Как сконцентрироваться на учебе и не отвлекаться

31.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сконцентрироваться на учебе и не отвлекаться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие

07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Читайте также:  Оплата больничного в 2021 году по новым правилам

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Чем взрослый может помочь, когда у подростка первая любовь?

Психолог, наставник или другой профессиональный, но посторонний взрослый может помочь подростку не просто выговориться, но и разобраться в чувствах и отношениях, а главное — снять то самое напряжение, которое испытывает подросток и теряется по жизни.

Помогающий специалист поможет подобрать техники самоконтроля, скорректировать самооценку и расширить горизонт планирования. Проблемы с учебой, помимо прочего, возникают потому, что у подростка весь ресурс уходит на обработку информации о настоящем, а о будущем он, действительно, не думает.

Важно научить человека управлять фокусом своего внимания и перемещать его с объекта влюбленности, который, безусловно важен, на другие приоритеты: профориентацию, карьеру, собственное развитие.

Как найти в себе силы сосредоточиться на учёбе

Для начала чётко сформулируйте цель. Например: поступить в вуз на бюджет/ учиться на пять/ сдать ЕГЭ на 100 баллов.

А теперь прежде чем начать что-то делать, спрашивайте себя: «Это шаг в сторону моей цели? Или от неё?»

Ну что, появилось желание свернуть горы? Замечательно! А чтобы эта мотивация не покидала вас, мы подготовили пять советов, как учиться лучше и эффективнее.

Делать уроки по вечерам — плохая идея

К четвертому классу ребенок сможет себя где-то преодолеть, даже когда устал, не выспался, когда не хочется. А в пятом опять не сможет, потому что пубертат, гормональная буря и опять проблемы с организацией внимания, с контролем деятельности, с управляющими функциями. И так лет до 15–16, а потом взрослый.

Но, к сожалению, управляющие функции — это такая чуткая структура. Взрослый человек не выспался, и нет контроля деятельности. Расстроен чем-то — нет контроля деятельности. Да, взрослый человек может себя заставить, но какой ценой.

Цена, которой заставляет себя ребенок, чаще всего — это здоровье физическое и психическое.

Поэтому, когда родители говорят: «Он невнимательный», я обычно отвечаю: «Давайте искать причину». В семь часов вечера, когда вы приходите с работы и садитесь за уроки, ребенок не может быть внимательным. То есть вы можете его заставить, но помните всегда, какой ценой — ценой здоровья, потому что это будет чрезмерное напряжение. Он должен выполнить все задания, все уроки до шести часов вечера, потом работоспособность уже очень низкая или ниже нуля. Значит, будет сильное функциональное напряжение.

Пять важных фактов о внимании, о которых нужно знать, чтобы понять своего ребенка

  • Внимание существует не само по себе, а только внутри определенных видов деятельности. Можно внимательно или невнимательно смотреть, слушать, двигаться. И ребенок может, например, внимательно смотреть, но невнимательно слушать.
  • Внимание бывает непроизвольным (когда не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы быть внимательным) и произвольным. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.
  • Для того, чтобы «включить» в классе произвольное внимание, ребенку необходимо уметь с помощью непроизвольного обнаруживать определенный сигнал (например, голос учителя), не обращать внимания на конкурирующие (отвлекающие) сигналы, быстро переключаться, когда необходимо, на новый сигнал.
  • Пока точно неизвестно, какие области мозга отвечают за внимание. Вернее, ученые выяснили, что в регуляции внимания принимают участие многие структуры: лобные доли коры мозга, мозолистое тело, гиппокамп, средний мозг, таламус и другие.
  • Дефицит внимания иногда сопровождается гиперактивностью и импульсивностью (СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью), но часто невнимательные дети бывают и медлительными.
  • Невнимательность — это вершина айсберга. У таких детей выявляется целый комплекс особенностей функционирования нервной системы, которые в поведении проявляются как проблемы с вниманием.
Читайте также:  Материальная ответственность работника

Подготовка к учебе против нашей собственной воли — это не то, что сильно способствует нашей концентрации, в идеале нужно искать причины, по которым нам удобно учиться. Таким образом, мы сможем достичь внутренней мотивации, которая поможет нам повысить нашу концентрацию.

Хороший способ получить такую ​​мотивацию — это поставили перед собой достижимую цель в краткосрочной перспективе, так что мы можем идти за ней и чувствовать, что мы позитивно движемся к ее достижению. Например, просмотрите главу учебной программы, завершив ее за следующие 4 часа.

  • Вам может быть интересно: «Типы мотивации: 8 мотивационных источников»

В целом, чувство беспокойства присутствует, когда мы чувствуем, что у нас много нерешенных проблем и мы ничего не продвинули. Управлять этой болью важно, потому что, если она очень сильна, она может парализовать нас, стараясь не подвергать себя ничему, что напоминает нам об этой обязанности.

Один из способов избежать этого характерного чувства во время экзаменов — составить расписание с изучаемыми темами в порядке их актуальности. Таким образом, мы можем последовательно сосредоточиться на этих задачах, способствуя немедленному восприятию нашего прогресса и не позволяя страданиям овладевать нашим разумом. Чем более организованными мы будем при планировании учебного дня, тем больше мы будем сдерживать беспокойство.

Стоп соцсетям! Перезагрузка

Избавиться от интернет-зависимости непросто, но при помощи родителей это возможно. Если взрослые будут каким-то образом поощрять ребенка за время, проведенное вне электронных устройств, это будет отличным стимулом отложить гаджет в сторону. Подросток сам оценит, сколько свободного времени у него появилось, и оценит прелесть живого общения. Нужно научиться «перегружаться». Бывает ситуация, когда решение даже простой задачи никак не удается найти. Школьник в сотый раз «идет по кругу», но снова упирается в неверный ответ. Эксперты в области психологии советуют на 5 минут отложить все в сторону, закрыть глаза, подумать о чем-то приятном. Можно встать, пройтись или сделать растяжку, выпить воды, съесть кусочек шоколада. Это поможет выйти из замкнутого круга своих ошибок, и начать мыслить по-новому. Если перед школьником стоят задачи разной сложности, начинать следует с самого трудного. Осилив максимально сложную работу, выполнить остальные будет легче.

Как определить, есть ли у ребёнка трудности с вниманием?

Если родители не уверены, испытывает ли их ребенок трудности с концентрацией внимания в классе, можно попробовать ответить на следующие вопросы:

– Ваш ребенок часто поздно приходит в школу или из школы?

– Ваш ребенок часто испытывает нехватку времени, например, когда готовится к работе в классе или с домашним заданием?

– Ваш ребенок нервничает, когда говорит о школе?

– Ваш ребенок жалуется на несправедливое обращение в школе?

– Ваш ребенок жалуется на нехватку времени на уроках или во время проверочных работ?

– Ваш ребенок забывает домашнее задание?

– Ваш ребенок забывает заранее подготовиться к классной работе?

– Ваш ребенок часто забывает свои спортивные или учебные принадлежности?

– Ваш ребенок теряет тетради или книги?

Упражнения для концентрации

Стакан с водой

Наполните прозрачный стакан водой. Возьмите и держите его перед собой. Сосредоточьтесь на стакане, держите его настолько спокойно, чтобы вода не двигалась. Поменяйте руку. Выполняйте упражнение около минуты, постепенно увеличивайте время.

Читайте также:  Сейшелы — правила въезда в 2023 году для россиян

Наблюдение за секундной стрелкой

Понадобятся часы с секундной стрелкой. Следите, как секундная стрелка делает круг. Как только отвлеклись — начинайте заново. Выполняйте упражнение пять минут: не думайте ни о чем, кроме секундной стрелки. Легкое, на первый взгляд, упражнение требует большой силы воли.

Дыхание

Сядьте прямо и зажмите правую ноздрю пальцем. На десять медленных счетов неспешно делайте вдох, после — выдох, также на десять счетов. Повторите упражнение с другой ноздрей. Задание следует выполнить не меньше 20 раз.

Техника: сосредоточиться на себе, чтобы сконцентрироваться

Продолжительность: 3 минуты
Порядок действий:

  • Попросите ребенка сесть удобнее, закрыть глаза. Пусть почувствует и назовет точки опоры своего тела на стуле. Перечисление нужно начинать с самой верхней точки и заканчивать самой нижней (от плеч до ступней).
  • Затем попросите его сконцентрироваться на несколько мгновений на макушке головы (в случае надобности положите на нее что-нибудь, например книгу).
  • Попросите его представить, что он рисует цветной круг в этом месте, и чтобы он удерживал этот круг несколько мгновений.
  • Пусть вернется к точкам опоры (перечисляя сверху вниз), затем к кругу, поменяв цвет, и т.д.

Советы:

  • Чтобы ребенок доставал ногами до пола, опустите сиденье стула ниже или поставьте ему под ноги что-нибудь, чтобы он мог ощущать точку опоры на уровне свода стопы, пальцами, пятками. Находясь в классе он может подвинуться на краешек стула, чтобы ноги коснулись пола.
  • Чтобы «почувствовать» зону макушки головы (которой уделяется большое внимание в практике йоги), положите на нее что-нибудь весомое (толстую книгу, например) и подержите несколько секунд. После этого останется легкое «ощущение присутствия»(биение, пульсация, ощущение давления или легкости).
  • Вариант в положении стоя: пусть ребенок положит себе на голову книгу так, чтобы она не падала. Приведите ему в пример африканских женщин, которые носят так тяжелые корзины, сохраняя идеальное равновесие.

Расставить приоритеты

Замечая, что дети утомляются, устают, родители зачастую начинают давать им медикаменты, способствующие концентрации внимания и повышению работоспособности — фактически подсаживают на допинг. Я всегда предостерегаю от этого. Если дело в чрезмерной нагрузке, нужно ее снизить, дать ребенку передохнуть, найти оптимальный для него темп жизни. И не ждать результатов сразу — пусть сначала восстановится.

Надо провести своего рода инвентаризацию — чем ребенок занимается, куда уходят его силы и почему их не остается на учебу. Если он бегает по кружкам, как в стихотворении Агнии Барто, надо подумать, от чего стоит отказаться, чтобы сосредоточиться на учебе.

Все дети разные, их способности индивидуальны, у кого-то лучше получается одно, а у кого-то другое. И если у ребенка не клеится с учебой, он должен знать, что он не бесталанный, не безнадежный, всегда найдется что-нибудь, что он делает хорошо: один прекрасно играет в футбол, другой поет, третий рисует, четвертый печет пироги. Поэтому ни в коем случае нельзя лишать ребенка того занятия, которое ему нравится и в котором он чувствует себя успешным.

Я знаю семью, где из-за плохих оценок мальчика забрали из хоккейной секции, хотя он был одним из лучших в команде. И что это дало? Ребенок был страшно расстроен, обижен на родителей — ведь его оставили без любимого дела. Отношения были испорчены, а лучше учиться он так и не стал. Ту сферу жизни ребенка, в которой он чувствовал себя уверенно, где у него были реальные достижения, родители отсекли, и он оказался лишь в роли отстающего, догоняющего, которому ничего не остается, как только тянуться за другими, а это тяжело, обидно, унизительно.


Похожие записи: