Юрист по миграционным вопросам

27.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юрист по миграционным вопросам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно российскому законодательству, миграционный юрист может предоставлять весь перечень обслуживания для граждан по миграционному праву, в том числе – в рамках судопроизводства при соблюдении одного условия. Юрист имеет право представлять интересы в суде при наличии высшего образования. Поэтому, особой разницы между юристом и адвокатом в данной области нет – единственный момент в том, что юрист не подтверждает свою квалификацию на специализированном экзамене.

Чья помощь более продуктивна: миграционного юриста или миграционного адвоката?

Все специалисты компании «Правовой надзор» — это квалифицированные специалисты с высшим образованием, большим опытом и практикой по вопросу. Поэтому, пользуясь юридической консультацией для иностранных граждан у нас, вы можете быть уверены, что получите актуальную информацию и эффективную правовую поддержку.

Юридические консультации по иностранным гражданам для работодателей

Если в вашей компании работают мигранты, вы должны внимательно изучить законодательство в данной сфере, чтобы по незнанию не нарушить права иностранных граждан. Как уже говорилось выше, это может стать причиной административного наказания. Юридические консультации по иностранным гражданам может потребоваться в вопросах:

  • Найма на работу и трудоустройства, оформления приглашения заниматься трудовой деятельностью, если человек еще не приехал в РФ;
  • Анализа документов иностранца, которого организация желает нанять;
  • Помощи в оформлении миграционной документации для будущего сотрудника;
  • Аудита кадровой документации по мигрантам – юрист подскажет, правильно ли вы ее ведете, поможет исправить ошибки;
  • Социальных отчислений;
  • Увольнения иностранного гражданина с предприятия, законности увольнения, взаиморасчетов.

Помощь в оформлении иностранных граждан

Наиболее часто помощь иностранным гражданам в России требуется во время оформления документов в Управлении по вопросам миграции МВД. Беженцы и лица, обращающиеся за временным или политическим убежищем, должны заполнить ходатайство, анкету и опросный лист, пройти собеседование.

Все бумаги заполняются на русском языке, все документы мигранта (паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о рождении) также должны быть переведены на русский язык. Если документы отсутствуют (например, были утеряны или пострадали во время военных действий), нужно объяснить и доказать причину отсутствия. Юрист помогает заполнить бумаги, готовит к собеседованию, сопровождает мигранта во время посещения государственных учреждений.

Требуется помощь иностранцам и во время получения российского гражданства. По общему правилу российское гражданство может получить иностранец, который:

  • ранее получил вид на жительство;
  • проживает в РФ не менее 5 лет;
  • имеет официальный источник дохода;
  • готов отказаться от имеющегося гражданства;
  • владеет русским языком и готов пройти тестирование.

Граждане Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и стран СНГ, хорошо говорящие по-русски и временно проживающие на территории РФ, могут получить российское гражданство по упрощённой процедуре за 3 месяца. Для этого они должны подать документы и пройти собеседование. Все остальные иностранцы проходят процедуру в обычном порядке.

Получение гражданства проходит в несколько этапов:

  • получение визовых документов до пересечения российской границы;
  • оформление миграционной карты при пересечении границы;
  • оформление документов в миграционном управлении;
  • оформление разрешения на временное проживание (максиму на 3 года);
  • оформление временной прописки;
  • оформление вида на жительство;
  • оформление гражданства.

На каждом этапе мигранту могут отказать, тогда ему придётся покинуть Россию в ближайшее время, поэтому юридическая помощь в регистрации иностранных граждан никогда не бывает лишней.

Зачем нужен миграционный эксперт ?!

Стоит сказать, что с каждым годом число людей, пребывающих из других стран в Россию, только увеличивается. Одни едут в чужую страну по работе, другие — на отдых, ну а кто-то — на поиски лучшей жизни. Запутанность и частое корректирование миграционного законодательства существенно осложняют жизнь во всех этих ситуациях. Чтобы пересечение границы не превратилось в преступление, обратитесь к юристу по помощи иностранным гражданам. Наши специалисты, проконсультируют по любым вопросам, связанным с получением постоянного и временного вида на жительство, пересечением государственной границы Российской Федерации, получением паспорта гражданина, заполнению миграционной карты.


Адвокат по миграционному праву, поможет разрешить такие вопросы, как оформление разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства Российской Федерации. Квалифицированная помощь требуется для получения разрешения на работу, а также для привлечения и использования труда иностранных работников, которые часто нанимаются на российские фабрики и заводы.


Цена сбора документов и предоставления юридической консультации для иностранных граждан

Юридическая консультация, первичная

Бесплатная

С изучением материалов

От 2 000

С предоставлением развернутого письменного отчета

От 5 000

Составление иска / возражения на него

5 000

Формирование ходатайства

2 000

Составление прочей документации – кассации, жалобы, претензии

3 000

Куда обратиться за помощью мигрантам в РФ

На сегодняшний день помощь мигрантам оказывается как в государственных, так и в негосударственных учреждениях. Деятельность таких учреждений направлена на решение проблем переселенцев и налаживание их условий жизни.

К государственным учреждениям относятся различные отделения соцзащиты, реабилитационные и кризисные центры. Обращаются в такие учреждения при сложных жизненных ситуациях, относительно социального обеспечения мигрантов, а также с целью консультации и получения помощи по вопросам психологической и юридической помощи и социальных выплат. За соцзащиту мигрантов также ответственны и миграционные органы (УВМ МВД), ПФР, ФСС, ФОМС.

Читайте также:  Налог на недвижимость: кто, сколько и когда должен платить

Для защиты прав мигрантов и адаптации их к новым условиям также созданы и негосударственные организации. Они могут быть как международными, так и негосударственными. В качестве примера можно привести организацию МОМ – Международная организация по мигрантам. Эта организация объединяет более чем 130 стран и направлена на предоставлении гуманитарной помощи беженцев и решение иных социальных вопросов.

Проблемы мигрантов также могут помочь решить благотворительные фонды, например, «Гражданское содействие», благотворительный фонд «Вера, надежда, любовь». В таких организациях учитываются особенности каждого отдельно взятого мигранта или беженца, работа ведется исходя из причин переселения, условий жизни в России и т.д.

В силу того, что нормы международного права весьма значимы для российской правовой системы, целесообразно упомянуть международные акты, содержащие нормы о медицинском обеспечении иностранных граждан:

  • Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13.12.1985. Резолюцией 40/144 на 116-м пленарном заседании 40-й сессии Генеральной Ассамблеи);
  • Всеобщая декларация прав человека (принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.);
  • Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.);
  • Конвенция о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1950);
  • Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (Женева, 17 октября 1980 г.).

Отдельно необходимо отметить международные договоры и соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, прежде всего, в рамках СНГ:

  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством РФ от 24.11.1998 «О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи»;
  • Соглашение Правительств государств — участников стран СНГ от 27.03.1997 «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств»;
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»;
  • Договор о Евразийском экономическом союзе, Приложение № 30 (г. Астана, 29.05.2014 г.).

Гражданско-правовое положение иностранцев в России

1. Современное гражданское законодательство России для определения права, подлежащего применению к определению правового положения физических лиц, пользуется понятием личного закона физического лица (ст. 1195 ГК РФ). Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской правоспособности физического лица (ст. 1196 ГК РФ), его гражданской дееспособности (ст. 1197 ГК РФ), при определении прав физического лица на имя (ст. 1198 ГК РФ), вопросов опеки и попечительства (ст. 1199 ГК РФ), признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим (ст. 1200 ГК РФ).

Приведем текст ст. 1195 ГК РФ:

«1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище».

Из приведенного текста следует, что для третьей части ГК РФ характерно сочетание двух коллизионных привязок: привязки к закону гражданства лица и привязки к закону места жительства лица. Наряду с этим учитывается применяемый в российском праве подход, согласно которому гражданин, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ (ст. 6 Закона о гражданстве Российской Федерации). Новым для российского законодательства является введение правила о личном законе иностранных граждан, имеющих место жительства в России (п. 3 ст. 1195). Как отмечалось в комментариях к третьей части ГК (Н.И. Марышева), эта норма отражает стремление увязать применение принципа гражданства, как основного принципа, с территориальным принципом (указанием на место жительства). Эта норма представляет собой изъятие из основного правила о применении права страны гражданства, причем она носит односторонний характер, поскольку речь идет о применении только российского права. Таким образом, в отношении иностранного гражданина, проживающего в России, вместо права страны его гражданства должно применяться право страны места его жительства, а в отношении российских граждан, проживающих за границей, таких изъятий из общего правила и применения права страны гражданства не предусмотрено. Понятие места жительства определено в ГК РФ следующим образом: под местом жительства понимается «место, где лицо постоянно или преимущественно проживает» (ст. 20).

Принцип места жительства применяется согласно п. 4 ст. 1195 и в отношении лиц, являющихся гражданами нескольких иностранных государств. Поскольку к лицам без гражданства применение общего принципа невозможно в силу отсутствия у них гражданства, п. 5 ст. 1195 предусматривает применение права страны, в которой такое лицо имеет место жительства.

Читайте также:  Куда пожаловаться на прокуратуру?

2. Основное правило в отношении гражданской правоспособности физического лица содержится в ст. 1196 ГК РФ. Приведем текст этой статьи:

«Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом».

Поскольку иностранный гражданин обладает в России такой же гражданской правоспособностью, как российский гражданин, иностранец в Российской Федерации не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий или установления изъятий из российского закона.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности.

Сказанное не означает, что в отдельных случаях законодательством не могут быть установлены правила в отношении осуществления каких-либо прав на началах взаимности (например, такое правило применительно к занятию племенным животноводством было установлено в 1995 г. Федеральным законом).

Национальный режим в отношении прав иностранцев на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, на селекционные достижения предоставляется в силу международных договоров или на основании принципа взаимности (подробнее см. гл. 14).

В нашей литературе обращалось внимание на то, что в области гражданского права национальный режим применяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с физическими, а также юридическими лицами РФ. В то же время в отношении прав иностранцев на землю Земельным кодексом РФ и Законом об обороте земли сельскохозяйственного назначения 2002 г. установлен ряд ограничений для иностранцев. Закон об обороте земель в п. 2 ст. 2 и ст. 3 установил, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Индивидуальный подход в каждой ситуации

Правовые основы социального обеспечения мигрантов заложены, прежде всего, в положениях Конституции РФ (ч. 2, ст. 17 и ч. 1, ст. 19), федеральных законах (от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ и от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ), подзаконных нормативных актах (всего – несколько сотен документов). Все они основаны на принципе неотчуждаемости основных прав и свобод человека в отношениях с иностранными гражданами наравне с коренными жителями страны.

Под каждый конкретный случай разработано соответствующее правовое регулирование социальной работы с мигрантами.

Исходя из обозначенных проблем, которые могут возникнуть у переселенца, его статуса и причин пребывания в России, государственными службами определяются методы социальной работы с мигрантами. Распространенными направлениями поддержки иностранных граждан являются юридическая, психологическая и социально-культурная помощь.

Основными слоями среди иностранцев, которые нуждаются в общественном внимании и поддержке, считаются:

  • студенты;
  • беженцы или ;
  • профессионалы, добровольно прибывшие в страну;
  • многодетные семьи;
  • дети;
  • пожилые люди;
  • люди с ограниченными возможностями и др.

Секрет успеха компании

Основной секрет успеха компании, это конечно же сотрудники, которые имеют огромный багаж знаний. Помимо этого, при выполнении услуги на первом месте всегда следующие принципы:

  1. Мы всегда следим за тенденциями на рынке миграционных услуг. В связи с этим, мы всегда одними из первых узнаем об изменениях в законодательных актах и максимально быстро вносим коррективы в работу;
  2. Не стоим на месте, постоянно развиваемся и обучаемся, чтобы выполнять заказы максимально качественно и быть в курсе всех событий в сфере помощи иностранцам в адаптации;
  3. Доверяем работу только проверенным специалистам, которые имеют все необходимые знания;
  4. Стараемся максимально понятно объяснить иностранному гражданину, то что ему не понятно;
  5. С нами работать выгодно. Мы стараемся учитывать все тонкости услуги и нюансы.

Виды правового режима иностранцев

Имеется три вида правового режима иностранцев:

  • национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
  • специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
  • режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.
Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Калининградской области

Правовое положение иностранцев

Регулирование правового положения иностранцев в РФ осуществляется непосредственно международными договорами и законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранцы и личности не имеющие гражданства пользуются правами РФ и несут ответственность на уровне с гражданами Российской Федерации. Кроме ситуаций утвержденных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Национальный режим обеспечивается иностранным гражданам – это дает им право быть на одном уровне с лицами РФ в области имущественных прав, но при этом еще обязывает их ответственностью настоящего гражданско-правового законодательства.

Материальные, персональные неимущественные, трудовые, процессуальные и семейные права иностранцев, которые пребывают на территории Российской Федерации, устанавливаются законами международного приватного права. Одновременно к ним относится и процедура правовых норм государства России, а также и отечественного государства. Двойственная противоречивость представляет своеобразие правового положение иностранцев. Исходя из п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в РФ иностранные граждане имеют возможность быть правомочными так же, как и российские граждане, если другое не установлено законом. Таким образом им обеспечивается национальный режим. Соответственно ст. 2 «Всеобщей декларации прав человека» от 10 декабря 1948 г., иностранцы, пребывающие на территории России, имеют равноценное правомочие с гражданами РФ.

Замечание 2

Такое положение не зависит от цвета кожи, расы, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или другого положения. Обеспечение иностранным лицам правомочия, равноценного с гражданами РФ, не укладывается с вопросом о месте жительства в России.

Иностранцы также могут обращаться в суды Российской Федерации и использовать гражданские процессуальные права, так же как и граждане России.

Правомочие иностранных лиц может ограничиваться только вследствие решения Правительства РФ посредством ответной меры для граждан тех государств, которые также ограничили правомочия для российских личностей. В этом случае действует закон простого международного права, происходящий из системы суверенного равноправия государств.

Использование национального законодательства иностранных граждан разрешается только при существовании международного договора касаемо такого вопроса, сообщником которого является Российская Федерация.

Ответственность иностранцев находящихся в России заключаются в следующем:

  • должны проявлять уважение к Конституции и следовать законам страны, в которой пребывают (ст. 62 Конституции РФ);
  • не быть источником пропаганды национальной, социальной, расовой или религиозной вражды (ст. 29 Конституции РФ);
  • оберегать сохранность исторического культурного наследия, памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);
  • уплачивать законно фиксированные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
  • беречь природу и окружающую среду, осторожно обращаться с богатствами природы (ст. 58 Конституции РФ).

Правовые предпосылки и нормативные акты

Основным документом, регламентирующим права, обязанности, порядок въезда и проживания на территории Российской Федерации, является Федеральный Закон № 115 от 25 июля 2002 года. Нормативный акт носит название «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Кроме того, весомую юридическую силу имеют и подписанные с соседними государствами договоренности. Они регулируют миграционную политику в стране и определяют порядок въезда, регистрации и пребывания лиц без гражданства РФ на территории страны.

Важно отметить, что вне зависимости от миграционного статуса все иностранцы обладают на территории России такими же правами, как и граждане государства. Исключения касаются лишь нескольких моментов:

  • Иностранные граждане не могут работать в муниципальных управлениях или на государственной службе;
  • Такие лица не могут принимать участие в референдумах и выборах в качестве избирателей или кандидатов;
  • Иностранцы не проходят обязательную военную службу в вооруженных силах РФ. По закону они могут служить по контракту, но даже в таком случае не включаются в командный состав боевых экипажей;
  • Иностранные граждане не могут занимать определенные должности, перечень которых указан в статьях закона ФЗ-115.

Как уже говорилось ранее, граждане иностранных государств могут законно находиться на территории РФ в одном из следующих статусов:

  • Временно пребывающие в стране по визе или безвизовому режиму;
  • Временно проживающие при наличии РВП – разрешения на временное проживание;
  • Постоянно проживающие лица. Пользуются аналогичными правами, как и граждане России – бесплатная медицинская помощь, пенсионное и социальное обеспечение, пособия, льготы;
  • Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом;
  • Граждане, запрашивающие или получившие статус беженца;
  • Апатриды – лица, которые не могут доказать принадлежность к какому-либо государству по причине отсутствия документов и не имеют никакого статуса в РФ.

Особенности защиты прав иностранных граждан в суде

Согласно действующим нормативным актам иностранцы имеют право на защиту своих интересов в судах Российской Федерации. При этом не делается никаких исключений, а иностранные граждане не ущемляются в процессуальных правах.

Это означает, что, когда гражданин иного государства считает, что его законодательные права на территории РФ нарушаются, он может обратиться за их защитой в соответствующие компетентные органы. Это не только судебные органы, но и прокуратура. При обращении с исковым заявлением в суд работают принципы подсудности и подведомственности, а судопроизводство ведется по всем нормам отечественного законодательства.

Практика показывает, что большинство иностранных граждан не имеют глубоких знаний в области российского законодательства. В некоторых случаях проблему представляют сложности с коммуникацией, языковой барьер. Оптимальный способ добиться защиты собственных прав – воспользоваться помощью квалифицированного миграционного юриста. Опытный специалист способен быстро разобраться в тонкостях дела и предоставить всеобщую поддержку на любой стадии рассмотрения дела в суде: от подачи заявления до контроля над исполнительным производством.


Похожие записи: