизи с разделительной полосой. Нередко возникают конфликтные ситуации, когда пешеходы, руководствуясь тем, что ПДД допускают движение по краю дороги при отсутствии других мест для этого, передвигаются рядом с разделительной полосой или выделенным конструктивно элементом трассы, который разделяет две проезжих части. В данном случае лица, находящиеся на таком участке, несомненно нарушают установленные правила, поскольку находиться в подобном месте пешеходы имеют право только в том случае, если они пересекают проезжую часть, и то в специально отведенном для этого месте и с обязательным соблюдением правил, касающихся перехода трассы;
  • Движение пешеходов в пределах автомагистрали по краю дороги в любом направлении и любом месте строго запрещено. Данное требование связано с тем, что фактически автомагистраль предназначена для езды по ним машин, автомобилей с повышенной скоростью и даже разворот ТС или обгон в таких местах запрещен, а появление пешехода может повлечь за собой ДТП даже со смертельным исходом с учетом достигаемой скорости передвижения;
  • Лица, осуществляющие движение по обочине дороги также должны соблюдать определенное направление. Так, направляясь по обочине или краю проезжей части, необходимо двигаться исключительно навстречу движению машин и прочих средств передвижения – только таким образом достигается безопасность всех участников движения – как тех, кто находится за рулем машин, так и тех, кто движется по трассе;
  • Двигаясь в темное время суток, пешеход должен понимать, что в подобных условиях резко сокращается видимость на дороге – таким образом для автомобилистов участник ДД, находящийся в пределах трассы, станет виден гораздо позже, чем в то время, когда длится световой день. Наиболее часто ситуации, которые приводят к авариям, случаются вне населенного пункта, когда скорость транспортным средствам разрешается развивать больше, чем разрешенная в населенном пункте 60 километров в час. Кроме того, в большинстве ситуаций трассы за пределами города редко бывают снабжены достаточным количеством осветительных приборов для обеспечения хорошей видимости. В свою очередь пешеходы должны учитывать тот факт, что в темное время суток люди, которые носят темную одежду, будут заметны водителям уже с более близкого расстояния, в связи с этим и направляться по трассе следует с большей осторожностью. Для того, чтобы пешеходов было лучше заметно в условиях плохой видимости, рекомендуется использовать специальные светоотражающие элементы. Подобные элементы чаще всего вшивают в одежду юных участников ДД, поскольку по их невнимательности или не знанию правил ДД опасных ситуаций возникает гораздо больше.

Тест по ПДД тест (основы безопасности жизнедеятельности) по теме

II

Тесты для пешеходов.

1. Где разрешается кататься на санках и лыжах?

1. По дороге, предназначенной для пешеходов.

2. По правой стороне проезжей части.

3. В специально отведенных местах для массового отды ха, где нет опасности выезда на проезжую часть.

2. Как должен поступить пешеход, стоящий у края проезжей части, при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?

1. Как можно скорее перейти проезжую часть.

2. Воздержаться от перехода проезжей части.

3. Как должны двигаться лица, ведущие мотоцикл, мо пед или велосипед, за пределами населенного пункта?

ГАИ: «Пешеход может идти по велодорожке. Но это не дает права велосипедисту его таранить»

— Эти пешеходы совершенно обнаглели! Идут себе по велодорожке, сигналишь — ноль реакции. С чего они взяли, что все должны им уступать? Для кого нанесли разметку? — возмущаются велосипедисты. Но и к ним у пешеходов тоже есть претензии: «Несутся по городу на сумасшедшей скорости, подрезают, на замечания не реагируют».

Взаимных упреков так много, что порой кажется, конфликт велосипедистов-пешеходов не решится никогда. Этой осенью впервые в Беларуси велосипедиста отправили на 5 лет за решетку! Напомним, молодой человек набросился с битой на пешехода, который не уступил ему дорогу. После чего дебаты между велосипедистами и пешеходами разгорелись еще с большей силой. Грозит ли пешеходу штраф за то, что он идет по велодорожке? Можно ли ездить в наушниках? Обязательно спешиваться на всех пешеходных переходах? Об этом и не только мы поговорили с Андреем Шукановым, командиром взвода дорожно-патрульной службы отдела ГАИ Фрунзенского РУВД города Минска.

Читайте также:  Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году

Если человек гуляет по велодорожке, его невозможно наказать

Встречу с сотрудником ГАИ назначаем на велодорожке возле торгового , где произошло то самое столкновение велосипедиста и пешехода. Разметка нанесена, но люди продолжают ее игнорировать: за 10 минут мне пришлось несколько раз посигналить пешеходам, которые шли по велодорожке.

При передвижении люди должны следовать ряду правил, которые введены для достижения безопасности. На первый взгляд, они кажутся простыми, но на практике имеются свои особенности:

  • Закон выделяет инвалидов на колясках в особую группу, приписывая им движение по ходу направления транспорта. Но другие инвалиды не имеют каких-то особых предписаний, их расположение на дороге регулируется общими правилами, присущими для пешеходов.
  • Гражданин может быть привлечён и к гражданско-правовой ответственности, если окажется виновным в результате оформления ДТП. Потерпевшие вправе обратиться с иском о возмещении ущерба в суд. Размер ущерба подтверждается документами и экспертизой.
  • Пешеход может быть привлечен и к уголовной ответственности, если в результате его вины другой гражданин получит тяжкие телесные повреждения (статья 268 УК РФ).
  • Организованные колонны движутся по сторонам дороги по своим правилам.
  • Велосипедисты должны следовать своим правилам и причисляются к пешим гражданам только в том случае, если катят свой транспорт рядом.
  • Человек, нарушающий правила перехода или нахождения на проезжей части не на той стороне дороги, также может быть признан виновным. Но всё рассматривается индивидуально.

Законодатель не предусмотрел ответственности за нахождение на проезжей части и пересечение дороги в пределах населённого пункта без светоотражателей, но в случае ДТП, пеший гражданин может быть признан виновным, особенно в ситуации, когда прочее освещение было недостаточным.

Кто виноват в ДТП с пешеходом?

Штраф – это не единственный тип ответственности, который несёт пешеход при наличии вины. Однако, на практике ситуации, когда лицо, передвигающееся самостоятельно, будет виноватым, достаточно редки.

Так, в соответствии с пунктом 8.1 ПДД, водитель должен обеспечить безопасность своего манёвра, а также информировать прочих участников движения о совершаемых действиях (например, с помощью «поворотника»).

Если водитель сбил человека на переходе, то избежать ответственности не получится. Вина полностью ложится на того, кто был за рулём, так как пешеходы имеют преимущество на таких участках.

Подобная ситуация возникает и в случае, если ДТП произошло на тротуаре или обочине (при условии отсутствия тротуара). В данных местах пешеход также имеет преимущество, если шёл по нужной стороне дороги и не нарушал каких-либо других правил.

Ситуация становится более сложной, когда ДТП происходит вне пешеходных зон, то есть на проезжей части. Бытует мнение, что даже в таком случае водитель будет нести полную ответственность, но это не всегда так.

Гражданин, находящийся за рулём автомобиля или иного транспорта, будет нести ответственность в следующих ситуациях:

  • у него имелась возможность избежать столкновения;
  • освещение было достаточным, человек появился на дороге заблаговременно;
  • авария произошла в связи с неисправностью его транспортного средства;
  • водитель был в состоянии опьянения.

Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
Обратите внимание, правила разрешают особый режим движения для лиц, переносящих громоздкие вещи, а также находящихся в инвалидных колясках. Они могут по собственной инициативе вместо движения по тротуару выбрать проезжую часть.
Тем не менее, это право, а не обязанность. Т.е. даже если громоздкий предмет создает помехи другим пешеходам, выходить с ним на проезжую часть Вы не обязаны.

Будут ли ужесточать штрафы

Разговоры об этом ведутся давно. Действительно, штраф не более 500 рублей, как правило, не способен напугать человека и остановить его противозаконные действия. Тем более что в связи с реформой ГИБДД сотрудников ДПС стало меньше, и их основное внимание приковано к автомобилям.

Если водителей могут ожидать штрафы до нескольких десятков тысяч рублей, то пешие люди могут отделаться очень маленькими суммами. В то же время нередко именно действия пешеходов становится причиной ДТП. Поэтому возможно, что в скором времени появятся законопроекты, ужесточающие санкции для таких лиц.

Так активно обсуждается законопроект, обязывающий лиц, передвигающихся пешком, носить на одежде светоотражающие элементы не только за городом, но и на территории населенных пунктов.


Похожие записи: