Учетная политика организации: как составить на 2023 год

07.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика организации: как составить на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

Что такое учетная политика

Бухгалтерская учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша компания (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Налоговая политика — совокупность способов, которые применяете в налоговом учете (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК).
В налоговой и бухгалтерской политике вы отражаете не все способы, а лишь те, для которых есть разные варианты учета или расчета налоговой базы.

Читайте также:  Налоговые льготы на транспортный налог для физических лиц в 2023 году

Таким образом, последствия изменений в учетной политике должны быть учтены при дальнейшем составлении бухгалтерской отчетности в году ее изменения. Поэтому данные граф бухгалтерской отчетности «За соответствующие периоды прошлых лет» следует соотносить с изменениями, которые произошли в учетной политике с начала отчетного года (п. 21 ПБУ 1/98). То есть показатели в этих графах должны быть заполнены таким образом, как если бы измененный способ бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Такая корректировка необходима для соблюдения принципа сопоставимости отчетных данных текущего и прошлых периодов. На наш взгляд, она отражается только в бухгалтерской отчетности. При этом никаких записей в бухгалтерском учете, как и прежде, делать не следует.

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее - организации).

(в ред. приказов Минфина России от 25.10.2010 № 132н, от 28.04.2017 № 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики - на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Изменение учетной политики

Организация может изменять учетную политику по бухгалтерскому учету в тех же случаях, что и прежде. Их перечень приведен в п. 10 ПБУ 1/2008. К названным случаям относится существенное изменение условий хозяйствования. Ранее в п. 16 ПБУ 1/98 разъяснялось, что это может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением вида деятельности и др. В ПБУ 1/2008 о смене собственников не упоминается. И это вполне объяснимо. Появление нового собственника не ведет к изменению организации, и данный фактор сам по себе не может быть причиной внесения изменений в учетную политику.

Изменение учетной политики, как и прежде, производится с начала очередного отчетного года. В п. 18 ПБУ 1/98 это правило было жестким. А в п. 12 ПБУ 1/2008 появилась оговорка, что учетная политика может меняться и в течение отчетного года, если это обусловлено причиной такого изменения.

Чаще всего необходимость изменения учетной политики не с начала, а в середине отчетного года возникает из-за существенного изменения условий хозяйствования. К примеру, реорганизация компании в форме присоединения произошла в середине года. Тогда присоединяющая организация может внести изменения в учетную политику непосредственно после завершения реорганизации, а не с начала следующего года.

Основные требования остались неизменными. Организация должна оценить в денежном выражении последствия, к которым привело изменение учетной политики. Эта оценка определяется на дату, с которой применяется измененная учетная политика (п. 13 ПБУ 1/2008). Если изменения в учетную политику внесены из-за изменившихся норм законодательства или нормативных правовых актов по бухучету, то последствия этих изменений нужно отражать в бухучете и отчетности в том порядке, который установлен соответствующим законом или нормативным актом (п. 14 ПБУ 1/2008).

Примечание. Изменение учетной политики имеет определенные последствия для организации. Задача бухгалтера - правильно отразить эти последствия в бухгалтерском учете и отчетности. При этом нужно ориентироваться на правила, записанные ранее в п. п. 19 - 23 ПБУ 1/98, а теперь предусмотренные в п. п. 13 - 16 ПБУ 1/2008.

Таблица 1. Фрагмент бухгалтерского баланса ОАО "Альфа" за отчетные периоды 2008 года

(тыс. руб.)

Показатель баланса 
Код показателя 
На начало отчетного года
Долгосрочные финансовые вложения
140 
864 
Нераспределенная прибыль 
(непокрытый убыток)
470 
5424 

В пояснительной записке к балансу за 2007 г. ОАО "Альфа" раскрыло причину изменения "входного" сальдо баланса за 2008 г. и указало, какие статьи бухгалтерской отчетности подверглись корректировке и на какую сумму изменились показатели баланса. При составлении годовой отчетности за 2008 г. ОАО "Альфа" в форме N 3 "Отчет об изменениях капитала" отразило результаты изменения капитала на начало отчетного года. В табл. 2 приведены данные, появившиеся в графе 6 разд. I этого отчета.

Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

Как правильно утвердить

Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Допустимо утвердить учетную политику государственных (муниципальных) учреждений для целей бухгалтерского и налогового учета одним приказом. То есть объединить регламент для бухгалтерского и налогового учета в одном распорядительном документе. Текст политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно закрепите формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что унифицированной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Составьте приказ в произвольном виде. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:

  • номер и дату составления;
  • законодательные нормативы, на основании чего было принято решение;
  • суть распоряжения;
  • дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу;
  • ответственного за составление (главный бухгалтер, например);
  • определите лицо, ответственное за контроль исполнения приказа.

Как разрабатывать свой способ учёта

Новая редакция ПБУ 1/2008 с изменениями 2017 года поясняет, как компания сама разрабатывает порядок ведения учёта по конкретной ситуации (новый п. 7.1). Это делают, когда российские стандарты учёта не содержат конкретного способа.

При этом нужно учитывать требования:

  • законодательства РФ о бухучете;
  • общероссийских и/или отраслевых стандартов.

Механизм таков. На основе допущений и требований пунктов 5 и 6 нового ПБУ 1/2008, надо обязательно последовательно (!) использовать следующие источники:

  1. МСФО.
  2. Правила общероссийских и/или отраслевых стандартов бухучета по схожим вопросам.
  3. Рекомендации по бухгалтерскому учету.

Алгоритм формирования учетной политики уточнен

ПБУ № 1/2008–24/2011 признаны федеральными стандартами бухучета (далее — ФСБУ). Такие изменения в 402-ФЗ внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ, они действуют с 19.07.2017.

В п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ определено, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета организация делает выбор из числа способов, допускаемых ФСБУ. В обновленном ПБУ также термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «ФСБУ», а в п. 24 ПБУ 1/2008 термин «бухгалтерская отчетность» заменен на термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность».

В п. 7 ПБУ 1/2008 более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный ФСБУ. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них с учетом общих требований (п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008).

Если в ФСБУ ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. Разработать свой способ, последовательно применяя сначала МСФО, затем федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и только потом — рекомендации в области бухучета. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Контур.Норматив — справочно-правовая база для бухгалтера

Положение об учетной политике организации на 2018 год:

  • Общие положения: рабочий план счетов и аналитический учет, формы первичных документов, ПБУ 18/02 и др.
  • Учетная политика для целей бухучета и налогообложения
  • Типовые учетные политики организаций на ОСНО, на упрощенке, арендодателя, лизинговой, строительной компаний и т.д.

Пояснительную записку составлять не нужно

В старой редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения ученой политики на год, следующий за отчетным.

Понятие «пояснительная записка» в обновленном ПБУ 1/2008 не используется.

Сведения об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета по-прежнему необходимо раскрывать, но не в пояснительной записке, а в бухотчетности. В каком именно документе и в каком виде будет раскрываться эта информация, компании решают сами. Например, это может быть текстовая часть Пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, где на положения соответствующих пунктов должны быть даны ссылки в перечисленных формах бухотчетности.

Воспользуйтесь мастером учетной политики для различных отраслей деятельности и систем налогообложения. Просто выберите параметры вашей организации

Узнать больше

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Производство всех видов покрытий должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 12.3.002-75; должны соблюдаться строительные нормы и правила, санитарные нормы проектирования промышленных предприятий, утвержденные Госстроем СССР, санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

1.2. Производство покрытий должно обеспечивать:
автоматизацию и герметизацию процессов, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
механизацию и автоматизацию ручного труда;
замену токсичных и горючих веществ менее токсичными, нетоксичными и негорючим веществами.

1.3. Оборудование, применяемое при производстве покрытий, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91.

1.4. Качество приборов, инструментов, приспособлений должно соответствовать эргономическим показателям РД 50-149-79.

Финансовую отчетность приравняли к бухгалтерской

На первый взгляд кажется, что новая редакция пункта 7 ПБУ 1/2008 облегчит работу бухгалтерам компаний, составляющих отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности». Теперь этим экономическим субъектам разрешено не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ПБУ, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Иными словами, соответствующие компании получили право формировать «бухгалтерскую» учетную политику непосредственно «под МСФО». В результате финансовая отчетность отдельно взятой компании, не создающей группу (ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»), одновременно может считаться бухгалтерской - отвечающей требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете». При этом отступления от ПБУ (а правильнее сказать - от ФСБУ) необходимо раскрыть (п. 20.1 ПБУ 1/2008).

Читайте также:  Правила пересдачи экзаменов в ГИБДД для получения прав в 2023 году

Отметим, что в Законе неизменно фигурирует составной термин – «бухгалтерская (финансовая) отчетность». А вот теперь созданы условия для формирования единой – «бухгалтерско-финансовой» - отчетности. Тем самым необходимость в трансформации «российской» бухгалтерской отчетности отпадет. Казалось бы, налицо «плюс». Но стоить лишь задуматься, как обнаруживается существенный «минус» такого подхода.

Проблема в том, что российская система налогообложения ориентирована на применение ПБУ, традиционно опирающихся на оценки фактов по исторической стоимости. На основании пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета. Аналогичным образом действуют налоговые агенты и плательщики страховых взносов (п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 421 НК РФ). Очевидно, что в результате перехода на МСФО плательщикам налога на прибыль придется вести самостоятельные регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ). А налоговые инспекторы столкнутся с несоответствием показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций – например, в отношении размера доходов.

Справочно

Финансовая отчетность организации, не имеющей ни дочерних организаций, ни ассоциированных организаций и не являющейся участником совместных предприятий, не является отдельной финансовой отчетностью (п. 7 МСФО (IAS) 27).

Вообще говоря, ведение бухгалтерского учета по МСФО противоречит действующему налоговому законодательству. Оно изначально ориентировано на соответствие ПБУ, причем сближение бухгалтерского и налогового учета провозглашалось «дорожной картой» налоговой политики (п. 7 Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах»). По мнению автора, проблема заслуживает как публичного обсуждения, так и официальных разъяснений. До конца года в ней необходимо разобраться.

Что отразить в учетной политике для целей бухучета

Универсальной учетной политики не найти даже на просторах интернета. Ее составление целиком зависит от конкретной организации. Для этого учтите все операции, которые компания проводила в прошлом и планирует в будущем. Кратко пробежимся по моментам, которые важны для бухгалтерской учетной политики.

  1. Ведение бухучета вручную или с использованием спецпрограммы. Также можно предусмотреть ведение учета на аутсорсинге.
  2. Покупка материалов с использованием только счета 10 «Материалы» или с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Счета 15 и 16 помогают вести фактический учет затрат на заготовку материалов и определять отклонение от учетных цен, но усложняют бухучет.
  3. Выбор способа оценки материалов, отпускаемых в производство. В бухучете разрешено три способа: по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы, по методу ФИФО (по себестоимости первых по времени покупки).
  4. Выбор способа начисления амортизации. На выбор предложено четыре способа: линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет полезного использования, пропорционально объему работ. Выбор зависит от наличия профессионального бухгалтера и от ваших личных навыков. Самый простой вариант — линейный, он предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования. Все остальные способы относятся к ускоренным — в первые годы сумма амортизации превышает суммы в последующие годы. Если начисление амортизации в бухучете будет отличаться от налогового учета, то возникнут разницы, которые будут формировать налоговые обязательства и активы. В таком случае нужен профессиональный главбух.
  5. Учитывать активы стоимостью до 40 000 рублей в составе основных средств или материально-производственных запасов.
  6. Установление срока полезного использования для нематериальных активов. Выбор между сроком действия прав на НМА и сроком, в течение которого планируется получать выгоду от использования НМА.
  7. Выбор способа начисления амортизации на НМА. Это те же способы, что и с активами, кроме начисления пропорционально объему выполненных работ. Для НМА он недоступен.
  8. Выбор стоимости, по которой будут списываться товары, отпущенные в реализацию. По себестоимости каждой единицы, по средней или ФИФО.
  9. Выбор способа учета затрат на заготовку и транспортировку товаров на склад. Такие расходы можно включить в состав расходов на продажу или непосредственно отнести их на себестоимость.
  10. Выбор распределения затрат на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Первый вариант — затраты пропорционально списываются на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживание производства и хозяйства». Второй вариант — списание сразу на счет 90 «Реализация продукции».


Похожие записи: