Устроить ребёнка, оставшегося без попечения родителей: как, куда, почему?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Устроить ребёнка, оставшегося без попечения родителей: как, куда, почему?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обратиться в органы опеки имеет право каждый гражданин, который имеет подозрения касательно того, что законные представители несовершеннолетнего ребёнка обращаются с ним не в соответствии с установленными нормами и правилами.
Как вести себя, если к вам пришли органы опеки
Когда на пороге появляется представитель опеки, многие задаются вопросом: «А можно ли его не впускать в дом?». Причин для возникновения такого вопроса может быть масса, но ответить на него поможет тот факт, что согласно действующего законодательства жильё человека неприкосновенно.
Это говорит о том, что попасть во внутрь, можно в некоторых случая:
- если позволят жильцы;
- имеется постановление суда для входа в квартиру или об изъятии детей;
- при наличии предпосылок, позволяющих думать о совершенном или совершающемся преступлении. В подтверждение чего могут доноситься крики ребёнка о помощи. Сопровождение в таких случаях полицейскими обязательное.
Субъекты органов опеки и попечительства
Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.
Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.
Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.
Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.
Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.
Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.
Кто готовит ребёнка к семейному устройству
Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).
Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.
Требования, предъявляемые к приемным родителям
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за 12 месяцев, или иной документ, подтверждающий доход граждан;
- Выписка из домовой книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копия финансового лицевого счета с места жительства;
- Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования за преступления, против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- Медицинское заключение о состоянии здоровья;
- Копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);
- Автобиография;
- Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
- Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно, на прием ребенка в семью;
- Копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являлись или являются усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).
Документы для опеки над ребенком: основные заблуждения
- Медицинскую справку для оформления опеки над ребенком должны предоставить все члены семьи. На самом деле ее оформляет только опекун.
- У опекуна должно быть свое жилье и постоянная прописка. На самом деле документом о наличии жилья может быть копия свидетельства собственности (если недвижимость ваша), выписка из домовой книги (если муниципальная), договор об аренде (если вы снимаете жилье). Необязательно иметь недвижимость в собственности и постоянную прописку, но желательна хотя бы временная регистрация.
- У опекуна должен быть доход не ниже прожиточного минимума. Для установления опеки не требуется подтверждать доход в размере не менее прожиточного минимума для каждого члена семьи — это основное отличие опекунства от усыновления. Если будущий опекун не работает, он может предоставить справку о доходах супруга.
- Опека может потребовать дополнительные документы. На самом деле перечень документов для оформления опеки над ребенком является закрытым, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 423 в редакции от 10 февраля 2014 года. Никакие документы, кроме тех, что обозначены в этом списке, органы опеки требовать не могут.
- Существует путаница с терминами: опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. От 14 до 18 лет устанавливается попечительство. Права и обязанности у опекуна и попечителя одинаковы. Ребенок, в отношении которого устанавливается попечительство, обязательно должен присутствовать на суде, и без его согласия попечительство не устанавливается (по ст. 132 Семейного кодекса РФ). Справедливости ради стоит отметить, что мнение ребенка, в отношении которого устанавливается опека, учитывается на суде с 10 лет. Это все, чем отличается опека от попечительства над ребенком.
Обязанности органов опеки и попечительства
Государственный орган имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.
Гражданские отношения | Имущественные | Семейные |
|
|
|
Узнать о работе органов опеки и попечительства, кому подчиняются эти структуры, необходимо при возникновении потребности оказать воздействие на работников инстанции или добиться пересмотра вопроса.
Хотя ООП считается надзорной структурой, есть вышестоящие ведомства, кому подчиняются органы опеки и попечительства:
- Администрация по месту жительства (органы самоуправления).
- Рособрнадзор — служба по надзору за образованием и научной деятельностью.
Виды льгот опекунам и попечителям
В Российской Федерации льготы и выплаты предоставляются по двум направлениям:
- Федеральному.
- Региональному.
Список общепринятых льгот актуален для большинства субъектов РФ. Большинство привилегий распространяется на опекунов, имеющих официальное трудоустройство:
- освобождение от дополнительных работ;
- освобождение от ночных рабочих смен;
- освобождение от работ в дни праздников и выходных;
- освобождение от командировочных назначений;
- уменьшение продолжительности рабочего дня;
- увеличение отпускного периода;
- увеличение количества выходных дней в месяце.
Наименование льготы и её применение зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Чем больше он становится самостоятельным, тем меньше льготных условий предоставляется. Если ребенок – инвалид, прерогатива на господдержку может сохраняться и после достижения им совершеннолетия.
Само учреждение, в котором трудоустроен опекун, также может устанавливать собственную льготную политику, направленную на поддержание таких граждан. Применение государственной поддержки не зависит от наличия/отсутствия подобных «частных» льгот.
Кто нуждается в опекунстве
Участников данных правоотношений определяет Семейное законодательство. Согласно ст.145 СК покровительство в форме опеки может быть назначено над несовершеннолетними лицами, которые остались без опеки их родителей. Она назначается над ними с целью:
- предоставление достойного уровня проживания;
- правильного воспитания;
- предоставления обязательного и дополнительного образования;
- защиты прав подопечного.
Ребенок может остаться без опеки в следующих случаях:
- при гибели одного или обоих родителей;
- при неизвестном нахождении родителей длительное время;
- в случаях признания их недееспособными;
- при письменном отказе от своих родительских прав;
- при невозможности родителей выполнять свои обязательства по другими причинам;
- при судебном решении о лишении родителя прав.
Также допускается оформление опеки над детьми подростков, которые не достигли 16 лет, и не имеют официального супруга.
При оформлении данной процедуры обязательно должно учитываться мнение самого подопечного, если он достиг возраста 10 лет. В случае несогласия подростка на назначение опеки конкретному лицу, она не может быть ему назначена.
Также не допустима передача родных братьев, сестер в разные семьи разным опекунам. Исключения в этом случае возможны, но только в тех случаях, когда сама передача отвечает интересам подопечных.
После назначения опеки или попечения, представители ООП передают данные о подопечном ребенке и опекуне/попечителе в местные органы социальной защиты, ФСС, ПФ, другие местные органы и учреждения, которые задействованы в программах материального и социального обеспечения.
Но не все виды помощи приходят «по умолчанию».
В некоторых случаях, чтобы воспользоваться материальной или социальной поддержкой, которая предусмотрена федеральным или местным законодательством, опекун или попечитель обязан лично обратиться…
- в местный Орган опеки и попечительства (ООП);
- в местный орган социальной защиты;
- к руководителю по месту работы – для получения трудовых льгот;
- к руководителю медицинской, образовательной, жилищной организации – для получения других местных льгот.
Как правило, для получения пособия, выплаты, материальной помощи или предоставления льготы нужно подать письменное заявление, к которому приложить подтверждающие документы:
- паспорт опекуна/попечителя;
- свидетельство о рождении или паспорт подопечного;
- документ, подтверждающий отсутствие родительской заботы (свидетельство о смерти, судебное решение о лишении родительских прав);
- постановление местного органа власти о назначении опеки/попечения;
- справка о совместном проживании опекуна/попечителя и подопечного;
- удостоверение инвалида;
- удостоверение опекуна/попечителя
- справка о доходах опекуна/попечителя;
- справка о зачислении подопечного в детский сад или школу;
- справка из банковского учреждения с реквизитами расчетного счета для получения выплат;
- другие документы.
Мнение эксперта
Дмитрий Носиков
Юрист. Специализация семейное, жилищное право.
Опекуны и попечители, которые поглощены воспитанием и заботой о подопечных детях, особенно, если это больные дети, или дети с особенностями развития, не всегда успевают отслеживать нововведения в федеральном и местном законодательстве, согласно которому они могут получить дополнительную поддержку, выплату, право или привилегиями.
Представители ООП обязаны консультировать опекунов и попечителей, оказывать всестороннюю поддержку, информировать о новых возможностях, мерах поддержки, программах помощи.
Задачи органов опеки и попечительства
Сам же закон об органах опеки и попечительства РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:
- Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
- Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
- Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
- Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
- Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
- Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.
Цели вполне гуманные. Другое дело, что сама опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.
Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.
Кто может стать опекуном
В законодательстве этот вопрос разобран подробно. Опека над ребенком доверяется лицу, имеющему определенный доход, нормальное состояние физического и психического здоровья, положительно характеризующемуся коллегами и соседями. То есть кандидат обязан собрать целый пакет документов. Просто так ребенка государство никому не отдаст. На практике все происходит немного иначе, естественно, с соблюдением закона. Органы опеки детей, потерявших родителей, стараются не отлучать от родных. Сами посудите, ребенок и так переживает огромную трагедию. Он мал (повторим – до 14 лет). Если его еще и поместить в незнакомые условия, то стресс только усилится. Таковое решение никак не соответствует принципу зашиты психики и здоровья малыша. Специалисты стараются не подвергать детей лишним мучениям. Если рядом живет родственник, которому можно доверить ребенка, то его оставляют с ним. При этом, конечно, следят, чтобы человек оформил все документы надлежащим образом. В специализированное учреждение детей отправляют в крайних случаях. Не стоит считать, опираясь на страшилки, время от времени публикуемые в СМИ, что органы опеки района – сборище бездушных людей. Там таковые не смогут и недели проработать.
Функции органов опеки и попечительства (ООП)
Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.
Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.
Ссылка на законодательный сайт с публикацией закона.
Что же представляет собой данный орган?
Согласно ФЗ орган опеки – это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.
Главная цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. Неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.
А что делают представители этих органов?
Здесь необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.
Среди них главными являются следующие:
- Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
- В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей – поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
- Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
- Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
- При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.
Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.
Понятие опеки и попечительства
Опека, согласно законодательству РФ — это вид устройства граждан, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при которой данным людям назначаются законные опекуны, являющиеся их представителями и совершающие от их имени и в их интересах правовые действия.
Попечительство — это вид устройства лиц, которые находятся в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в своей дееспособности, при котором данным гражданам назначаются законные попечители, обязанные осуществлять содействие своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями), а также имеющие полномочия давать им согласие на совершение крупных сделок или других действий, прописанных в ст. 30 ГКРФ.
Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.
Полномочия органов опеки и попечительства:
- Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
- Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
- Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
- Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
- Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
- Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества, долей которого владеет ребенок;
- Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
- Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
- Проверка всех условий проживания детей в семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
- Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
- Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
- Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.