4. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.

27.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.

В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыя своея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти великаго государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.

И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким людем Московского государьства и всех городов Росийского царства. А закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякия дела делать по тому Уложению.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга.

А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.

О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ

а в ней 22 статьи

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию.

3. А будет кто царьского величества недругу город здаст изменою, или кто царьского величества в городы примет из и(ы)ных государьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же.

4. А будет кто умышлением и изменою город зазжжет, или дворы, и в то время, или после того зажигальщик изыман будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зжечь безо всякого милосердия.

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на государя.

6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити смертию.

7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что они тоя измены не ведали, и их за то не казнити, и никакова наказания им не чинити, а на прожиток из вотчин и ис поместей им, что государь пожалует.

8. А будет после которого изменника останутся дети, а жили те его дети до измены его от него в розделе, а не с ним вместе, и про измену его те его дети не ведали, и животы у них и вотчины были свои особные, и у тех его детей животов их и вотчин не отъимати.

Читайте также:  Что делать при страховом событии по каско?

9. А будет кто изменит, а после его в Московском государьстве останутся отец, или мати, или братья родные, или неродные, или дядья, или иной кто его роду, а жил он с ними вместе, и животы и вотчины у них были вопче, и про такова изменника сыскивати всякими сыски накрепко, отец и мати и род его про ту его измену ведали ли. Да будет сыщется допряма, что они про измену того изменника ведали, и их казнити смертию же, и вотчины и поместья их и животы взяти на государя.

10. А будет про них сыщетъся допряма, что они про измену того изменника не ведали, и их смертию не казнити, и поместья и вотчины и животов у них не отъимати.

11. А будет которой изменник быв в котором государьстве, выедет в Московъское государство, и государь пожалует его, велит ему вину его отдати, и ему поместья дослуживатися внов, а в вотчинах его государь волен, а прежних его поместей ему не отдавать.

12. А будет кто на кого учнет извещати великое государево дело, а свидетелей на тот свой извет никого не поставит, и ни чим не уличит, и сыскать про такое государево великое дело будет нечим, и про такое великое дело указ учинить по разсмотрению, как государь укажет.

13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить.

14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать государево дело или слово, а после того они же учнут говорить, что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за собою государево дело или слово, избывая от кого побои, или пьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдать тому, чей он человек.

15. А будет кто изменника догнав на дороге убьет, или поимав приведет к государю, и того изменника казнить смертью, а тому, кто его приведет или убьет, дати государево жалованье из его животов, что государь укажет.

16. А кто на кого учнет извещати государево великое дело, или измену, а того, на кого он то дело извещает в то время в лицах не будет, и того, на кого тот извет будет сыскати и поставить с и(ы)зветчиком с очей на очи, и против извету, про государево дело и про измену сыскивати всякими сыски накрепко, и по сыску указ учинить, как о том писано выше сего.

17. А будет кто на кого доводил государево великое дело, или измену, а не довел, и сыщется про то допряма, что он такое дело затеял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего бы довелся тот, на кого он доводил.

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем.

19. А будет кто сведав, или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, а государю и его государевым бояром и ближним людем, и в городех воеводам и приказным людем, про то не известит, а государю про то будет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады.

20. Такъже самовольством, скопом и заговором к царьскому величеству, и на его государевых бояр и околничих и на думных и на ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, и ни на кого никому не приходити, и никого не грабити и не побивати.

21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады.

22. А будет ис которого города, или ис полков воеводы и приказные люди отпишут к государю на кого на служилых, или иных чинов на каких людей, что они приходили к ним скопом и заговором, и хотели их убити; а те люди, на кого они отпишут, учнут бити челом государю на воевод и на приказных людей о сыску, что они скопом и заговором к ним не прихаживали, а приходили к ним немногие люди для челобитья, и по тому челобитью про них в городех сыскивати всем городом, а в полкех всеми ратными людьми. Да будет сыщется про них допряма, что они в городех и в полках к воеводам приходили для челобитья, а не для воровства, и их по сыску смертью не казнити. А воеводам и приказным людем, которые на них отпишут к государю ложно, за то чинити жестокое наказание, что государь укажет.

О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В И(Ы)НЫЕ ГОСУДАРЬСТВА

1. А будет кому лучится ехати из Московского государьства для торгового промыслу или иного для какого своего дела в и(ы)ное государство, которое государство с Московским государством мирно,.и тому на Москве бити челом государю, а в городех воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А в городех воеводам давати им проезжие грамоты безо всякого задержания.

2. А будет которые воеводы проезжих грамот кому вскоре давати не учнут, и тем учинят кому простой и убытки, и в том на них будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и воеводам за то быти от государя в великой опале. А что они кому учинят убытка, и то на них доправити вдвое, и отдати челобитчиком.

3. А будет кто поедет в которое государьство без проезжия грамоты, и быв в и(ы)ном государьстве приедет в Московское государьство, а иной кто учнет на него извещати, что он ездил бес проезжие грамоты самоволством для измены, или для иного какова дурна, и по тому извету про того, кто ездил в и(ы)ное государство без государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил в и(ы)ное государство бес проезжие грамоты для измены, или для иного какова лихого дела, и того по сыску за измену казнити смертию.

4. А будет в сыску объявится, что он ездил в и(ы)ное государство бес проезжие грамоты для торговаго промыслу, а не для измены, и ему за то учинити наказание, бити кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати.

5. А которых порубежных городов в уездех государевы дворцовые села и черные волости, и всяких чинов людей вотчины и поместья сошлися с Литовскими и с Немецкими с порубежными землями, и государевы земли проходили в Литовскую и в Немецкую сторону, а Литовская и Немецкая земля проходила в государеву сторону, а государевых дворцовых и черных волостей крестьяне и помещики и вотчинники и их люди и крестьяне чрез те Литовския и Немецкия порубежныя земли ездят из города в город бес проезжих грамот, и съезжаются с литовскими и с немецкими людми, и им того в вину не ставити для того, что они с литовскими и с немецкими с порубежными людми живут смежно.

Читайте также:  Как рассчитать и удержать алименты

6. А будет кто порубежных городов помещики и вотчинники почают в людех своих и во крестьянех какое дурно или измену, и им про то извещати государю, и в городех о том воеводам подавати изветныя челобитныя, и людей своих и крестьян приводити. А воеводам тех людей, на кого будет извет, роспрашивати и сыскивати про них, против извету, всякими сыски накрепко и писати о том к государю, а тех людей, на кого будет извет, до государева указу сажати в тюрму.

Еще одна группа глав была посвящена гражданским правам с разделением на вещные и обязательственные:

  • вещные права – права на обладание движимым и недвижимым имуществом через наследование, пожалование, выдел, куплю, приобретательную давность (землей, вотчинной или поместьем, вещью нужно было обладать пять, пятнадцать и сорок лет соответственно), находку; важно отметить, что по Уложению право собственности приобретается независимо от владения;
  • обязательственные права – права, регулирующие договорные отношения и сделки, включающие личный найм (в некоторых случаях требовалась государственная регистрация сделок в соответствующих Приказах).

Комиссия князя Одоевского

Разработка проекта свода законов была поручена целой комиссии во главе с князем Никитой Одоевским, имевшим большой опыт государственной работы. Активное участие в работе комиссии принимал сам царь. Сохранились сведения и об остальных участниках: князе Семене Прозоровском, князе Федоре Волконском, а также двух дьяках (это чин высокопоставленных чиновников) — Грибоедове и Леонтьеве.

Согласно приказу Алексея Михайловича они использовали такие источники, как «Правила Святых Апостолов и Святых Отцов», «законы греческих царей», «старые судебники прежних великих государей» и все новейшие указы царя, принятые с начала его правления. Пусть не удивляет особое внимание к церковному праву. В то время любой закон должен был апеллировать к Библии как высшему источнику справедливости, выраженному в божественном завете, дарованном людям.

Историк права Александр Зерцалов так описывал порядок работы над новым законодательством.

Во всех приказах шла усиленная переписка указов и боярских приговоров для Уложенной комиссии, каковые документы и присылались к составителям. <...> Мы имеем документальные сведения, что в одном из самых главных приказов, именно Поместном, занимались списыванием копий с разных документов для Уложенной комиссии, а также для приказов разбойного и Сыскных дел 61 человек подьячих; ими написано в пять месяцев <...> 16120 листов [бумаги].

Проект Соборного уложения был написан менее чем за три месяца, после чего перед правительством встала задача — оформить его в качестве главного источника права России. Для этого требовалось созвать Земский собор — главный представительный орган, в котором заседали депутаты от всех сословий.

Соборное уложение 1649 года позиционируется как первый печатный памятник русского права. Трудно переоценить значение, которое оно имело для отечественного законодательства, ведь именно в этом документе впервые были закреплены новые черты наступающего времени и подытожены основные правовые вехи прошедших лет.

Конечно, Соборное уложение не было первым подобным печатным документом в мировом законодательстве. Похожие кодексы к тому времени уже появлялись и в иных странах – например в Литве, Дании, Баварии, Пруссии, Австрии, во Франции и так далее. Однако Соборное уложение имело выгодное отличие от всех этих европейских сводов правил – все они были крайне длинными и потому неудобными для восприятия. Так, например, один только прусский законодательный акт содержал более 19 тысяч статей – для сравнения, в уложении отечественном их насчитывалось всего 968 штук.

Однако, поначалу молодой царь Алексей Михайлович выбрал совсем не ту девушку, которую хотел боярин Морозов. Это было Евфимия Всеволожская, которая очень приглянулась государю. Она и в дальнейшем, уже в зрелые годы, отличалась изумительной красотой. И тогда
Морозов задумал помешать царскому браку. И вот уже Евфимию Всеволожскую взяли во дворец, ее наряжают к царскому венчанию, и тайные недоброжелатели очень туго затянули косу молодой девушки, и она упала в обморок.

Было вынесено решение о том, что царская невеста государевой радости непрочна, то есть она нездорова, и поэтому брак расстроился. Алексей Михайлович очень горевал. И следующие смотрины состоялись только через год. На этот раз боярин Морозов твердо взял дело выбора будущей царицы в свои руки. Он заранее устроил так, что государь обратил внимание на двух красивых девушек. Дочерей дворянина Ильи Милославского. Дело в том, что этот дворянин жил на дворе у боярина Морозова, то есть он был его клиентом. Алексей Михайлович сразу же полюбил одну из девушек, велел привести ее к себе в Грановитую палату, беседовал с ней и решил на ней жениться. Правда, для порядка был организован смотр невест, но результат его был заранее известен.

И так, Мария Ильинична Милославская стала первой женой царя Алексея Михайловича, и всего через 10 дней после свадьбы боярин Борис Иванович Морозов женился на родной сестре молодой царицы Анне, но, если между Алексеем Михайловичем и Марией Ильиничной было согласие и любовь, это был замечательный брак, он дал 13 детей, то между Борисом Морозовым и Анной Милославской не было любви и согласия. Морозов был более, чем в два раза старше. И злые языки поговаривали, что он очень ревновал свою молодую жену. Даже, будто бы сослал какого-то англичанина в ссылку за особое внимание к его молодой супруге.

Социальные движения “бунташного века”

Народные восстания и бунты оказались неизбежными в условиях выхода из кризиса после Смутного времени и ведения затратных и разорительных войн. Общими причинами для всех социальных движений стали рост налогов и повинностей, а также усидение крепостничества.

Принятие Соборного уложения

Основными предпосылками создания Соборного уложения стали непосредственно народные восстания первой половины XVII века. Основу протестующих составили крепостные крестьяне. Перед государственным управлением остро созрела необходимость создания единого всероссийского закона с точными и ясными формулировками.

С социально-исторической точки зрения создание Соборного Уложения стало следствием сложной и тяжелой классовой борьбы, непосредственным результатом восстания 1648 года.

К источникам Соборного уложения относились нормативно-правовые акты из русского и зарубежного законодательства:

  • Царские указы;
  • Указные книги приказов (в них фиксировалось законодательство по конкретным вопросам текущего времени);
  • Приговоры Боярской Думы;
  • Судебники 1497 и 1550 года;
  • Литовский статут 1588 года (служил образцом построения формулировок, фраз, рубрикации);
  • Византийское право — Кормчая книга;
  • Второзаконие;
  • Моисеево законодательство;
  • Челобитные.

Разработкой проекта Соборного уложения занималась специальная комиссия из пяти человек: думные люди — князья С. В. Прозоровский и Н. И. Одоевский, князь Ф. А. Волконский, дьяки Ф. А. Грибоедов и Г. Леонтьев. Комиссия должна была собрать и переработать в свод действующих законов, не соглашенные, разновременные, разбросанные по разным ведомствам, нормы права. Также нужно было нормировать случаи, не предусмотренные на тот момент текущим законодательством. Важно было учесть все общественные отношения, нужды, изучить практику административных и судебных учреждений.

Земской Собор 1648-1649 годов стал самым масштабным из всех предшествующих Соборов. К 1 сентября 1648 года в Москву прибыли выборные чины государства, торгово-промышленные посадские лица, служилые. Проект Уложения слушался с 3 сентября в двух палатах: царем, думными людьми и духовенством – одна палата, выборные люди различных чинов – другая. На принятие многих норм огромное влияние оказали депутаты дворян и посадов. Редактирование Уложения было закончено 29 января 1649 года. По указанию царя высшее духовенство, выборные и думные люди закрепили список Уложения своими руками. В 1649 году документ со всеми подписями был разослан в московские приказы и в воеводские канцелярии городов. На всю разработку, обсуждение и принятия Уложения ушло чуть больше шести месяцев. Всего было создано 967 статей.

В процессе составления Соборного уложения можно выделить отдельные технические стадии (В. О. Ключевский):

  • работа с источниками и редактирование – кодификация (проводилась комиссией во главе с Одоевским);
  • обсуждение челобитной, подаваемой в Думу – совещание;
  • пересмотр и редактирование государем и Думой предоставленных законопроектов – ревизия;
  • совместно принимаемое решение по отдельным пунктам Уложения – законодательное решение;
  • подписание уложения всеми членами Земского Собора – «заручная скрепа».

В настоящее время оригинал Соборного уложения хранится в Кремле в Оружейной палате. С этого экземпляра была сделана копия, с которой дважды была сделана копия в 1650 году и напечатано в общей сложности 2400 экземпляров. Впервые в Соборном Уложении законодатель попытался создать систему правовых норм и классифицировать их по отраслям. Особо большое внимание в Уложении уделялось процессуальному праву.

Читайте также:  Как получить лицензию на алкоголь

Соборное уложение 1649 года

16 июля 1648 г. В Москве был созван Земский собор, на котором дворяне подали царю Алексею Михайловичу челобитную о составлении Уложения. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (приказ) во главе с князем Н.И. Одоевским. Практическая работа над проектом была завершена к 1 сентября 1649 года. Слушание проходило в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освящённый собор, в другой выборные люди разных чинов, депутаты от дворян и посадских людей. Внешне оно представляло собой слиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце его шли подписи участников Собора (315 человек), в местах склейки столбцов стояли подписи дьяков. С этого подлинного свитка были отпечатаны 1200 экземпляров Уложения, что не обеспечило потребности в издании, поэтому в XVII – начале XVIII в. книга переписывалась вручную.

Соборное уложение – первый в отечественной истории свод законов Российского государства, принятый 29 января 1649 года на Земском соборе, проходившем в 1648-1649 годах. Сам памятник не имеет заголовка, в предисловии называется просто «Уложенье». Вполне допустимо использование в качестве определений Уложение 1649 года, Уложение царя Алексея Михайловича и других, употребляемых в исторической и юридической литературе как синонимы.

Причины составления Уложения

Созыв данного собора был вызван рядом восстаний, происходивших в русских городах. Самым сильным из них и опасным для власти было выступление в Москве в июне 1648 года. Взошедший на престол в 1645 году в 16-летнем возрасте юный царь Алексей Михайлович передал значительную часть власти и ответственности своему «дядьке»-воспитателю Б.И. Морозову. Тот не сумел наладить управление страной, которое было поражено коррупцией и произволом со стороны бояр, воевод, прочих чиновников. Со ссылкой на путешественника-иностранца XVII века А. Олеария, в исторической традиции московское восстание 1648 года нередко именуют «соляным бунтом», но это не отражает его настоящих причин, среди которых повышение цены на соль не было в числе основных. Выступившее население Москвы (посадские люди и стрельцы, холопы и дворовые) пыталось подать царю челобитную с жалобой на взятки, поборы и не правый суд со стороны лиц, находящихся у власти. Бунтовщики требовали отстранить и жестоко наказать особо ненавистных сановников из правительства, возглавляемого Морозовым. Стихийный мятеж стал облекаться в организованные формы с более четкими требованиями, когда к движению через несколько дней примкнули дворяне и другие служилые люди, собранные в столице для отправки на охрану южной границы. Они же вместе с верхушкой купечества перехватили инициативу переговоров с царем. Такое развитие событий поставило верховную власть в сложное положение. С одной стороны, служилые люди были привилегированным сословием и не были заинтересованы в продолжении бунта. С другой стороны, с их интересами и вооруженной силой нельзя было не считаться. Простое подавление выступления стало невозможным. 16 июля был созван Земский собор с участием выборных от дворян и торговых людей. Квинтэссенцией их требований стало предложение о составлении нового Уложения для приведения в порядок и совершенствования письменного законодательства.

Подготовка и принятие Уложения

Комиссию по подготовке предварительного текста Уложения возглавил ближний боярин царя и воевода князь Н.И. Одоевский (1605-1689). Есть все основания считать, что он был не номинальным главой, а реальным руководителем работы над текстом Уложения, как человек умный, твердый, авторитетный. В комиссию вошли еще два князя, боярин Ф.Ф. Волконский и окольничий С.В. Прозоровский, а также два дьяка, Г. Леонтьев и Ф.А. Грибоедов. Состав комиссии оказался весьма работоспособным и опытным, поскольку в сравнительно короткий срок (1,5 месяца) выполнил поставленную задачу. 1 сентября 1648 года, как и было намечено, Земский собор в расширенном составе делегатов возобновил работу, получив письменный проект Уложения. Работа собора велась в двух палатах. Одна включала царя, Боярскую думу и Освященный собор, то есть высших церковных иерархов. Другая называлась Ответной палатой, в ней преобладали дворяне и представители посадов. В предварительный текст вносились поправки как на заседаниях собора, так и в ходе продолжавшейся работы комиссии Одоевского над текстами коллективных челобитных, что привезли с собой на собор выборные в качестве наказов избирателей. Торопиться с решением вопросов законодательства заставляла обстановка в стране, которая оставалась тревожной и взрывоопасной. Зимой 1648-1649 года волнения в разных местах усилились. 29 января 1649 года составление и редактирование Уложения закончилось, оно было принято и подписано всеми членами собора. Эти подписи оставили 315 человек: патриарх Иосиф, 6 архиереев, 6 архимандритов и игуменов, протопоп Благовещенского собора – духовник царя, 27 членов Боярской думы (бояре, окольничие, печатник и думный дьяк), 5 дворян московских, 148 дворян городовых, 3 «гостя» – привилегированных купца, 12 выборных от московских сотен и слобод, 89 посадских людей из разных городов, 15 выборных от московских стрелецких «приказов»-полков.

Система наказаний выглядела следующим образом: смертная казнь (в 36 случаях), телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, бесчестящие наказания, конфискация имущества, отстранение от должности, штрафы.

  • Смертная казнь — повешение, отсечение головы, четвертование, сожжение (по делам религиозным и по отношению к поджигателям), а также «заливание раскалённого железа в горло» за фальшивомонетничество.
  • Телесные наказания — разделялись на членовредительные (отсечение руки за кражу, клеймение, урезание ноздрей и т. д.) и болезненные (битьё кнутом или батогами).
  • Тюремное заключение — сроки от трёх дней до пожизненного заключения. Тюрьмы были земляными, деревянными и каменными. Тюремные сидельцы кормились за счёт родственников или подаянием.
  • Ссылка — наказание для «высокородных» лиц. Была следствием опалы.
  • Бесчестящие наказания — также применялись для «высокородных» лиц: «отнятие чести», то есть лишение званий или понижение в чине. Мягким наказанием этого типа был «выговор» в присутствии людей того круга, к которым относился правонарушитель.
  • Штрафы — назывались «продажа» и назначались за преступления, нарушающие имущественные отношения, а также за некоторые преступления против жизни и здоровья человека (за увечье), за «понесение бесчестья». Также применялись за «лихоимство» в качестве основного и дополнительного наказания.
  • Конфискация имущества — как движимое, так и недвижимое имущество (иногда и имущество жены преступника и его взрослого сына). Применялось к государственным преступникам, к «лихоимцам», к чиновникам, злоупотреблявшим должностным положением.
  1. Устрашение.
  2. Возмездие со стороны государства.
  3. Изоляция преступника (в случае ссылки или тюремного заключения).
  4. Выделение преступника из окружающей массы людей (урезание носа, клеймение, отсечение уха и т. д.).

Следует особо отметить, что помимо общеуголовных наказаний, существующих по сей день, были и меры духовного воздействия. К примеру, мусульманин, обративший православного в ислам, подлежал смертной казни путём сожжения, неофита же следовало отправить напрямую к Патриарху, для покаяния и возвращения в лоно Православной церкви [4] . Видоизменяясь, эти нормы дошли до XIX века и сохранились в Уложении о наказаниях 1845 года.

Развитие товарно-денежных отношений, рост гражданско-правовых сделок, повышение роли международной торговли с Россией способствовали развитию гражданского права. Субъектами гражданского права являлись как физические (частные) лица, так и коллективы (например, крестьянская община). Требования к физическим лицам — возраст 15-20 лет (с 15 лет молодой человек мог наделяться поместьем, принимать на себя кабальное обязательство и т.д, с 20 лет мог свидетельствовать на суде после принятия крестного целования).

При необходимости изменений в области правовых отношений к Соборному Уложению добавлялись новоуказные статьи:

  • В 1669 году были приняты дополнительные статьи по «татебным делам» (о кражах, грабежах, разбоях и т. д.) в связи с повышением уровня преступности.
  • В 1676—1677 годах — о поместьях и вотчинах в связи со спорами о статусе вотчины и поместья.

В дополнение к Уложению были приняты также несколько уставов и наказов.

    — Наказ о городском благочинии (о мерах по борьбе с преступностью). — Новоторговый устав (о защите отечественного производителя и продавца от иностранной конкуренции). — Писцовый наказ (о правилах межевания вотчин и поместий, лесов и пустошей).


Похожие записи: