Оказание первой медицинской помощи при ДТП

05.06.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оказание первой медицинской помощи при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь, прибывшие сотрудники правоохранительных органов составляют схему ДТП со слов всех участников аварии. Документ считается действительным, только если водители подписали бумагу, тем самым подтвердив точность отображенных в ней данных. Если одна из сторон по состоянию здоровья не может ознакомиться со схемой, работа над ней будет отложена на время.

Что должен делать пострадавший при ДТП?

Ряд действий требуется и от пострадавшего, естественно, при условии, что ему не требуется серьезная медицинская помощь. После того, как первая помощь оказана, необходимо обратиться в полицию и получить направление на судебно-медицинскую экспертизу. Этот документ и станет основанием для того, чтобы взыскать выплаты с виновника дорожно-транспортного происшествия.

От того, насколько серьезный вред здоровью был нанесен, зависит и дальнейший размер компенсации. После прохождения медицинской комиссии, пострадавший должен обратиться в страховую компанию, где будет рассчитана сумма выплат: сюда же включаются и материалы дела, уголовного или административного, так как дополнительные обстоятельства влияют на решение страховой фирмы.

Чаще всего, пешеходы не имеют страхового полиса ОСАГО, поэтому обращаться нужно в компанию водителя – все данные он должен предоставить лично или же через информацию, указанную в протоколе.

Иногда страховые службы отказывают в выплатах пострадавшим, если водитель нарушил условия заключенного договора. Так, получить компенсацию по ОСАГО не получится, если виновник аварии был пьян. Тогда нужно подавать исковое заявление в суд. Точно так же действуют в случаях, когда у водителя нет страхового полиса ОСАГО.

Страховые компании также устанавливают лимит на выплаты в результате дорожно-транспортных происшествий. Так, при нанесении вреда жизни и здоровью, по ОСАГО за водителя выплатят около полумиллиона рублей, все остальное нужно доплачивать из собственного кармана.

Наказание при средней тяжести

Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей. Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия. Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.

В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности. Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный. Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.

При причинении средней тяжести ущерба здоровью при ДТП, виновному может быть установлено наказание и в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

ДТП с пострадавшими: порядок действий для виновного водителя

Порядок действий участников дорожного движения, в том числе при возникновении аварийных ситуаций, строго регламентирован Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением правительства № 1090.

Важно! В соответствии с пунктом 2.5 Правил в случае возникновения даже незначительного ДТП водители обязаны:

  • совершить остановку транспортного средства или не трогаться с места, если автомобиль на момент происшествия стоял;
  • активировать аварийные сигналы;
  • на расстоянии не менее пятнадцати метров (не менее тридцати, если авария произошла за городом) от автомобиля установить знак аварийной остановки.

Если в результате ДТП пострадали люди, действия участников происшествия должны соответствовать пункту 2.6 Правил, согласно которому водителю необходимо:

  • самостоятельно либо с привлечением лиц из числа свидетелей оказать первую помощь пострадавшим;
  • отправить пострадавших в лечебное учреждение, если им требуется срочная госпитализация. В этом случае отправить нуждающегося в помощи гражданина можно с попуткой либо отвезти на собственном транспортном средстве, после чего вернуться на место происшествия (подобные действия не будут квалифицироваться по ст. 12.27 Кодекса об административных правонарушениях как невыполнение обязанностей в связи с ДТП);
  • осуществить вызов на место ДТП сотрудников полиции и «скорой помощи». При этом нужно сообщить диспетчеру личные данные, коротко описать ситуацию, назвать адрес или точные ориентиры места происшествия;
  • освободить проезд, если расположение транспортных средств мешает движению, предварительно зафиксировав детали ДТП (положение автомобилей, местонахождение пешеходов, дорожных знаков, переходов и др.);
  • по возможности организовать объезд места происшествия, максимально сохранив при этом следы ДТП (например, части автомобилей, обломки дорожного оснащения и т. п.);
  • переписать данные свидетелей ДТП.

Какие выполняются действия?

По КоАП ДТП с пострадавшими приводит к привлечению водителя, являющегося виновником, к ответственности. Чтобы снизить негативные последствия от такого происшествия, водитель должен знать, какие именно действия надо выполнить после аварии. Пострадавшим может выступать пешеход, водитель другого транспорта или вовсе пассажиры. Поэтому сразу после ДТП выполняются следующие действия:

  • останавливается автомобиль;
  • включается аварийка и выставляется знак аварийной остановки;
  • далее надо сразу проверить состояние пострадавшего;
  • при наличии навыков и возможности оказывается первая помощь;
  • вызывается скорая помощь и полиция;
  • если состояние пострадавшего является критическим, то нужно оперативно доставить его в больницу;
  • для этого можно привлекать других участников движения, если они соглашаются помочь;
  • если отсутствует возможность воспользоваться помощью других автомобилистов, то виновник ДТП может на своей машине доставить пострадавшего в больницу;
  • предварительно фиксируется автомобиль и дорожный путь на фотографиях;
  • при таких условиях медицинскому работнику необходимо сообщить информацию о водителе, а также сведения о произошедшей аварии;
  • после этого водитель возвращается на место происшествия.
Читайте также:  До какого возраста можно взять ипотеку пенсионеру

Если у водителя имеется видеорегистратор, то имеющиеся записи являются доказательствами, поэтому их нельзя стирать.

Нюансы при нанесении легкой или средней тяжести урона

Каждый человек, являющийся виновником аварии, в которой наносится урон здоровью людей, задумывается о том, что грозит виновнику ДТП с пострадавшими. Меры наказания зависят от последствий такого происшествия. Поэтому может выбираться как административная, так и уголовная ответственность.

Если устанавливается легкая степень тяжести, то обычно водитель лишается своих прав и уплачивает штраф. Степень определяется непосредственно в медицинском учреждении. Обычно легкая тяжесть представлена небольшими гематомами, ушибами или сотрясением.

Средняя тяжесть устанавливается, если человеку выписывается больничный лист на срок, превышающий 21 день. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести являются более жесткой. Может назначаться не только штраф, но и лишение свободы.

Когда виновник скрылся с места аварии

По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?

  • Выполнить все правила поведения при ДТП;
  • Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
  • Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
  • Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
  • Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.

Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.

Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:

  • соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;

  • соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;

  • был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;

  • проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;

  • имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;

  • как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;

  • есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;

  • как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Положение о служебном расследовании ДТП

Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

1.2. Настоящее Положение определяет единый порядок, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в Организации.

1.3. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, анализ причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

Читайте также:  Как отозвать дарственную на квартиру, пошаговая аннуляция договора

1.4. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

  • обстоятельства, предшествующие происшествию;
  • причины происшествия;
  • влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
  • последствия происшествия;
  • лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
  • недостатки в работе Организации, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

1.5. Служебное расследование проводится ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения в Организации всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим Организации, в срок до 5 суток.

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

2.1. Водители и сотрудники Организации, чьи обязанности непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны соблюсти порядок действий, предусмотренный пунктом 2.5. ПДД РФ, а также без промедления сообщать об этом в ГИБДД и в Транспортный отдел.

2.2. Сотрудники Транспортного отдела оказывают консультативную помощь сотрудникам, попавшим в ДТП. Разъясняют порядок обращения в ГИББ или органы МВД, страховую компанию.

2.3. Сотрудники Транспортного отдела регистрируют факт произошедшего ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. ДТП с погибшими или раненными регистрируются в разделе № 1 журнала и подлежат ежемесячной сверке с территориальными органами внутренних дел. ДТП, повлекшие за собой только материальный и иной ущерб (без погибших и раненых) регистрируются в разделе № 2 журнала.

2.4. В случае необходимости возможен выезд сотрудника Транспортного отдела на место ДТП. Решение о необходимости выезда принимает Руководитель Транспортного отдела, в зависимости от тяжести ДТП, его последствий и при обоснованной необходимости организационной помощи сотруднику, попавшему в ДТП.

2.5. Должностные лица, в случае прибытия на место происшествия раньше работников ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.

2.6. Должностные лица, производящие служебное расследование, в случае прибытия на место происшествия, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

  • осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
  • уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Оказание первой помощи при дорожно – транспортных происшествиях

Основные причины смерти в ДТП:

– травмы, не совместимые с жизнью – 20%
– задержка скорой помощи – 10%
– неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.

Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.

Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.

Обеспечение безопасности на месте ДТП.

1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.

2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.

3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:

«03» в России – служба скорой помощи
«01» в России – пожарная служба, но через нее всегда можно вызвать скорую помощь и службу спасения

Последовательность оказания помощи при ДТП.

1. Вызываем скорую помощь.

2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.

Положение о порядке проведения служебной проверки

Организация вправе издать локальный акт, регламентирующий порядок проведения проверки (например, положение о служебном расследовании).

Документ обычно определяет:

  • какова цель служебного расследования ДТП (установление обстоятельств и причин аварии, разработка мероприятий по устранению причин происшествий);
  • лиц, проводящих проверку, и сроки;
  • порядок сообщения об аварии;
  • порядок проведения проверки;
  • основные вопросы, которые выясняются при проверке предприятия в части организации работы по безопасности;
  • документальное оформление события;
  • разбор причин произошедшего в трудовом коллективе.

Профилактика травматизма

Предупреждение гибели и травматизма начинается с личной культуры участников движения, применения технических средств, предназначенных для обеспечения безопасности водителя, пассажиров, пешеходов. Для снижения количества раненых и погибших во время автокатастроф применяют:

  1. Детские автокресла. Родители должны проявлять заботу и обеспечивать защиту ребенка.
  2. Светоотражающие материалы. В сумерки и ночное время недопустимо идти вдоль дороги, переходить трассу в темной одежде. Водитель не сможет своевременно увидеть человека и уйти от столкновения с ним.
  3. Обучающие центры. Сегодня повсеместно создаются курсы и группы юных помощников полиции, где детей обучают, как избегать проблем во время движения по улицам города.
  4. Интернет-игры, позволяющие ребенку изучить знаки, понять специфику движения на дорогах.
Читайте также:  Как можно выбрать роддом по родовому сертификату

Наибольшее количество случаев, результатом которых становится получение тяжелых травм и гибель людей, происходит по причине:

  • лихачества на красный свет светофора;
  • движения авто на высокой скорости по населенному пункту, во время гололеда, по трассе с плохим покрытием;
  • управление машиной после употребления спиртных напитков;
  • общение автомобилиста по телефону;
  • неисправность тормозной системы, подушек безопасности.

Степень тяжести причиненного вреда здоровью при ДТП

Степень вреда, нанесенного потерпевшему
Тяжкая Средняя Легкая
Опасно для жизни По последствиям
1 группа 2 группа
Рана головы с проникновением внутрь черепа Тяжелое шоковое состояние 3 или 4 степени Слепота либо снижение остроты зрения Прямая опасность для жизни отсутствует Отсутствие трудоспособности до 3-х недель
Перелом основания, свода черепа Кома Полная или частичная потеря речи Тяжкий вред по последствиям, но без тяжелого состояния Утрата трудоспособности до 5%
Ушиб головного мозга Обильное кровотечение Глухота, уменьшение слышимости Невозможность работать более 3-х недель
Проникающая рана позвоночника Острая недостаточность сердца, сосудов, легких, почек, печени Утрата органа или нарушения в его работе Потеря трудоспособности от 10% до 30%
Перелом, вывих позвонков Нарушение в кровообращении мозга и других частей тела Психические болезни
Проникающая шейная рана Гнойные раны Прерывание беременности
Ранение груди, живота с проникновением Потеря трудоспособности свыше 30%
Ранение или разрыв внутренних органов
Перелом таза
Открытые переломы рук и ног
Повреждения кровеносных сосудов с нарушением целостности
Термические ожоги

Ответственность виновного водителя

Если в результате аварии потерпевшее лицо получило травмы легкой или средней тяжести, водитель несет ответственность административного характера на основании статьи № 12.24 КоАП РФ.

При легких повреждениях у пострадавшего в ДТП, судом налагается штраф 2500 — 5000 руб. либо изымается водительское удостоверение на 1-1,5 года.

При средних повреждениях виновник ДТП может понести наказание в виде штрафа 10000 — 25000 руб. или лишение права на управление автомобилем на 1,5-2 года.

Когда пострадавший получает тяжелый вред здоровью, на виновника ДТП заводится уголовное дело. Согласно статье № 264 УК РФ, на гражданина – инициатора аварии судом налагается ответственность, указанная в таблице.

Результат столкновения Виды уголовного наказания
Принудительные работы Тюремное заключение Ограничение свободы Арест
Тяжкий вред без отягчающих обстоятельств до 2 лет до 2 лет до 3 лет до 6 мес.
Тяжелые травмы, опьянение водителя до 3 лет до 4 лет
Смерть 1 человека без отягчающих обстоятельств до 4 лет до 5 лет
Смерть 1 человека, опьянение водителя от 2 до 7 лет
Смерть 2 и более людей, без отягчающих обстоятельств до 5 лет до 7 лет
Смерть 2 и более людей, опьянение водителя от 4 до 9 лет

По окончанию судебных слушаний суд принимает решение о наказании, учитывая все обстоятельства ДТП, в том числе действия водителя и других участников аварии.

ОСАГО при ДТП с пострадавшими

Лица, получившие повреждения из-за столкновения автомобилей, вправе рассчитывать на денежные компенсации. Согласно ст.12 ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.12г., осуществляются платежи, если потерпевшие в ДТП:

  • получили повреждение своего имущества — до 400 т.р.;
  • потеряли заработок;
  • понесли погребальные расходы;
  • лишились кормильца.

Согласно п.3 ст.12 Федерального Закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г., если присваивается инвалидность, то начисляется возмещение вреда в таких размерах:

  • первая — 500 тыс. руб.;
  • вторая — 350тыс. руб.;
  • третья — 250 тыс. руб.;
  • ребенок – инвалид — 500 тыс. руб.

По ОСАГО выплачиваются деньги не только за получение инвалидности. Оплате также подлежит причиненные травмы. Величина зависит от локализации и степени тяжести.

Бывает, что страховая фирма отказывается производить платеж по следующим причинам (ст.12, п.25, ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.02г.):

  • сознательно подстроенная авария;
  • уставленный факт нетрезвости водителя;
  • ТС управлялось без прав;
  • водителя не указали в полисе ОСАГО;
  • автомобилистом провозился незастрахованный опасный груз, из-за которого произошло столкновение;
  • попытка получения компенсации только за моральный ущерб, потерянную прибыль.

Ответственность в аварии с пострадавшими на пешеходном переходе

Если водитель признается невиновным в ДТП, ему все равно полагается нести гражданскую ответственность. Избежать ее возможно после предоставления доказательства, что аварию спровоцировал сам пешеход по своему умыслу (ст.1083 ГК РФ) или причиной стала непреодолимая сила (ст.1067 ГК РФ).

Если не получается предъявить подтверждение сознательного прыжка пострадавшего под колеса на пешеходном переходе, то от возмещения вреда уклониться нельзя. Но есть возможность снизить размер выплат. Неосторожность потерпевшего на переходе, повлекшая наезд, либо низкий доход виновника учитываются при расчете компенсаций.

Ответственность за травмы легкого и среднего характера определяется судом на основании ст.12.24 КоАП РФ.
Если человек получил в зоне пешеходного перехода от автомобиля тяжелый вред, наказание назначается, согласно ст.264 УК РФ.

Травмы пешехода Административная ответственность водителя
Штраф Изъятие ВУ
Легкие от 2,5 до 5 т.р. 1-1,5 года
Средние от 10 до 25 т.р. 1,5-2 года


Похожие записи: