РАЗДЕЛ V. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ, СБОРЫ (ПОШЛИНЫ)

16.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РАЗДЕЛ V. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ, СБОРЫ (ПОШЛИНЫ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Использовать льготы по подоходному налогу можно только в том случае, если работником предъявлены все документы, доказывающие право гражданина Беларуси претендовать на эти вычеты. Перечень таких документов закреплен в статье 209 Налогового кодекса. Кроме того, такого рода льготы могут применяются по месту основной работы. Если вычеты оказываются больше дохода, то ставка налогообложения считается равной нулю, а сумма, на которую вычет больше заработка, не переносится на следующий месяц.

Номер документа: 71-З
Дата принятия: 29.12.2009
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01.01.2010
Органы эмитенты: Парламент

Указ 503 об изменении в Налоговом кодексе Республики Беларусь на 2020 год

Что изменил указ 503, в частности:

  • размеры не облагаемых сумм по подоходному налогу;
  • размеры вычетов по подоходному налогу;
  • изменение порядка возврата излишне удержанного подоходного налога;
  • изменены критерии применения УСН;
  • размер дохода для применения стандартного вычета ИП;
  • ряд льгот по походному при работе на Форекс, помощь на оздоровление, льготы работникам принудительного исполнения помощь;
  • прибыль Форекс-компаний;
  • налогообложение иностранных представительств;
  • вопросы уплаты земельного налога;
  • вопросы уплаты акцизы;
  • использование льгот при применении труда инвалидов;
  • льготы научным организациям;
  • вопросы безвозмездной передачи имущества.

Сообщите в комментариях если ссылка на Налоговый кодекс Республики Беларусь не работает.

Налоговый кодекс 2021: что изменилось

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.
Читайте также:  Какие расходы можно принимать при УСН доходы минус расходы, а какие нет

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

Налоговый Кодекс Республики Беларусь

Размер налоговых вычетов ежегодно устанавливается в особенной части Налогового кодекса (ст. 209). С 1 янвaря 2021 гoдa вступит в дeйствиe oбнoвлeнный Нaлoгoвый кoдeкс Рeспублики Бeлaрусь.

Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2021 г., a также сравним с показателями 2020 года. (см. таблицу ниже).

Кому положен вычет

Размер вычета (за месяц)

2020

2021

Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел

117 р.

126 р.

при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает

709 р.

761 р.

Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел

117 р.

126 р.

при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале

2126 р.

2283 р.

На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

34 р.

37 р.

Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

65 р.

70 р.

Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка

Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ

165 р.

177 р.

Налоговый кодекс-2022: важные изменения

К указанным оборотам относятся суммы лизинговых платежей в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга.

Если организация, применявшая УСН по ставке 3% с уплатой НДС, в силу особенностей бизнес-среды не сможет работать без НДС, то у нее остается небогатый выбор – общая система налогообложения (ОСН). Если ИП не может с 2022 г. применять УСН, то можно попытать счастья и просчитать экономическую эффективность своего бизнеса при переходе на применение единого налога.

Включение государственной пошлины в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц. Таким образом, новое законодательство не предполагает возможности применения «упрощенки» с уплатой НДС для компаний. И, соответственно, отчетным периодом с 2022 года признается только календарный квартал.

Изменения в Налоговый кодекс с 01.01.2021. Комментарии МНС РБ

    SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.

    SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.

    К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.

    SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.

    Консолидация доходов бюджета для борьбы с COVID-19 стала причиной роста ставок подоходного налога для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с компаниями — резидентами Парка высоких технологий, резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» или с совместными белорусско-китайскими компаниями по развитию указанного индустриального парка. Повышенные ставки, а именно 13% вместо 9% будут действовать в течение 2-х лет, то есть до 2023 года.

    С 1 января 2021 года освобождены от налогообложения следующие виды доходов:

    1) Суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которой являлся умерший работник, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства.

    2) Доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 24, 29 и 30 ст. 208 Налогового кодекса (далее – НК)).

    Налоговый Кодекс Республики Беларусь

    Транспортные средства, зарегистрированные в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ МВД), с 1 января 2021 года будут облагаться транспортным налогом на основании главы 28-1, дополнившей Налоговый кодекс Республики Беларусь. Одновременно с введением транспортного налога упраздняется взимание государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

    При этом физические лица, уплатившие государственную пошлину и получившие разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года, будут уплачивать транспортный налог пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения.

    Плательщиками транспортного налога являются как организации, так и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае передачи транспортного средства в финансовую аренду (лизинг) плательщиком транспортного налога является лизингополучатель.

    Объектом налогообложения транспортным налогом признают транспортные средства, зарегистрированные физлицами и организациями в ГАИ МВД Республики Беларусь.

    Транспортный налог подлежит уплате физлицами и организациями за каждое транспортное средство вне зависимости от участия его в дорожном движении.

    В главе 28-1 НК определен перечень транспортных средств, за которые транспортный налог их владельцы уплачивать не будут. Это транспортные средства:

    • год выпуска которых 1991 год и ранее, либо сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
    • находящиеся в угоне;
    • специально оборудованные для использования инвалидами;
    • категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 года;
    • снятые с учета в ГАИ до 1 июля 2021 года.

    Размер ставки транспортного налога зависит от разрешенной максимальной массы (например, легковой или грузовой автомобиль), вместимости транспортного средства (например, автобус) либо определяется за одну единицу транспортного средства (например, прицеп-дача (караван), мотоцикл, седельный тягач).

    Также в главе 28-1 НК определена категория физических лиц, имеющих право на уменьшение суммы налога. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате, уменьшается:

    • на 50% в отношении транспортных средств, зарегистрированных за:

    ветеранами Великой Отечественной войны; инвалидами I или II группы; лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, или лицами, имеющими право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста;

    • на 25% – для инвалидов III группы.
    Читайте также:  Щедро и по закону: дарение недвижимости в вопросах и ответах

    Льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

    Полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога по транспортным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности, вправе получить также физические лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Такое освобождение предоставляется физическим лицам местными Советами депутатов или по их поручению исполнительными и распорядительными органами.

    Физическим лицам транспортный налог будет исчислять налоговый орган. Уплата транспортного налога плательщиками – физическими лицами будет производиться за истекший календарный год на основании извещения налогового органа, вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября. Законодательно установленный срок уплаты – 15 ноября года, следующего за истекшим.

    Налоговое законодательство: что изменилось в 2021 году?

    С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».

    Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.

    Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

    Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.

    Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

    Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:

    – порядок уменьшения налоговых платежей;

    – срок действия соглашения;

    – запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;

    – ответственность сторон.

    Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

    Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

    Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

    1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;

    2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;

    3) налогообложение налогоплательщиков осуществляется в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса (участники специальных экономических и индустриальных зон, налогоплательщики, реализующие инвестиционные приоритетные проекты, недропользователи) (ст. 51-1 Налогового кодекса).

    В целях гармонизации касательно инвестиционного налогового кредита внесены поправки в пункты 1 и 2 статьи 54 Налогового кодекса о прекращении действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.

    Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, в том числе досрочно, в случаях:

    – уплаты налогоплательщиком всей суммы налогов и (или) плат до истечения установленного срока;

    – нарушения налогоплательщиком условий предоставления инвестиционного налогового кредита;

    – по решению суда.

    Также статья 54 Налогового кодекса дополнена пунктом 4, определяющим обязательства в случае нарушения условий соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Если в течение срока действия такого соглашения заключивший его налогоплательщик нарушит предусмотренные соглашением условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, этот налогоплательщик в течение налогового периода, следующего за отчетным со дня расторжения соглашения об инвестиционном налоговом кредите, обязан уплатить все неуплаченные ранее, в соответствии с соглашением, суммы налога, а также соответствующие пени, начисленные за каждый календарный день действия соглашения об инвестиционном налоговом кредите в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка РК на дату платежа за период от заключения до расторжения указанного соглашения.

    В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).

    Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

    1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;

    2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.

    СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

    Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.

    Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:

    – юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;

    – индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.

    Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.

    Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

    Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

    СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

    Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).

    Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).

    В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.

    Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).

    Следует отметить, что статьей 57-4 Закона о введении установлено, что на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие СНР и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 % подлежащую уплате:

    1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;

    2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;

    3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

    Однако Законом № 382-VI установлено, что с 1 января 2021 года положения части первой статьи не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках СНР розничного налога (пп. 17 ст. 57-4 Закона о введении).

    Читайте также:  Календарь ИП на УСН на 2023 год

    Таким образом, компании, применяющие СНР розничного налога, не вправе уменьшать на 100 % КПН, ИПН (ст. 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса) и социальный налог, исчисленный по статье 687 Налогового кодекса.

    Гомельский Городской исполнительный комитет

    Планируют закрепить, что местом реализации юридических услуг признается Республика Беларусь (и соответственно возникает НДС в Республике Беларусь), если они связаны с передачей (оформлением) права собственности на недвижимое имущество, его регистрацией и передачей имущественных прав на недвижимое имущество. Таким образом, если компания оказывает иностранцу юридические услуги, связанные с недвижимым имуществом, необходимо исчислить и оплатить 20% НДС в РБ со стоимости таких услуг.

    Место реализации юридических услуг по консультированию по вопросам исполнения договора о передаче недвижимого имущества или прав на него, а также его регистрации будет определяться по покупателю.

    Рекомендуем заранее изучить изменения и понимать, в каких случаях необходимо уплатить НДС при реализации юридических услуг покупателю – нерезиденту, а в каких нет.

    Что почитать: подп. 1.1 п. 1 ст. 117 проекта НК 2022.

    Сейчас если белорусская компания оказывает юридические услуги нерезиденту, то НДС в РБ не платится, так как место реализации юридических услуг определяется по покупателю юридических услуг.

    Планируют обязать налоговых агентов (т.е. по общему правилу компании, выплачивающие доход физическим лицам в Беларуси) предоставлять декларацию (расчет) по подоходному налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим последним месяцем отчетного квартала.

    Рекомендуем заранее перестроить внутренние процессы учета (включая заблаговременную настройку компьютерных систем).

    Что почитать: ст. 216-1 проекта НК 2022.

    Сейчас не предусмотрено обязанности у налоговых агентов подавать декларации по подоходному налогу. Существует необходимая отчётность в отношении некоторых доходов, например, доходов выплачиваемых иностранным гражданам.

    Планируют не облагать подоходным налогом профилактические прививки (вакцинацию) физических лиц, за которые заплатила организация или ИП. Если организация или ИП возмещают физическому лицу расходы на прививку – такое возмещение также не будет облагаться подоходным налогом.

    Что почитать: подп. 2.10 п. 2 ст. 196 проекта НК 2022.

    Сейчас такой льготы по подоходному налогу не предусмотрено. Вместе с тем, расходы организаций по вакцинации работников, которая предусмотрена законодательством как одно из мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

    Планируют ввести ставку подоходного налога в размере 20% для следующих случаев:

    • при выявлении нарушений в отношении доходов, исчисленных исходя из сумм превышения расходов над доходами;
    • при установлении факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физлиц налоговым агентом;
    • при установлении факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе (СККС) суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) вы­игрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.

    Рекомендуем быть готовыми предоставить документы, подтверждающие исполнение налоговых обязательств в целях недопущения применения «санкционной» 20% ставки при правомерном поведении.

    Что почитать: п. 7 ст. 214 НК 2022.

    Сейчас в отношении сумм превышения расходов над доходами применяется 16% ставка подоходного налога, а при установлении контролирующим органом фактов выплаты заработной платы «в конвертах» — стандартная 13% ставка. Налогообложение факта регистрации в СККС суммы выигрыша лица, которому фактически не выплатили выигрыш, не регулируется отдельными положениями НК.

    Налог на профессиональный доход

    Согласно изменениям в Налоговом кодексе, физические лица, которые с 2023 года не вправе уплачивать единый налог, могут перейти на уплату налога на профессиональный доход.

    Для этого нужно уведомить налоговый орган по месту постановки на учет о своем решении и скачать бесплатное приложение «Налог на профессиональный доход» (НПД). Но нужно учитывать, что перечень видов деятельности, облагаемых налогом на профессиональный доход, пока еще не определен.

    Ставки налога на профессиональный доход планируют установить в следующих размерах:

    • 10 % – в отношении дохода, полученного плательщиками от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
    • 20 % – в отношении профессионального дохода, превысившего в пределах календарного года 60 000 белорусских рублей, и средств, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей, которые состоят на учете в налоговых органах Беларуси.

    Налоговый Кодекс Республики Беларусь

    Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2021 г., a также сравним с показателями 2020 года. (см. таблицу ниже).

    Кому положен вычет

    Размер вычета (за месяц)

    2020

    2021

    Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел

    117 р.

    126 р.

    при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает

    709 р.

    761 р.

    Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел

    117 р.

    126 р.

    при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале

    2126 р.

    2283 р.

    На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

    34 р.

    37 р.

    Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

    65 р.

    70 р.

    Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка

    Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ

    165 р.

    177 р.

    В случае если плательщиком несвоевременно представил налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются по заявлению плательщика.

    Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

    • О Ресолве
    • Бухгалтерия
    • Юристы
    • Кадры
    • IT и ПВТ
    • Аутстаффинг
    • Бухгалтер+Кадровик+Юрист
    • «Дымовой лабиринт» и виртуальная реальность – молодечненцам напомнили о безопасности
    • Фотофакт. В Солигорске ведутся работы по созданию перекрестка с круговым движением
    • «Призвание людей в погонах — защита прав белорусов». Турчин поздравил следователей с юбилеем
    • На выезде в Литву снова очереди. Разбираемся почему
    • Почему мантра «Я отдаю деньги – мне обязаны!» не помогает, или Куда уходят налоги столбчан

    Новое в налогообложении 2021: что изменилось и как мы будем платить

    Положения настоящего Кодекса не подлежат расширительному толкованию. Их применение по аналогии не допускается.

    Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10 % при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, скорректирован и в новой редакции включен в состав НК в качестве приложения 26. Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 будет признан утратившим силу.

    В 2020 г. услуги сотовой подвижной электросвязи облагались налогом на прибыль по ставке, равной 18 %, а микрофинансовая деятельность — по ставке, равной 25 % (пп. 1 и 4 ст. 184 НК).

    Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории.


    Похожие записи: