Приватизация государственного имущества и муниципального имущества

27.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация государственного имущества и муниципального имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процедура приватизации подчиняется общим правилам. Закон четко определяет субъектов – тех, кто имеет право на приватизацию, и объектов – имущества, которое может перейти от государства в частную собственность.

Регламентирование приватизации закреплено на правительственном уровне. Юридические вопросы находят свое отражение в Жилищном, Гражданском, Земельном, Налоговом и иных кодексах. Приватизация описывается в постановлениях и актах Правительства России, а также в Указах Президента РФ.

Чем регулируется приватизация:

  • Федеральный закон № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001 – определяет вопросы приватизации федерального и муниципального имущества, порядок, стоимость и нюансы процедуры;
  • Указ Президента РФ В.В. Путина от 24.02.2017 – признание приватизации жилья бессрочной;
  • Постановления Правительства РФ № 584 и 585 от 12.08.2002 (редакция за 18.07.2016) – утверждают порядок проведения аукционов и торгов государственным и муниципальным имуществом;
  • Указ Президента РФ № 596 «Об утверждении прогнозного плана…» от 7.05.2012 – определяет основные направления экономической политики и программы приватизации жилья в России;
  • Глава 4 Жилищного кодекса – принципы и нормативы реализации права на бесплатную приватизацию объектов в РФ.

Основные положения о приватизации принимаются на уровне государственных органов. Муниципальные власти могут издавать локальные акты по регулированию отношений в пределах района.

✅ Разница между государственным и муниципальным имуществом

Собственность государства может находиться в ведении федеральных и местных органов власти. Различие между государственным и муниципальным имуществом имеет принципиальное значение.

В первом случае распорядителем выступает федеральный орган (например, Министерство обороны РФ – по отношению к общежитиям для военнослужащих и их семей).

Если имущество передано муниципалитету, собственником может быть местная администрация. Пример – жилье по договору социального найма.

Для наглядности рассмотрим разницу в сводной таблице:

Критерий сравнения Государственное имущество Муниципальное имущество
Субъект права Граждане Российской Федерации, государственные органы Жители конкретного муниципального образования, муниципальные органы власти (например, города Химки)
Объект права Все виды имущества Имущество, находящееся в ведении муниципалитета, за исключением федеральной собственности
Основания для приобретения прав • Федеральные законы;
• Разграничение собственности на земельные участки;
• Положения Гражданского кодекса;
• Передача имущества из федеральной собственности.
• Федеральные законы, а также локальные акты местных органов власти;
• Установление правового режима земли;
• Положения Гражданского кодекса;
• Передача государственного имущества в распоряжение муниципальных властей.
Особенности распоряжения Свободное распоряжение имуществом в рамках законодательства РФ Государственные органы ограничивают право муниципалитета распоряжаться имуществом

Этапы приватизации в России

  1. (Спонтанная) предприватизация охватывала 1989-1991 годы и осуществлялась в форме скупки арендованного имущества, создания национальных предприятий и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий дала возможность их работникам приватизировать, выкупив их по низким ценам. На начало 1992 г. в лизинг было сдано 9,5 тыс. государственных предприятий, численность их работников составляла 8% от численности рабочей силы в национальной экономике. Национальные холдинги были созданы различными ассоциациями, корпорациями и т.д. Последние должны были взять на себя управление десятками и сотнями предприятий. Это рассматривалось как способ повышения эффективности экономической деятельности. Официальная идеология периода перестройки предусматривала постепенное (долгосрочное) преобразование государственных предприятий путем их сдачи в аренду с последующим выкупом в акционерные общества и продажей, малых и средних предприятий в кооперативы. Эта идеология, близкая к западной, оказалась несовершенной в условиях ослабевающего государства. Это привело к процессу самопроизвольного присвоения государственной собственности.
  2. Этап приватизации ваучеров (чеков) (с 1992 года по 30 июня 1994 года). Теоретическая основа этого этапа была заложена в Законе «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 года.

Большинство населения России негативно относится к результатам приватизации. Несколько социологических опросов показывают, что около 80% россиян считают их нелегитимными и выступают за полную или частичную отмену их результатов. Около 90% россиян считают, что приватизация была проведена несправедливо и большие состояния были сделаны несправедливо (72% предпринимателей также согласны с этим мнением). Как отмечают исследователи, в российском обществе наблюдается стабильное, «почти консенсуальное» неприятие приватизации и сформировавшаяся на ее основе крупная частная собственность.

Сотрудники «Левада-центра» Н. Зоркая в 2005 году писали, что с самого начала ваучерной приватизации в общественном мнении почти сразу возобладало подозрительное или резко негативное отношение. По данным опросов 1993 года, более половины респондентов (50-55%) сочли раздачу ваучеров «хвастовством, которое действительно ничего не изменит». Большинство респондентов (по данным 1993 года, 74%) изначально считали, что в результате приватизации большинство государственных предприятий станут собственностью «ограниченного числа физических лиц», а не «населения в целом». Подавляющее большинство населения поддержало пересмотр результатов приватизации и считало, что приватизация государственного имущества, особенно крупных предприятий энергетического, горнодобывающего и других секторов, является незаконной.

Определение понятия приватизации

Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.

В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.

В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.

Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.

Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Сущность приватизационных процессов

Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Читайте также:  Доверенность На Представление Интересов В Уфмс 2021

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.

Концепции приватизации

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Способы приватизации

Рассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.

Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.

Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;

3) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;

4) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Читайте также:  В России стали больше давать и брать взяток: статистика МВД

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природные ресурсы;

3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный резерв;

5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

6) государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

8) государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9) имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;

11) акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Преобразование государственного и муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество является разновидностью реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником унитарного предприятия.

Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, который формируется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.

Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственную собственность и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами (на специализированном аукционе и др.).

Предусматриваются различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества:

а) закрепление в государственной собственности 100 % акций акционерных обществ;

б) закрепление в государственной собственности определенного числа (менее 100 %) акций открытого акционерного общества;

в) использование специального права («золотая акция»).

Специальное право «золотая акция» используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества.

Специальное право «золотая акция» используется в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

Российская Федерация и субъекты РФ не могут одновременно использовать в отношении одного и того же открытого акционерного общества специальное право («золотую акцию»). Субъекты РФ также не могут использовать специальное право («золотую акцию») в отношении открытого акционерного общества, созданного путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности.

Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Представителем РФ, субъекта РФ может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов РФ.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:

• о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

• о реорганизации открытого акционерного общества;

• о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

• об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;

• о совершении открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества. Места представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.

Способы приватизации государственного или муниципального имущества

С 2001 года применяются следующие виды приватизации государственного и муниципального имущества:

  • Акционирование – предприятие, состоящее в государственной собственности, преобразовывают в акционерное сообщество.
  • Безакционный способ – преобразование предприятия в ООО.
  • Аукцион – продажа имущества на аукционной основе (кто больше).
  • Конкурсная продажа акций – реализация имущества предприятиям или частным лицам на конкурсной основе.
  • Торги на бирже.
  • Продажа без объявления цены (осуществляют при отмене аукциона).
  • Имущественный вклад в новосозданные стратегические акционерные общества (патронный завод «Вымлет», ВГТРК, и другие).

Прогнозный план или как его еще называют, программа приватизации, представляет собой перечень государственных объектов, подлежащих передаче в частные руки.

Способы приватизации муниципального и госимущества:

  • преобразование УП в АО;
  • продажа муниципального и госимущества на аукционе, при помощи публичного предложения, без объявления стоимости или на конкурсе;
  • реализация акций ОА на аукционе, рынке ценных бумаг, по итогам доверительного управления;
  • внесение муниципальной или госсобственности в форме вклада в уставной капитал АО;
  • продажа за пределами РФ государственных акций ОАО.

Порядок проведения приватизации государственного имущества

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов.

В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 16 Закона. К ним относятся:

  • 1) преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
  • 2) продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
  • 3) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • 4) продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  • 5) выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
  • 6) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  • 7) отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В некоторых случаях способ приватизации определен непосредственно Законом. Так, продажа предприятия как имущественного комплекса существляется на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.

Приватизация как способ разгосударствления собственности в Российской Федерации существует в этом качестве уже более десяти лет. Являясь инструментом формирования рыночных отношений, усиления социальной ориентации экономики страны, развития конкуренции и частного предпринимательства, приватизация и сейчас имеет большой потенциал. Основной ее результат состоит в том, что в России путем формирования слоя частных собственников произошла демонополизация народного хозяйства, созданы конкурентная среда и благоприятные условия для развития социально ориентированной рыночной экономики.

Однако задача по созданию экономически эффективной и социально справедливой системы разгосударствления собственности, а также управления оставшимся в собственности государства имуществом до настоящего времени не решена.

Как показал анализ, формальное изменение форм собственности не влечет реального изменения отношений собственности. Хозяйская мотивация, предпринимательская инициатива, экономические интересы не возникают одновременно с изменением формы собственности. Это долгосрочный процесс, нуждающийся в первую очередь в государственной поддержке и соответствующем правовом регулировании на федеральном и региональном уровнях. Хотя 58,9 процента предприятий в Российской Федерации стали частными, ряд поставленных приватизацией целей не был достигнут. В частности, не сформирован широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка не привела к желаемому улучшению деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для их производственного, технологического и социального развития; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение на отечественном и мировом рынках и др.

Серьезную озабоченность вызывает управление государственной собственностью.

В процессе реформирования российской экономики сложились следующие организационно-хозяйственные конструкции функционирования государственной формы собственности:

  • — два вида государственных унитарных предприятий, основанные на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления;
  • — три вида акционерных обществ с участием государства: а) капитал на 100 процентов принадлежит государству; б) государству принадлежит контрольный пакет акций либо «золотая акция»; в) акции, принадлежащие государству, не образуют контрольного пакета.

Порядок приватизации подробно освещен в законодательных актах и постановлениях Правительства РФ.

Выделяют несколько условий:

  1. Приватизация жилого помещения предполагает согласие всех жильцов квартиры (включая несовершеннолетних).
  2. Основанием для бесплатной приватизации служит правоустанавливающий документ – договор аренды, договор бессрочного пользования, акт передачи имущества и др.
  3. Бесплатная приватизация жилья даётся всего один раз в жизни – при этом дети до 14 лет, если они принимали участие в оформлении вместе с родителями, могут воспользоваться еще одной попыткой после 18 лет.
  4. Человек вправе отказаться от участия в приватизации – для этого ему придется заверить отказ у нотариуса.
  5. Временно отсутствующие по месту жительства имеют право на долю в приватизированной квартире – сюда относят военнослужащих, осужденных, находящихся на лечении, вахтовых работников и т.д.
  6. Приватизация требует уплаты госпошлины – 2 000 рублей для жилых объектов; 350 рублей – для объектов, подпадающих под действие «дачной амнистии» (ФЗ № 93).

Существуют и другие условия, которые зависят от вида приватизации – бесплатной или за выкуп жилья по кадастровой стоимости (см. «Платная приватизация квартиры«).

Для чего нужна приватизация имущества

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

  • повышения эффективности работы или использования объектов;
  • снижение зависимости от бюджета страны;
  • увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
  • ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
  • работа по снижению доли монополий;
  • стимулирование рынка кредитования.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.


Похожие записи: