Что делать, если ребёнка травят в школе

20.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если ребёнка травят в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Если ребенок открыто говорит о школьных обидах и травле, вы можете оперативно отреагировать и принять меры. Но к сожалению, дети часто молчат о проблеме, и у этого может быть несколько причин:

  • Стыд за то, что ребенок не справляется с ситуацией сам. В процессе воспитания мы часто требуем от мальчиков уметь постоять за себя, а от девочек — уметь улаживать любые конфликты. Иногда родители неверно реагируют на “первые звоночки”, например, шутят, стыдят или критикуют ребенка. В итоге он замыкается и замалчивает ситуацию.
  • Если вы склонны защищать ребенка везде и всегда, ребенок может опасаться, что ваше поведение сделает ситуацию еще более проблемной. Например, если вы пойдете выяснять отношения в школу, его будут звать ябедой и будут дразнить еще больше.
  • Ребенок также может молчать, если он считает, что вы ожидаете от него безупречного и самостоятельного поведения. Страх разочаровать родителей также мешает ребенку открыться.

В итоге ребенок может страдать молча, и вам нужно быть внимательней и обращать внимание на косвенные признаки травли.

Неадекватный ребенок в классе: что делать

Все эти способы работают тогда, когда ситуация со школьной травлей возникает между обычными детьми, которым взрослые не помогли научиться дружить, признавать значимость отличий людей друг от друга и силу сообщества. Но иногда в классе может появиться неадекватный ребенок, который не является популярным, от которого стонут учителя, а ваша проблема в том, что он именно вашего ребенка выбрал объектом своей агрессии и неадекватного поведения.

Если учителя признаются, что обидчик вашего ребенка достал всех, но они ничего не могут поделать ни с ним, ни с его родителями, то это тот самый случай. Не будем строить домыслы о том, почему неадекватный ребенок так ведет себя в классе, когда ваша задача обезопасить своего ребенка от опасного ровесника.

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

Каким может быть буллинг

  1. Насилие может принимать физическое и психологическую формы.
  2. Физическое насилие принимает силовую форму (побои, избиения) или проявляется в порче имущества.
  3. Психологическое насилие – это более коварный метод, влияющий на моральное и эмоциональное состояние человека. Коллектив может воздействовать на психику подростка обзываниями, унижениями в словесной форме, бойкотами, запугиваниями и угрозами в течение длительного времени.
  4. В настоящее время широкое распространение получил — кибербуллинг, травля ведется посредством интернета.
  5. Отдельно выделяется сексуальное насилие, где имеет место принуждение к совершению каких-либо действий сексуального характера. Объектом насилия, как показывает практика, становятся не только подростки, но и дети. Опасность может исходить как со стороны одноклассников, так и взрослых.
Читайте также:  Какие социальные выплаты вырастут в 2023: пенсии и пособия

Регулярно в Интернете появляются новые видео с издевательствами школьников над кем-то из сверстников. Вот один из последних роликов: в поселковой школе Наро-Фоминского района Подмосковья дети на перемене напали на одноклассника. От насмешек, тычков и плевков перешли к избиению руками и ногами, пока мальчишка с плачем не убежал. Таких «кино» в Сети полно.

«Ситуация травли возможна в классе, где есть два рода особых детей. Одни — потенциальные преследователи — ищут, на ком испробовать свою власть, этим детям свойственен повышенный уровень агрессивности, — говорит Елена Женодарова, руководитель школьного отдела Центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ.

— Другие — потенциальные жерт­вы, существенно не отличающиеся внешне дети, но которые ведут себя или общаются с другими по-особенному. Они быстро теряют контроль над ситуацией, кто-то сразу пугается, плачет, кричит, впадает в беспомощную злость. Безответность жертвы усиливает агрессию. Обычно эти дети тревожны, имеют низкую самооценку, порой недостаточное развитие интеллектуальных умений и навыков общения».

Как правильно подготовить ребёнка к школе? 7 советов родителям →

Статья по теме

Как бороться с подростковой агрессией

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы.

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки.

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Какие признаки могут указывать на буллинг

Иногда ребенок открыто не говорит о том, что его обижают. Сочетание следующих факторов может навести вас на подозрения:

  • Пропало желание идти в школу, мысль об этом вызывает панику или слезы. Возможно, учителя сообщают вам о прогулах.

  • Пропадают личные вещи: ребенок стал возвращаться домой без шапки, сменки, учебников. Заметили, что одежда выглядит потрепанной, в неряшливом состоянии.

  • Ребенок замкнулся, перестал общаться со сверстниками.

  • На вопрос «Как дела в школе?» отвечает односложно, не хочет делиться подробностями, замыкается в себе.

  • Чешет руки, теребит волосы, постоянно поправляет одежду.

  • Ребенок перестал есть в школе, либо у него чрезмерно снизился/повысился аппетит.

Каких детей чаще всего обижают в школе?

Дети, которых обижают, хоть чем-то выделяется из толпы одноклассников. Многим «крайним» свойственны такие особенности характера: стремление отстаивать свою точку зрения, замкнутость и малообщительность. Ребенок-интроверт особенно часто становится мишенью для издевательств.

Читайте также:  Что делать, если не подписывают заявление на увольнение?

Advertisement

Если ребенка постоянно критикуют в семье, его самооценка снижается, он перестает верить в себя и становится легкой добычей для насмешников – одноклассников. Такие дети не способны дать отпор, они воспринимают издевки, как данность. Стоит ли говорить, что агрессивно настроенные дети прекрасно чувствуют закомплексованных и безответных сверстников.

Если ребенок живет в семье с низки социальным статусом, он также подвергается постоянной критике. А все потому, что его одежда не модная, а модель мобильного телефона безнадежно устарела.

Новички, которых перевели из другой школы, попадают в уже сложившийся коллектив, также входят в группу риска. Новые одноклассники «прописывают» вновь поступившего, подстраивая ему всевозможные каверзы. Даже если школьник был лидером в прежнем коллективе, ему придется укреплять свои позиции по новой.

Ребенок, которого чрезмерно опекают в семье, не приучают к коллективу с детсадовского возраста, зачастую не готов к «суровой действительности». Оказавшись один на один с жизнью вне «кокона», неадаптированный школьник становится объектом для насмешек сверстников.

Если школьник привык отстаивать свою точку зрения, противную мнению педагога или его родители конфликтуют с классным руководителем – он тоже может стать жертвой нападок.

Advertisement

Что делать родителям: советы психологов

Для мам и пап родной ребенок всегда остается самым лучшим. Однако чтобы помочь ему действительно эффективно, необходимо адекватно оценивать его достоинства и недостатки, и попытаться превратить слабые стороны в сильные. Когда самостоятельно понять, что предпринимать, если ребенка обижают в школе не получается, советы психолога помогут разобраться и принять правильное решение.

Поговорите по душам

Не акцентируйте внимание на оценках и учебе, расспросите о чувствах, которые испытывает маленькая личность. Зачастую, корень проблем в общении со сверстниками кроется в семейных взаимоотношениях

Если ребенок, даже имея дефекты речи или внешности, будет уверен, что его любят и всегда поддержат, он не будет поддаваться на агрессию ровесников. Те дети, которые в семье также подвергаются насилию и насмешкам, в обществе не смогут противостоять обидчикам.
Гнобят в школе за внешний вид? С раннего возраста приучайте малыша соблюдать личную гигиену, следить за опрятностью вещей и беречь их. Выделите деньги из семейного бюджета на поход в парикмахерскую и покупку модной одежды или кроссовок, при этом объясните отпрыску, что не наряды украшают человека, а его поступки.
Что делать, если ребенка в школе обзывают? Поговорите с классным руководителем – человеком, который видит ситуацию изнутри. Узнайте, кто и почему обзывает вашего сына или дочку, возможно, они сами провоцируют конфликт, подначивая одноклассников. Иногда ребенка не принимают в компанию, если у него нет модной игрушки, которой играют все дети вокруг, поэтому его авторитет очень низок.
Бьют ребенка в школе, что делать? Самолично устраивать расправу не стоит. Попросите педагога организовать встречу родителей виновного и пострадавшего, чтобы совместно разобраться в конфликте, обговорить его последствия и дальнейшие действия.
Запишите ребенка в спортивную секцию. Грамотные тренера научат бороться с обидчиками, не прибегая к физической силе, воспитают в мальчиках и девочках лидерские качества и уверенность в своих возможностях.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.

Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.

Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:

  • Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
  • Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
  • Резко ухудшилась успеваемость.
  • Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
  • Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.

В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.

Читайте также:  Как и куда подать жалобу на налоговую инспекцию в 2023 году – образец

Чем травля отличается от обычного конфликта

Дети иногда ссорятся. Они могут толкаться, кричать друг на друга и даже драться — и это нормально. Если сегодня Петя и Миша обзывали друг друга, а завтра они вместе играют в футбол — это не травля, а конфликт. Совсем избежать конфликтов между детьми не получится. Да и не надо: конфликты учат их справляться с агрессией, отстаивать свои права и мириться.

Травля — это агрессивное поведение, которое повторяется постоянно. При этом силы детей не равны, то есть одни выступают агрессорами и издеваются над другими — жертвами. И эти роли остаются неизменными. Травля не учит ничему хорошему, только вредит.

Характерные черты травли:

  • эмоциональное или физическое насилие. Это могут быть оскорбления, шутки, сплетни, а также драки и стычки;
  • издевательства происходят постоянно и направлены на одного и того же человека;
  • класс либо поддерживает агрессора и тоже травит жертву, либо делает вид, что ничего не происходит.

Многие взрослые считают, что «это просто дети сейчас такие» или сводят травлю к проблемам отдельных детей. Например, считают, что «Сашу дома бьет отец-алкаш, вот он и отыгрывается на однокласснике» или «Неудивительно, что над Ксюшей все смеются, она же заикается и постоять за себя не может». Но травля— это всегда системная ошибка. Когда над ребенком издеваются в школе, есть не только агрессор и жертва, но и наблюдатели. Одноклассники и учителя так или иначе поддерживают конфликт — даже если не лезут в него и считают, что все происходящее их не касается.

Родителям, которые считают, что проблема преувеличена, стоит представить такую ситуацию:

  • Взрослый человек приходит на работу, но с ним никто не здоровается. Коллеги отворачиваются, смеются у него за спиной. Когда человек садится за рабочий стол, оказывается, что провод от его монитора перерезан. Человек спрашивает у коллег, что произошло, видели ли они, кто это сделал, но все молчат и делают вид, что ничего не слышат. Он идет к начальнику, чтобы предупредить его о проблеме, но начальник только кричит из-за того, что подчиненный пришел к нему с какой-то ерундой и не может разобраться в ситуации сам.
  • Когда человек приводит в офис специалиста по оргтехнике, оказывается, что провод цел. Мастер смотрит на него как на дурака, а коллеги давятся от смеха. Человек краснеет, нервничает и уходит в туалет, чтобы успокоиться. А когда возвращается, видит, что вещи из его сумки разбросаны по коридору.
  • Он пробует жаловаться друзьям и в трудовую инспекцию, а в ответ получает: «Нужно уметь ладить с коллегами» или «Это пройдет, потерпи».

Дети, которых обижают в школе, редко просят о помощи. Это не всегда связано с воспитанием и отношениями в семье, но и такой вариант нельзя исключать. Например, если папа учит мальчика, что настоящий мужчина не плачет и не жалуется, ребенок будет держать все в себе. А если мама приходит с работы раздраженная, ребенок не станет говорить ей о проблеме, чтобы не разозлить еще больше.

Молчание ребенка может зависеть от возраста. Например, подростки предпочитают решать проблемы сами, а дети младшего возраста часто боятся расстроить родителей.

Есть и другие варианты. Возможно, ребенок молчит, потому что:

  • запуган — обидчик сказал, что если ребенок кому-то пожалуется, он ему всю жизнь испортит;
  • не хочет быть стукачом — считает, что жаловаться плохо;
  • думает, что если вмешаются родители, над ним будут издеваться еще больше;
  • стесняется признаться, что не справляется сам;
  • винит себя — считает, что причина в том, что с ним что-то не так и он этого заслуживает;
  • боится рассказать родителям, за что именно над ним издеваются — например, если одноклассники шутят о том, что у девушки якобы было много половых партнеров;
  • поддается авторитету взрослого — когда ребенка обижает учитель, а тот считает, что взрослый всегда прав. Учитель может быть и агрессором, и зачинщиком конфликта среди детей — например, если он сравнивает учеников между собой, отпускает замечания, клеит ярлыки или выделяет любимчиков.


Похожие записи: