Что такое налоговый мониторинг. Объясняем простыми словами

14.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое налоговый мониторинг. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать налоговикам все свои карты:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • налоговики не будут проводить камеральные и выездные проверки в период действия налогового мониторинга. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом.
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать, что налоговики нашли ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговиками и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут. За исключением случаев, когда налоговики составляли мотивированное мнение на основании искажённых данных.

Кто может перейти на налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг – удел крупного бизнеса. Точнее сказать, пока это удел гигантов. Для примера, уже используют налоговый мониторинг такие компании как РЖД, Ростех, Газпром, Лукойл, ВТБ, МТС, Аэрофлот, Мегафон и др.

Топ отраслей, где трудятся гиганты, выбравшие налоговый мониторинг:

  • добыча нефти и газа,
  • металлургическая промышленность,
  • перевозки,
  • финансово-кредитная сфера,
  • производство,
  • строительство,
  • торговля,
  • связь,
  • информационных технологии.

Критерии компаний, которые могут претендовать на новую форму мониторинга налогового контроля, определены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Таких критериев три: величина заплаченных за предыдущий год налогов, величина совокупной выручки и величина активов компании. Законом определены нижние границы данных критериев. Расскажем подробнее.

Три условия перехода на налоговый мониторинг:

  1. 100 млн руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных компанией за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга. Важно знать, что налоги, уплаченные за перевозку товара за границу, а также НДФЛ и страховые взносы в эту сумму не входят.
  2. 1 млрд. руб. – не меньше этой величины должен составлять суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности компании за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
  3. 1 млрд. руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором предоставляется заявление о проведении налогового мониторинга.

Преимущества налогового мониторинга

  • Без камеральных и выездных проверок. Они заменяются на онлайн мониторинг сделок, документов, налогов и отчетности.
  • Взаимодействие с налоговой в режиме онлайн. Всегда можно узнать мотивированное мнение налоговой по каждой из сделок, чтобы избежать штрафов и пеней за неправильное оформление.
  • Возмещение НДС в упрощенном порядке. По заявлению, без предоставления банковских гарантий процедура занимает всего 11 дней, вместо 3 месяцев.
  • Быстрое закрытие налогового периода. Срок проведения налогового мониторинга – 1 год и 9 месяцев, тогда как налоговый период в обычном порядке может длиться до 5 лет.
  • Меньше требований от ФНС. Налоговая предъявляет меньше запросов за счет онлайн-доступа к документам, подтверждающим правильность расчета налогов.

Усовершенствовав систему налогового контроля, компании не только корректно ведут учет документов, но и повышают качество взаимодействия с налоговыми органами, снижают расходы на администрирование, улучшают деловую репутацию и обеспечивают престиж своего бизнеса.

При вступлении в режим налогового мониторинга профильные органы открыты к диалогу, в первую очередь, с организациями, которые уделили достаточно внимания подготовке.

Компании, которые предоставили налоговым органам комплекс документов, имеют больше шансов на успешное согласование и оценку заявки, а также вызывают больше доверия у партнеров и клиентов.

В конечном итоге это повышает инвестиционную привлекательность компании и положительно сказывается на деловом климате.

Пункт 18.3 Приказа № ЕД-7-23/518 установил сроки сдачи документов и информации, формируемых в соответствии с требованиями к организации системы внутреннего контроля. Вот они:

ПРЕДМЕТ ОТЧЁТА

ПЕРИОДИЧНОСТЬ И СРОК СДАЧИ

Риски, идентифицируемые в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который он проводится Ежеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала
Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг Ежеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала.

При отсутствии данных для раскрытия сдают с нулевыми значениями.

Контрольные процедуры в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг При подаче заявления о проведении налогового мониторинга

Далее — ежеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала

Матрица рисков и контрольных процедур организации на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг Ежеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала
Результаты выполнения контрольных процедур в целях налогового мониторинга за истекший квартал Не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за окончанием соответствующего квартала
Оценка уровня организации системы внутреннего контроля за период, предшествующий проведению налогового мониторинга При подаче заявления о проведении налогового мониторинга

Далее — за период проведения налогового мониторинга 1 ноября года, следующего за периодом проведения мониторинга

Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля за период мониторинга 1 ноября года, следующего за периодом проведения налогового мониторинга
Информация об организации системы внутреннего контроля При подаче заявления о проведении налогового мониторинга

Далее — ежегодно на 1-е число месяца соответствующего года, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего года

Читайте также:  Порядок уплаты административного штрафа

Мотивированное мнение ФНС

ФНС имеет право формулировать свою позицию по поводу корректности расчета и уплаты взносов в бюджет для той организации, в отношении которого осуществляется финансовый мониторинг. Такая позиция оформляется отдельным документом — мотивированным мнением. Оно подготавливается:

  • По инициативе ФНС — если налоговые инспекторы обнаружили факты неверного исчисления или просроченной уплаты налогов, то они составляют мотивированное мнение и в течение пяти дней направляют его в адрес юридического лица (но не позже чем за три месяца до окончания налогового мониторинга).
  • По желанию юридического лица — если у фирмы имеются сомнения в отношении корректности исчисления и уплаты налогов, то компания может не позднее 1 июля того года, в течение которого осуществляется налоговый мониторинг, сама направить запрос в ФНС о предоставлении мотивированного мнения. ФНС обязана подготовить документ с оценкой в срок не более месяца с получения такого запроса.

Что мониторят налоговики

Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:

  • за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
  • правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:

ЭТАП

ЦЕЛЬ

До фактического начала бизнес-процесса (операции) Предупреждение или снижение негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации
Непосредственно в ходе бизнес-процесса (операции) Своевременное выявление и немедленное устранение возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров
После бизнес-процесса (операции) Установление достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям

Кто может перейти на налоговый мониторинг

Перейти на проведение налогового мониторинга может не каждая организация. Чтобы претендовать на данный вид налогового контроля, компания должна соответствовать ряду обязательных критериев по доходам, активам и уплачиваемым в бюджет налогам. Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг компания может при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма налогов, подлежащих уплате за 2021 год, составляет не менее 100 миллионов рублей (учитываются НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ и страховые взносы; не учитываются налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС);
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за 2021 год составляет не менее 1 млрд рублей;
  • стоимость активов по данным бухотчетности на 31 декабря 2021 года не менее 1 млрд рублей.

Подготовка к налоговому мониторингу

Компания, которая решила перейти на такой способ взаимодействия с фискальными органами должна подать заявление в территориальную инспекцию, где она состоит на учете. Если до этого компания не участвовала в программе мониторинга, то заявление должно быть подано не позднее июля, тогда организация будет включена в программу мониторинга с 1 января. Если же организация хочет повторно воспользоваться таким способом взаимодействия с ФНС, заявление должно быть подано до 1 сентября. Вместе с заявлением подаются такие документы:

  • Регламент, по которому будет проходить взаимодействие с территориальной ФНС.
  • Информацию об учредителях – физических лицах, чья доля в компании составляет более 25%.
  • Учетная налоговая ставка, по которой будет предприятие вести хозяйственную деятельность в предстоящем году.
  • Регламент и документы внутреннего учета.

Период налогового мониторинга

Согласно пункту четвертому, статьи 105.26 Налогового Кодекса, началом мониторинга является 1 января, окончанием 1 октября следующего года.
При этом, как указано в законе, на этот период исключаются любые другие налоговые проверки – камеральные и выездные. Однако это не касается ситуаций, указанных в статье 88 п.1.1 и в статье 89 п. 5.1 Налогового кодекса:

  • Если налогоплательщик предоставил декларацию позднее первого июля.
  • Если в декларации заявлено возмещение НДС или акцизных сборов.
  • Если налогоплательщик сдал «уточненку», в которой была уменьшена налоговая сумма или увеличены убытки предприятия.
  • Контрольная выездная проверка работы территориальных налоговых органов, вышестоящим органом ФНС.
  • Прекращение налогового мониторинга раньше срока.
  • Неисполнение налогоплательщиком рекомендаций ФНС – мотивированного мнения.
Читайте также:  Пособия (выплаты) при рождении четвертого ребенка в 2023 году

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение. Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Порядок проведения и мотивированное мнение

Мониторинг осуществляется уполномоченными должностными лицами, трудящимися в налоговом органе по месту нахождения. Они могут истребовать пояснения и документацию. Особенно важным является мотивированное мнение. Используется оно для отражения позиции налогового органа относительно вопросов правильности удержания, полноты и своевременности перечисления платежей. Может быть составлено как по инициативе проверяющей структуры, так и по запросу организации. Первый случай имеет место быть при установлении факта, свидетельствующего о неправильно удержании платежей, их несвоевременности или неполноте. Запросы направляют в тех случаях, если в организации есть определенные сомнения или неясности по конкретным вопросам. В нем должна быть изложена позиция (не)коммерческой структуры, по отношению к которой и проводился мониторинг. Направлять запрос необходимо не позднее первого июля года, следующего за периодом. В таком случае мотивированное мнение получается через один месяц со дня его передачи налоговому органу. Этот срок может быть продлен. Максимум — на один месяц. Делается это в тех случаях, когда необходимо истребовать дополнительную документацию. О таком решении сообщается в письменной форме в течении трех дней после принятия соответствующего решения.

Камеральные налоговые проверки

В последнее время существенно возросла роль камеральных налоговых проверок при проведении налогового контроля. Расширение прав налогового органа в получении необходимой информации о налогоплательщике позволило значительно повысить результативность таких проверок (например, по обоснованности возмещения налогоплательщикам из бюджета сумм НДС по экспортным операциям).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специального решения руководителя (его заместителя) на проведение такой проверки не требуется. Налоговый орган должен провести камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Периодичность проведения камеральных проверок не установлена; соответственно, частота их проведения налоговым органом зависит от возникновения соответствующей необходимости. Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии с п.1 ст.100 НК РФ акт составляется только по результатам выездной налоговой проверки. Вместе с тем ст.115 НК РФ содержит ссылку на акт как камеральной, так и налоговой проверки. Такая несогласованность правовых норм дает основания налоговому органу в каждом конкретном случае принимать самостоятельное решение о необходимости составления акта проведенной камеральной проверки.

НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ, КАК НОВАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

С 2015 года на основании федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ первая часть Налогового кодекса РФ дополнена новым разделом V.2 под названием «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».6

Суть новой формы контроля заключается в информационном взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков, при котором организация предоставляет в режиме реального времени доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности, что позволяет отслеживать своевременность и правильность исчисления налогов и сборов. Необходимо отметить, что налоговый мониторинг не является обязанностью налогоплательщика, так как он может проводиться только по желанию организации путем подачи заявления о проведении налогового мониторинга.

До 2016 года форма контроля в виде налогового мониторинга была доступна только крупным налогоплательщикам, годовой доход и совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец года которых превышает 3 млрд. рублей, а налоговые отчисления за год составляют не менее 300 млн. рублей, Так, первыми участниками налогового мониторинга, добровольно подавшими заявление до 1 июля 2015 года, стали такие крупные организации, как: ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь» и др.

С 1 января 2016 года помимо, крупных налогоплательщиков, субъектами правоотношений по применению налогового мониторинга становятся консолидированные группы налогоплательщиков.7 Данное право на применение налогового мониторинга в отношении КГН установлено в письме ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4- 15/13591.8 В письме отмечается, что положения Федерального закона № 348-ФЗ также применяются в отношении участников КГН. Вместе с тем, данные положения не применяются к организациям, входящим в состав КГН, в части доходов, которые не учитываются при исчислении консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль и по другим налогам.9

В соответствии с п. 1 ст. 105.27 НК РФ, если организация или КГН соответствует установленным требованиям, она по своему усмотрению имеет право подать в налоговый орган соответствующее заявление не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Так, с 1 января 2015 года первой волной налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, являются организации, подавшие заявление до 1 июля 2015 года. С января 2017 года начнется налоговый мониторинг в отношении не только крупных налогоплательщиков, но и в отношении КГН, подавших соответствующий пакет документов до 1 июля 2016 года.

Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга должны быть представлены регламент информационного взаимодействия, учетная политика, а также информация об организациях и о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в компании, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов.10

Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга налоговыми органами должно быть принято до 1 ноября года, в котором подано заявление, и направлено организации в течение пяти дней со дня принятия.11 При этом основаниями для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга могут послужить непредставление или представление не в полном объеме организацией документов или информации, несоблюдение организацией условий, рассмотренных выше, а также несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.

Обязательные условия для осуществления налогового мониторинга

НМ является процедурой добровольной. Но воспользоваться ее преимуществами могут не все организации. Когда предприятие проявляет интерес к подобной форме сотрудничества с налоговой, ему следует убедиться в соответствии бизнесовых показателей требуемым критериям. Условий всего три, и зафиксированы они в НК РФ (ст. 105.26, п. 3).

Чтобы компании не отказали в НМ, такие экономические показатели должны быть не ниже минимальных размеров:

№ п/п Показатели Пояснение Минимальная величина, млн. RUB
1. Налоги Общий их размер, включающий НДС, налог на прибыль, добычу ископаемых из земных недр, акцизный сбор.

Исключение – налоги, относящиеся к продвижению продукции посредством таможни стран Таможенного союза

300,00
2. Доходы Выручка от реализации суммарная и другие доходы, обозначенные в отчетных данных за прошедший год 3000,00
3. Активы Общий размер активов (по состоянию на 31.12 прошлого г.). Их стоимость зафиксирована в финотчетности 3 000,00

Пример 1. ООО «Вектор» платит НДС и налог на прибыль. Организация сотрудничает со странами, входящими в Таможенный союз. Она решила подать заявку касательно НМ на 2023 г. В 2017 г. «Вектор» уплатил в бюджет 510 млн. руб. В этой сумме 200 млн. руб. – «таможенный» НДС, который не следует учитывать. Тогда принимаемая во внимание сумма налогов составляет 310 млн. руб. (510-200), что соответствует первому критерию. Если и доходы, и стоимость активов превышают 3 млрд. руб., ООО «Вектору» не откажут в НМ.


Похожие записи: