Что делать, если ребёнка травят в школе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если ребёнка травят в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.
Как понять, что ребенка обижают в школе?
Если ребенок открыто говорит о школьных обидах и травле, вы можете оперативно отреагировать и принять меры. Но к сожалению, дети часто молчат о проблеме, и у этого может быть несколько причин:
- Стыд за то, что ребенок не справляется с ситуацией сам. В процессе воспитания мы часто требуем от мальчиков уметь постоять за себя, а от девочек — уметь улаживать любые конфликты. Иногда родители неверно реагируют на “первые звоночки”, например, шутят, стыдят или критикуют ребенка. В итоге он замыкается и замалчивает ситуацию.
- Если вы склонны защищать ребенка везде и всегда, ребенок может опасаться, что ваше поведение сделает ситуацию еще более проблемной. Например, если вы пойдете выяснять отношения в школу, его будут звать ябедой и будут дразнить еще больше.
- Ребенок также может молчать, если он считает, что вы ожидаете от него безупречного и самостоятельного поведения. Страх разочаровать родителей также мешает ребенку открыться.
В итоге ребенок может страдать молча, и вам нужно быть внимательней и обращать внимание на косвенные признаки травли.
Неадекватный ребенок в классе: что делать
Все эти способы работают тогда, когда ситуация со школьной травлей возникает между обычными детьми, которым взрослые не помогли научиться дружить, признавать значимость отличий людей друг от друга и силу сообщества. Но иногда в классе может появиться неадекватный ребенок, который не является популярным, от которого стонут учителя, а ваша проблема в том, что он именно вашего ребенка выбрал объектом своей агрессии и неадекватного поведения.
Если учителя признаются, что обидчик вашего ребенка достал всех, но они ничего не могут поделать ни с ним, ни с его родителями, то это тот самый случай. Не будем строить домыслы о том, почему неадекватный ребенок так ведет себя в классе, когда ваша задача обезопасить своего ребенка от опасного ровесника.
Чего делать категорически нельзя?
- Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
- Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
- Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
- Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.
Каким может быть буллинг
- Насилие может принимать физическое и психологическую формы.
- Физическое насилие принимает силовую форму (побои, избиения) или проявляется в порче имущества.
- Психологическое насилие – это более коварный метод, влияющий на моральное и эмоциональное состояние человека. Коллектив может воздействовать на психику подростка обзываниями, унижениями в словесной форме, бойкотами, запугиваниями и угрозами в течение длительного времени.
- В настоящее время широкое распространение получил — кибербуллинг, травля ведется посредством интернета.
- Отдельно выделяется сексуальное насилие, где имеет место принуждение к совершению каких-либо действий сексуального характера. Объектом насилия, как показывает практика, становятся не только подростки, но и дети. Опасность может исходить как со стороны одноклассников, так и взрослых.
Регулярно в Интернете появляются новые видео с издевательствами школьников над кем-то из сверстников. Вот один из последних роликов: в поселковой школе Наро-Фоминского района Подмосковья дети на перемене напали на одноклассника. От насмешек, тычков и плевков перешли к избиению руками и ногами, пока мальчишка с плачем не убежал. Таких «кино» в Сети полно.
«Ситуация травли возможна в классе, где есть два рода особых детей. Одни — потенциальные преследователи — ищут, на ком испробовать свою власть, этим детям свойственен повышенный уровень агрессивности, — говорит Елена Женодарова, руководитель школьного отдела Центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ.
— Другие — потенциальные жертвы, существенно не отличающиеся внешне дети, но которые ведут себя или общаются с другими по-особенному. Они быстро теряют контроль над ситуацией, кто-то сразу пугается, плачет, кричит, впадает в беспомощную злость. Безответность жертвы усиливает агрессию. Обычно эти дети тревожны, имеют низкую самооценку, порой недостаточное развитие интеллектуальных умений и навыков общения».
Как правильно подготовить ребёнка к школе? 7 советов родителям →
Статья по теме
Как бороться с подростковой агрессией
Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».
Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы.
Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.
Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.
Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки.
Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.
Как поддержать ребёнка?
- Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
- Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
- Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
- Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
- Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.
Какие признаки могут указывать на буллинг
Иногда ребенок открыто не говорит о том, что его обижают. Сочетание следующих факторов может навести вас на подозрения:
-
Пропало желание идти в школу, мысль об этом вызывает панику или слезы. Возможно, учителя сообщают вам о прогулах.
-
Пропадают личные вещи: ребенок стал возвращаться домой без шапки, сменки, учебников. Заметили, что одежда выглядит потрепанной, в неряшливом состоянии.
-
Ребенок замкнулся, перестал общаться со сверстниками.
-
На вопрос «Как дела в школе?» отвечает односложно, не хочет делиться подробностями, замыкается в себе.
-
Чешет руки, теребит волосы, постоянно поправляет одежду.
-
Ребенок перестал есть в школе, либо у него чрезмерно снизился/повысился аппетит.
Каких детей чаще всего обижают в школе?
Дети, которых обижают, хоть чем-то выделяется из толпы одноклассников. Многим «крайним» свойственны такие особенности характера: стремление отстаивать свою точку зрения, замкнутость и малообщительность. Ребенок-интроверт особенно часто становится мишенью для издевательств.
Advertisement
Если ребенка постоянно критикуют в семье, его самооценка снижается, он перестает верить в себя и становится легкой добычей для насмешников – одноклассников. Такие дети не способны дать отпор, они воспринимают издевки, как данность. Стоит ли говорить, что агрессивно настроенные дети прекрасно чувствуют закомплексованных и безответных сверстников.
Если ребенок живет в семье с низки социальным статусом, он также подвергается постоянной критике. А все потому, что его одежда не модная, а модель мобильного телефона безнадежно устарела.
Новички, которых перевели из другой школы, попадают в уже сложившийся коллектив, также входят в группу риска. Новые одноклассники «прописывают» вновь поступившего, подстраивая ему всевозможные каверзы. Даже если школьник был лидером в прежнем коллективе, ему придется укреплять свои позиции по новой.
Ребенок, которого чрезмерно опекают в семье, не приучают к коллективу с детсадовского возраста, зачастую не готов к «суровой действительности». Оказавшись один на один с жизнью вне «кокона», неадаптированный школьник становится объектом для насмешек сверстников.
Если школьник привык отстаивать свою точку зрения, противную мнению педагога или его родители конфликтуют с классным руководителем – он тоже может стать жертвой нападок.
Advertisement
Что делать родителям: советы психологов
Для мам и пап родной ребенок всегда остается самым лучшим. Однако чтобы помочь ему действительно эффективно, необходимо адекватно оценивать его достоинства и недостатки, и попытаться превратить слабые стороны в сильные. Когда самостоятельно понять, что предпринимать, если ребенка обижают в школе не получается, советы психолога помогут разобраться и принять правильное решение.
Поговорите по душам
Не акцентируйте внимание на оценках и учебе, расспросите о чувствах, которые испытывает маленькая личность. Зачастую, корень проблем в общении со сверстниками кроется в семейных взаимоотношениях
Если ребенок, даже имея дефекты речи или внешности, будет уверен, что его любят и всегда поддержат, он не будет поддаваться на агрессию ровесников. Те дети, которые в семье также подвергаются насилию и насмешкам, в обществе не смогут противостоять обидчикам.
Гнобят в школе за внешний вид? С раннего возраста приучайте малыша соблюдать личную гигиену, следить за опрятностью вещей и беречь их. Выделите деньги из семейного бюджета на поход в парикмахерскую и покупку модной одежды или кроссовок, при этом объясните отпрыску, что не наряды украшают человека, а его поступки.
Что делать, если ребенка в школе обзывают? Поговорите с классным руководителем – человеком, который видит ситуацию изнутри. Узнайте, кто и почему обзывает вашего сына или дочку, возможно, они сами провоцируют конфликт, подначивая одноклассников. Иногда ребенка не принимают в компанию, если у него нет модной игрушки, которой играют все дети вокруг, поэтому его авторитет очень низок.
Бьют ребенка в школе, что делать? Самолично устраивать расправу не стоит. Попросите педагога организовать встречу родителей виновного и пострадавшего, чтобы совместно разобраться в конфликте, обговорить его последствия и дальнейшие действия.
Запишите ребенка в спортивную секцию. Грамотные тренера научат бороться с обидчиками, не прибегая к физической силе, воспитают в мальчиках и девочках лидерские качества и уверенность в своих возможностях.
Как понять, что у ребенка проблемы в школе?
К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.
Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.
Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:
- Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
- Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
- Резко ухудшилась успеваемость.
- Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
- Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.
В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.
Чем травля отличается от обычного конфликта
Дети иногда ссорятся. Они могут толкаться, кричать друг на друга и даже драться — и это нормально. Если сегодня Петя и Миша обзывали друг друга, а завтра они вместе играют в футбол — это не травля, а конфликт. Совсем избежать конфликтов между детьми не получится. Да и не надо: конфликты учат их справляться с агрессией, отстаивать свои права и мириться.
Травля — это агрессивное поведение, которое повторяется постоянно. При этом силы детей не равны, то есть одни выступают агрессорами и издеваются над другими — жертвами. И эти роли остаются неизменными. Травля не учит ничему хорошему, только вредит.
Характерные черты травли:
- эмоциональное или физическое насилие. Это могут быть оскорбления, шутки, сплетни, а также драки и стычки;
- издевательства происходят постоянно и направлены на одного и того же человека;
- класс либо поддерживает агрессора и тоже травит жертву, либо делает вид, что ничего не происходит.
Многие взрослые считают, что «это просто дети сейчас такие» или сводят травлю к проблемам отдельных детей. Например, считают, что «Сашу дома бьет отец-алкаш, вот он и отыгрывается на однокласснике» или «Неудивительно, что над Ксюшей все смеются, она же заикается и постоять за себя не может». Но травля— это всегда системная ошибка. Когда над ребенком издеваются в школе, есть не только агрессор и жертва, но и наблюдатели. Одноклассники и учителя так или иначе поддерживают конфликт — даже если не лезут в него и считают, что все происходящее их не касается.
Родителям, которые считают, что проблема преувеличена, стоит представить такую ситуацию:
- Взрослый человек приходит на работу, но с ним никто не здоровается. Коллеги отворачиваются, смеются у него за спиной. Когда человек садится за рабочий стол, оказывается, что провод от его монитора перерезан. Человек спрашивает у коллег, что произошло, видели ли они, кто это сделал, но все молчат и делают вид, что ничего не слышат. Он идет к начальнику, чтобы предупредить его о проблеме, но начальник только кричит из-за того, что подчиненный пришел к нему с какой-то ерундой и не может разобраться в ситуации сам.
- Когда человек приводит в офис специалиста по оргтехнике, оказывается, что провод цел. Мастер смотрит на него как на дурака, а коллеги давятся от смеха. Человек краснеет, нервничает и уходит в туалет, чтобы успокоиться. А когда возвращается, видит, что вещи из его сумки разбросаны по коридору.
- Он пробует жаловаться друзьям и в трудовую инспекцию, а в ответ получает: «Нужно уметь ладить с коллегами» или «Это пройдет, потерпи».
Дети, которых обижают в школе, редко просят о помощи. Это не всегда связано с воспитанием и отношениями в семье, но и такой вариант нельзя исключать. Например, если папа учит мальчика, что настоящий мужчина не плачет и не жалуется, ребенок будет держать все в себе. А если мама приходит с работы раздраженная, ребенок не станет говорить ей о проблеме, чтобы не разозлить еще больше.
Молчание ребенка может зависеть от возраста. Например, подростки предпочитают решать проблемы сами, а дети младшего возраста часто боятся расстроить родителей.
Есть и другие варианты. Возможно, ребенок молчит, потому что:
- запуган — обидчик сказал, что если ребенок кому-то пожалуется, он ему всю жизнь испортит;
- не хочет быть стукачом — считает, что жаловаться плохо;
- думает, что если вмешаются родители, над ним будут издеваться еще больше;
- стесняется признаться, что не справляется сам;
- винит себя — считает, что причина в том, что с ним что-то не так и он этого заслуживает;
- боится рассказать родителям, за что именно над ним издеваются — например, если одноклассники шутят о том, что у девушки якобы было много половых партнеров;
- поддается авторитету взрослого — когда ребенка обижает учитель, а тот считает, что взрослый всегда прав. Учитель может быть и агрессором, и зачинщиком конфликта среди детей — например, если он сравнивает учеников между собой, отпускает замечания, клеит ярлыки или выделяет любимчиков.