Тема № 11. Подсудность в уголовном процессе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема № 11. Подсудность в уголовном процессе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российские нормативные акты не содержат определения подсудности, однако труды ученых-юристов позволили сформировать его в уголовно-правовой науке. Так, под подсудностью уголовных дел стоит понимать комплекс признаков, позволяющих установить, какой суд и в каком составе уполномочен рассмотреть конкретное уголовное дело по первой инстанции.
Понятие и виды подсудности в уголовном процессе
В юридической науке выделяют три вида подсудности:
- Территориальная — определяется исходя из места совершения преступления. Вопросам определения территориальной подсудности посвящены ст. 32, 35 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ).
- Родовая — определяется исходя из квалификации уголовно наказуемого деяния. Этим вопросам посвящена ст. 31 УПК РФ.
- Персональная — определяется особенностями субъекта преступления. Например, если деяние совершено военнослужащим, то оно будет рассмотрено военным судом.
Подсудность уголовных дел
Институт подсудности сформулирован в ст. 30—36 УПК РФ.
В действующем уголовно-процессуальном законодательстве и теории уголовного судопроизводства выделяют родовой (предметный), персональный, исключительный, территориальный признаки подсудности и признак подсудности по связи уголовных дел.
Родовой (предметный) признак подсудности определяется характером совершенного преступления, выраженным в его уголовно-правовой характеристике (уголовно-правовой квалификации).
Этот признак используется для разграничения подсудности уголовных дел между различными звеньями одноименных судов и их судебными составами.
В частности, этот признак применяется для разграничения уголовных дел о преступлениях, подсудных мировому судье, суду районного звена, суду областного звена, а также дел, подсудных гарнизонным военным и окружным (флотским) военным судам в качестве судов первой инстанции.
В системе судов общей юрисдикции основную нагрузку по рассмотрению и разрешению уголовных дел о преступлениях несет районный суд.
Районный суд создается в судебном районе, который охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Фе-дерации.
Уголовно-процессуальный закон не дает перечня преступлений, уголовные дела о которых подсудны районному федеральному суду.
Поэтому в самом общем виде можно определить подсудность уголовных дел районному суду следующим образом.
Районному суду в качестве суда первой инстанции подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам, а также дел, подсудных мировому судье.
Следовательно, подсудность уголовных дел районному суду определяется путем изъятия из нее уголовных дел о преступлениях, подсудных другим судам.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны:
1) уголовные дела частного обвинения о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ;
2) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых также дан в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.
В этом исключении находятся уголовные дела:
а) об убийстве, совершенном в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107/ УК РФ);
б) об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны, либо об убийстве, совершенном при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления (ст. 108);
в) о причинении смерти по неосторожности (ст. 109);
г) о половом сношении и иных действиях сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (ст. 134);
д) о развратных действиях (ст. 135);
е) о некоторых других преступлениях.
Мировые судьи (мировой суд) не функционируют в системе военных судов.
В связи с этим уголовные дела о преступлениях, подсудные мировому судье и совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 УПК РФ, т.е. в порядке, предусмотренном для деятельности мирового судьи.
В этих случаях решения судей гарнизонного военного суда обжалуются не в апелляционном, а в кассационном порядке (ч. 6 ст. 30 УПК РФ).
Таким же образом разрешается данный вопрос в уголовно-процессуальном законе применительно к гражданской ветви судов общей юрисдикции, если на территории, находящейся под юрисдикцией районного федерального суда, отсутствуют мировые судьи, как это имеет место до настоящего времени в г. Санкт-Петербурге и других регионах Российского государства.
Процессуальное положение потерпевшего
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч.1 с. 42 УПК). Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.
Лицо должно признаваться потерпевшим независимо от степени доказанности факта совершения преступления, которым ему предположительно причинен физический, имущественный, моральный вред. Чрезмерное затягивание с признанием потерпевшим необоснованно ограничивает возможность пострадавшего от преступления защищать свои законные интересы с помощью процессуальных прав, предоставляемых ему с момента вынесения дознавателем, следователем, судьей соответствующего постановления. По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников (ч. 8 ст. 42 УПК). В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.
Потерпевший как участник процесса со стороны обвинения пользуется всеми правами стороны в состязательном процессе (ст. 42 УПК).
К правам потерпевшего относятся: право знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания, в том числе на родном языке или языке, которым владеет, пользуясь помощью переводчика бесплатно; иметь представителя. Участвуя в доказывании, потерпевший также вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; участвовать в производстве следственных действий, проводимых по его ходатайству или ходатайству его представителя, знакомиться с протоколом этих действий и подавать на них возражения.
В случае проведения по делу судебной экспертизы, назначенной по ходатайству потерпевшего, он вправе знакомиться не только с самим постановлением, но и с заключением эксперта. Кроме того, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования (независимо от формы окончания), получать копии основных процессуальных актов; участвовать в предварительном слушании дела в суде первой инстанции, в том числе в связи с заявлением ходатайства об исключении доказательства из дела как недопустимого. Являясь стороной обвинения, потерпевший вправе поддерживать обвинение и выступать в судебных прениях при судебном разбирательстве уголовного дела. Кроме того, потерпевший вправе приносить жалобы на приговор и иные судебные решения, в том числе в связи с мягкостью назначенного подсудимому наказания или необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, а также он может приносить жалобы на судебные решения и принимать участие в судебном заседании суда второй и надзорной инстанций.
При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу. Потерпевший дает показания по правилам допроса свидетеля, поэтому за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ.
Общий порядок подготовки и назначения судебного заседания
Прежде чем суд первой инстанции приступит к судебному разбирательству уголовного дела, оно должно пройти очередную самостоятельную стадию уголовного процесса, называемую стадией подготовки к судебному заседанию (гл. 33 УПК).
По поступившему уголовному делу судья должен выяснить в отношении каждого из обвиняемых следующее:
1)подсудно ли уголовное дело данному суду;
2) вручены ли обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта;
3) подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения;
4) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы;
5) приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества;
6) имеются ли основания проведения предварительного слушания (ст. 228 УПК).
В результате рассмотрения этих вопросов судья принимает одно из следующих решений:
1) о направлении уголовного дела по подсудности;
2) о назначении предварительного слушания;
3) о назначении судебного заседания.
Решение судьи оформляется постановлением. Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд (ст. 227 УПК).
Решение о назначении судебного заседания принимается при отсутствии оснований для направления уголовного дела по подсудности и для проведения предварительного слушания (ч. 1 ст. 231 УПК). В постановлении о назначении судебного заседания разрешаются следующие вопросы: о месте, дате и времени судебного заседания; о рассмотрении уголовного дела судьей единолично или судом коллегиально; о назначении защитника; о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами; о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании; о мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу.
Стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала (ч. 4 ст. 231 УПК). Закон устанавливает срок начала разбирательства в судебном заседании: не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, – не позднее 30 суток. Кроме того, рассмотрение уголовного дела в судебном заседании не может быть начато ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта (ст. 233 УПК).
Решение о проведении предварительного слушания принимается при наличии оснований, указанных в ч. 2 ст. 229 УПК. Предварительное слушание проводится:
1) при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства;
2) при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору;
3) при наличии основания для приостановления или прекращения уголовного дела;
4) для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей;
5) при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке ч. 5 ст. 247 УПК.
Исключительная подсудность районного суда
Исключительная территориальная подсудность означает, что требования будут рассмотрены только в конкретном суде, изменить эту подсудность договором или выбрать истцу невозможно.
К гражданским делам, рассматриваемым по правилам исключительной подсудности, относятся:
- нарушение прав на принадлежащее человеку здание, сооружение, земельный участок или любой другой стационарный объект, включая наложение ареста на подобные объекты;
- требования, выставляемые кредиторами человека, открывшего наследство, до того момента, как наследуемое имущество будет распределено между потенциальными наследниками;
- нарушения перевозчиками грузов условий транспортных договоров.
Основные принципы и правила
Соединение уголовных дел
При определении подсудности УПК РФ следует обратить внимание на ряд основных принципов, являющихся базовыми:
- Одной из особенностей судебной системы является невозможность споров между правовыми органами относительно подсудности. Орган, взявший дело, обязан принять его на рассмотрение, а передача возможна только ввиду открывшихся фактов, которые повлияют на изменение его подведомственности.
- В случае принятия постановления, противоречащего правилам установленным подведомственностью уголовных дел, таковое будет считаться незаконным.
- Полномочия органов полностью заключены в области их юрисдикции. Судебный исполнитель не может рассматривать иски, которые находятся за областью его прав и относятся к другому государственному органу. Подробнее об этом написано в УПК, положение 29.
Правовой статус предварительного расследования
Законом определены три формы проведения предварительного расследования – дознание, предварительное следствие и дознание в сокращённой форме. Данное деление осуществляется для равномерного распределения нагрузки по лицам с разной степенью компетентности по должностям и территориальному размещению, с целью рационального осуществления должностных обязанностей и восстановления справедливости.
Три формы расследования:
- Предварительное следствие (ПС) – работа управомоченных лиц, проводящаяся по всем составам преступлений, кроме тех, которые подлежат дознанию. Проводится следователями Министерства Внутренних Дел РФ, Следственного Комитета или Федеральной Службы Безопасности.
- Дознание – работа правомочных субъектов, чей смысл состоит в расследовании преступных деяний, в которых осуществление ПС нет надобности. Этой деятельностью занимаются специальные субъекты – дознаватели – ОВД РФ, пограничных органов ФСБ РФ, Федеральной Службы Судебных Приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, а также таможенных органов РФ.
- Дознание в сокращённой форме – относительно новая форма процессуальной деятельности, проводимая по составам, расследуемым «в отношении определённого лица, на основании его письменного ходатайства и признании им вины в совершении инкриминируемого преступления, согласии с его правовой оценкой, характером и размером причиненного вреда». Осуществляется теми же субъектами, что и дознание. Необходимо понимать, что это такой же вид деятельности, как и дознание, только в более упрощённом порядке и по другим основаниям.
Ранее предварительным расследованием также занимались: Федеральная Служба Налоговой Полиции (распущена 30.06.2003 года, функции перешли к МВД), Федеральная Служба по Контролю за Оборотом Наркотиков, (упразднена указом Президента от 05.04.2016г., функции перешли к Управлению по Контролю за Оборотом Наркотиков МВД), Следственный комитет при прокуратуре (упразднён 15.01.2011г., преобразован в отдельный новый орган – Следственный Комитет). Деятельность государства по реорганизации этих организаций представляется не совсем логичной, т.к. большинство задач, переходящих из ФСНП РФ и ФСКН РФ к МВД РФ и были в ведении МВД РФ до выделения части МВД РФ в отдельные ведомства, что означает излишнюю деятельность государства в определённых сферах.
Также деление расследований проводится в связи с тяжестью раскрываемых преступлений и отличается в основном сроками расследования и правовым положением ведущих его лиц, и лиц, осуществляющих за ними надзорную деятельность за ними. Чем сложнее преступление, тем больше времени и материальных благ необходимо для осуществления расследования и сбора доказательственной базы. Т.е., к примеру, убийство, пусть даже в конкретном случае более простое и очевидное в раскрытии преступление, нежели кража, однако требует проведения большого количества экспертиз и действий, занимающих большее количество времени, чем при расследовании кражи.
Говоря кратко, центральное различие между видами расследований, не учитывая разницу в юрисдикции по составам УК РФ, определённым законодательно, заключается в сроках осуществления специфической деятельности:
- на законодательном уровне закреплён срок проведения ПС, равный двум месяцам с момента прохождения стадии ВУД, с последующим увеличением срока до трёх месяцев руководителем конкретного следственного органа (РСО), и до двенадцати месяцев РСО по региону государства (области, республике и т.д.), где проводится данная деятельность, при необходимости с правом увеличения срока только в особенных ситуациях ещё больше (но уже на время, не регламентируемое УПК) Председателем Следственного Комитета РФ или РСО определённого ФОИВ (например, МВД, ФСБ и т.д.);
- дознание проводится в срок тридцати суток с окончания прохождения стадии ВУД, с возможностью продления прокурором ещё на тридцать суток, а также с возможностью пролонгации обозначенных выше сроков прокурором района или города до шести месяцев, с увеличением до двенадцати месяцев в особенных случаях прокурором региона РФ;
- дознание в сокращённой форме проводится ограничено временными рамками пятнадцати суток, с возможностью продления прокурором ещё на пять суток. В ситуации, если собрать нужную информационную базу в указанное время невозможно, или при появлении условий мешающих проведению дознания в сокращённой форме, обозначенных в статье 226.2 УПК РФ, работа будет проводиться на общих основаниях как обыкновенное дознание.
Подведомственность и подследственность уголовных дел: в чем разница
Кодекс административного судопроизводства (КАС) — подсудность
Взаимосвязанными между собой, но при этом являющимися абсолютно самостоятельными институтами УП, являются подведомственность и посредственность.
Обратите внимание! В нормативных актах невозможно найти четкого определения подследственности. Оно выработано в ходе юридической практики учеными-юристами.
Понятие подследственности включает в себя объединение признаков правонарушения, которое дает возможность определить его к различным следственным органам. При этом подследственность налагает обязательство перед органом проводить тщательное расследование, включающее в себя:
- Обязательное возбуждение дела относительно совершенного правонарушения.
- Проведение расследования, предваряющего судебное разбирательство.
- Тщательную проверку собранных материалов и доказательств.
- Принятие компетентного решения (прекращение, приостановление разбирательства или передача материалов в суд).
Но стоит отметить, что отнести совершенное преступление к юрисдикции конкретно взятого органа достаточно сложно. При этом учитываются различные факторы, включая то, какой риск общественной безопасности несет свершенное деяние и реакцию на него.
Подведомственность определяет судебную систему по месту совершения правонарушения, а подведомственность в основном применяется в мировых судах при рассмотрении гражданских и административных дел.
Институт подсудности известен с древнейших времен. Его развитие и существование обусловлены тем, что судебные системы всех государств состоят из различных судов, отличающихся друг от друга своей компетенцией. Известно, что компетенция — совокупность всех полномочий суда как органа судебной власти. Однако компетенция суда и подсудность уголовных дел не тождественные понятия. Они относятся друг к другу как целое к части, где общим (целым) является компетенция, а ее элементом (частью) — подсудность.
В уголовно-процессуальном законодательстве и правовой литературе термин «подсудность» употребляется в двух смыслах:
1) подсудность как полномочия судов общей юрисдикции на рассмотрение и разрешение определенной категории уголовных дел в качестве суда первой инстанции;
2) подсудность как свойство уголовных дел, обусловливающих его рассмотрение и разрешение в определенном суде и в определенном составе судей.
Подсудность уголовного дела — свойство уголовного дела, состоящее из его признаков, в зависимости от которых уголовно-процессуальный закон относит его к рассмотрению и разрешению:
1) судом определенного звена в качестве суда первой инстанции;
2) определенным составом судей.
Включение в понятие подсудности второго элемента обусловлено тем, что законодатель предусмотрел в настоящее время возможность рассмотрения и разрешения уголовных дел различными составами судей (единолично, в составе судьи и двух народных заседателей, в составе трех профессиональных судей, судом присяжных).
Закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» четко устанавливает судебную систему, т.е. закрепляет виды судов, функционирующих на территории государства, а также устанавливает их компетенцию.
Так, статья 4 указанного нормативно-правового акта говорит о том, что система судов РФ состоит из федеральных судов, а также мировых судебных органов субъектов РФ.
Федеральные суды имеют свою уровневую систему:
- районные суды;
- верховные суды каждого края, области, республики, а также приравненные к ним суды крупных городов, имеющих статус федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и т.д.);
- Верховный суд РФ.
Отдельно выделяют военные суды, которые призваны рассматривать дела узкой категории (военная тематика). Они имеют приравненный статус к районным судам либо верховным суда местного значения (зависит от их уровня).
Определение состава суда
В зависимости от сложности УД и серьезности предполагаемой ответственности судопроизводство может осуществляться различными составами суда.
Это могут быть 3 судьи, либо судья и 2 заседателя, либо жюри присяжных или один судья. Кроме того, при определении состава суда принимают во внимание желание подсудимого. В этом плане законодатель установил следующие критерии.
Мировой судья единолично рассматривает УД, санкции за которые не превышают двухлетнее заключение. Районный судья единолично разбирает уголовные дела с предусмотренным наказанием не выше 5-летнего ограничения свободы.
Он же, в составе коллегии из двух народных заседателей, ведет судопроизводство по преступлениям с мерой пресечения от 5 до 15 лет отбывания наказания.
Областные суды имеют право лишь на коллегиальное разбирательство. Это может быть судья и два заседателя, судья и жюри присяжных, трое судей.
Последний вариант пока не применяется по кадровым причинам. А по второму варианту необходимо отметить, что если нет возможности собрать в жюри присяжных местных жителей, уголовное дело рассматривает другой состав суда.
Подсудность, подведомственность и подследственность уголовных дел — в чем разница
Подсудность и подследственность — два самостоятельных института уголовного права, при этом они взаимосвязаны.
Как и в случае сподсудностью уголовных дел, ни один нормативный акт не содержит четкого определения подследственности. Однако в юридической науке выработалось ее определение.
Под подследственностью стоит понимать совокупность признаков преступления, которые позволяют отнести его на стадии предварительного расследования к компетенции того или иного следственного органа. С другой стороны, подследственность определяет обязанность того или иного органа предварительного расследования организовать работу по делу:
- провести проверку материла;
- возбудить уголовное дело;
- провести предварительное расследование;
- принять процессуальное решение (передать дело в суд, приостановить или прекратить расследование).
Нельзя отрицать, что отнесение той или иной категории преступлений к компетенции конкретного следственного органа во многом обусловлено степенью общественной опасности деяний и возможностями, имеющимися в распоряжении того или иного следственного органа, так как от качества проведения предварительного расследования и соблюдения процессуальных норм во многом зависит эффективность работы судебной системы.
Что же касается подведомственности, то в уголовно-правовой науке и на практике это понятие употребляется редко и в качестве тождественного подсудности, но оно широко применяется в гражданских и административных процессах.
Полномочия районных судов
В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:
-
все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).
-
дела об административных правонарушениях.
-
апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
-
дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.
То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:
-
первой инстанции;
-
второй (апелляционной) инстанции;
-
инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.