Порядок зачета и возврата излишне уплаченного налога сбора или пени

08.07.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок зачета и возврата излишне уплаченного налога сбора или пени». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговое законодательство предусматривает право на возврат из бюджета излишне уплаченных денежных средств — налога, авансовых платежей, сборов и страховых взносов, пеней или штрафа. Переплату можно вернуть или зачесть. Процедура возврата и зачета таких сумм одинакова для налогоплательщиков и плательщиков сборов, страховых взносов либо налоговых агентов. Заявитель обращается в налоговый орган и представляет данные: в каком размере и по какому налогу излишне уплачена сумма, и каким образом он намерен использовать сумму переплаты.

Особенности возврата переплаты

Если для зачета переплаты может быть несколько причин, то для возврата только одно основание – письменное заявление налогоплательщика. Форма – в приказе ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Срок подачи заявления на возврат – 3 года с момента уплаты суммы налога или взноса, которая впоследствии стала переплатой. Решение о возврате налоговая принимает в течение 10 дней с момента получения заявления. На сам возврат по закону дается месяц с момента получения заявления от налогоплательщика. Если сумма к возврату возникает по итогам камералки, то срок на принятие решения исчисляется через 10 дней после завершения такой проверки.

Деньги возвращают на банковский счет налогоплательщика, по реквизитам из его заявления.

Комментарий к ст. 78 Налогового кодекса


В пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. При зачете сумма излишне уплаченного налога засчитывается в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам или по погашению недоимки. Возврат предполагает выплату налогоплательщику суммы излишне уплаченного им налога.

Комментируемая статья допускает зачет и возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней таможенными органами, которые в этом случае обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены ими.

Переплата образуется, если налогоплательщик уплатил большую сумму налога, пеней, штрафа, чем требуется согласно законодательству.

На практике такая ситуация встречается часто. Причины возникновения переплаты могут быть самые разные:

  • во-первых, неправильный расчет налогов: неточность при исчислении налоговой базы, применение неправильной ставки налога и т.п. Причем платеж признается излишне уплаченным, если налогоплательщик сам, без участия налогового органа, неверно исчислил сумму платежа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 503-О , Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2012 года N 16551/11, от 27 июля 2011 года N 2105/11 );
  • во-вторых, ошибки при заполнении платежных поручений на уплату налога, пеней, штрафов, которые повлекли перечисление их в бюджет в излишней сумме. Например, к этому может привести указание налогоплательщиком в платежке завышенной суммы к уплате, неверного кода бюджетной классификации;
  • в-третьих, внесение изменений в налоговое законодательство, действие которых распространяется на прошлые периоды. Например, переплата по налогу может образоваться при введении льготы, которая применяется с начала текущего года;
  • в-четвертых, по итогам налогового периода исчислена сумма налога к уменьшению;
  • в-пятых, изменение режима налогообложения и др.

Обнаружить факт излишней уплаты налогов (пеней, штрафов) может как налогоплательщик, так и налоговая инспекция. Если налоговый орган самостоятельно выявил излишне уплаченные суммы, он обязан сообщить вам о них в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма такого извещения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2008 года N ММ-3-1/683@.

НК РФ установлен обязательный административный (досудебный) порядок обращения налогоплательщика за зачетом или возвратом излишне уплаченных сумм налога посредством обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговый орган.

Налоговый орган, обнаруживший факт излишней уплаты налога, обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

На практике налоговые органы крайне редко сообщают о таких фактах. Однако если у налогоплательщика имеются доказательства того, что налоговый орган знал о факте излишней уплаты налога или сбора, а налогоплательщику об этом не сообщил, то последний может обжаловать такие действия (бездействие) налогового органа в вышестоящем налоговом органе или в суде.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, о чем составляется соответствующий акт совместной сверки, подписываемый налогоплательщиком и налоговым органом.

Сумма излишне уплаченного налогоплательщиком налога может быть:

  • зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
  • зачтена в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;
  • возвращена налогоплательщику.

НК РФ предусматривает возможность или зачета (в счет предстоящих платежей или в счет погашения недоимки/задолженности), или возврата излишне уплаченного налога.

При этом при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или возврат излишне уплаченного налога налогоплательщику производится налоговым органом только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) налогоплательщика.

Таким образом, НК РФ предусматривает последовательно зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности), а потом оставшаяся излишняя сумма налога подлежит или зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, или возврату налогоплательщику.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи зачет или возврат излишне уплаченного налога производится на основании письменного решения налогового органа в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Совместная сверка уплаченных в бюджет налогов, пеней, штрафов и процентов проводится налогоплательщиком и налоговым органом.

В ходе сверки данные о расчетах по налоговым платежам, которыми располагает инспекция, сопоставляются со сведениями организации или индивидуального предпринимателя об уплате налогов, пеней, штрафов. Это позволяет выявить переплату, а также задолженность по платежам в бюджет.

Порядок сверки изложен в разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 года N САЭ-3-01/444@.

Инициировать сверку расчетов может как организация (индивидуальный предприниматель), так и налоговый орган (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, абз. 3 п. 7 ст. 45, абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ).

При получении от налогоплательщика заявления с просьбой о сверке расчетов инспекция обязана ее провести (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента).

Чаще всего налоговый орган предлагает сверить расчеты в случаях:

  • обнаружения фактов, указывающих на вероятную переплату налогов (пеней, штрафов) в бюджет (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ);
  • перевода налогоплательщика на учет в другую налоговую инспекцию (п. 3 Регламента);
  • реорганизации или ликвидации организации (п. 3 Регламента);
  • отнесения организации к категории крупнейших налогоплательщиков.
Читайте также:  Сколько будут получать инвалиды 3 группы в 2024 году в СПБ

В этом случае сверка проводится ежеквартально (п. 3 Регламента).

Если сверку инициирует налоговый орган, то для вас участие в ней является правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Общий срок сверки расчетов — 10 рабочих дней, если расхождений в данных об уплате налогов не выявлено. Если они есть, срок сверки не должен превышать 15 рабочих дней. При этом время на пересылку акта сверки между налоговым органом и налогоплательщиком не учитывается (п. 3.1.2 Регламента). Однако на практике инспекция нередко затягивает проведение сверки.

В соответствии с п. 6 комментируемой статьи 78 НК России возврат сумм излишне уплаченного налога, пени может производиться только по заявлению налогоплательщика. Однако в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат излишне уплаченной суммы производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки.

Заявление на возврат сумм излишне уплаченных налоговых платежей, подаваемое в налоговый орган организацией, должно содержать следующие реквизиты:

  • наименование заявителя;
  • адрес;
  • наименование платежа;
  • соответствующее подразделение бюджетной классификации доходов, по которому образовалась переплата;
  • сумму, подлежащую возврату или зачету.

Если такое заявление подается в налоговый орган физическим лицом, то в нем должны быть указаны:

  • фамилия, имя и отчество заявителя;
  • адрес его местожительства;
  • номер паспорта или заменяющего его документа и кем он выдан;
  • наименование платежа, по которому образовалась переплата;
  • сумма, предъявленная к уплате, и номер платежного извещения;
  • фактически внесенная сумма, подлежащая зачету или возврату.

В п. 7 комментируемой статьи 78 Налогового кодекса закрепляется срок давности, в течение которого налогоплательщик вправе подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Такой срок составляет три года со дня уплаты указанной суммы. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 июня 2001 года N 173-О указал, что данное правило не препятствует налогоплательщику обратиться за судебной защитой своих прав в случае пропуска данного срока с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. При этом действуют общие правила исчисления сроков исковой давности — три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Зачет или возврат излишне уплаченного налога может быть произведен путем:

  • зачета излишне уплаченных сумм налога в счет погашения недоимки;
  • зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей;
  • возврата излишне уплаченных сумм налога.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки производится налоговыми органами самостоятельно. При этом налогоплательщик не лишен права представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки принимается налоговым органом в течение десяти дней:

  • со дня обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога;
  • со дня вступления в силу решения суда;
  • со дня получения заявления налогоплательщика;
  • со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).

Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.

Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?

Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.

Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.

Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).

Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.

Читайте также:  Как оформить регистрацию по месту пребывания в Москве

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.


Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.

Нacкoлькo peaльнo вepнyть пepeплaтy пo нaлoгoвым oтчиcлeниям

Пpи oбнapyжeнии cyбъeктoм пepeплaты пo oбязaтeльным взнocaм oн дoлжeн cнaчaлa пoнять, кaк oнa пoявилacь. Для этoгo нyжнo вocпoльзoвaтьcя cepвиcaми для бyxyчeтa и бизнeca (дocтyп к ним бecплaтный):

  1. Элeктpoнный бyxгaлтep иcпoльзyeтcя для вeдeния кoммepчecкoй дeятeльнocти и cдaчи oтчeтнocти в элeктpoннoм видe.
  2. B Oнлaйн бyxгaлтepии вeдeтcя yчeт зapaбoтнoй плaты, oтпycкныx, oплaты зa бoльничныe лиcты, бyxyчeт, cдaчa oтёчнocти чepeз интepнeт.
  3. Пpoвepкa кoнтpaгeнтa бecплaтнo являeтcя лyчшим cepвиcoм c тeкcтoвым пepeвoдoм.
  4. К Элeктpoннoй cдaчи oтчeтнocти бecплaтный дocтyп дeйcтвyeт в тeчeниe 3-x мecяцeв.

Пepeплaтa мoжeт вoзникнyть в cлeдyющиx cлyчaяx:

  • ecли cyбъeкт дoпycтил oшибкy пpи yплaтe нaлoгoвoгo взнoca;
  • ecли aвaнc пo итoгaм 12 мecяцeв oкaзaлcя бoльшe, чeм цифpa, yкaзaннaя в дeклapaции зa aнaлoгичный пepиoд. К пpимepy, нaлoг нa пpибыль yплaчeн в бoльшeм paзмepe, чeм нyжнo либo пepeплaтa пo итoгaм гoдa зaфикcиpoвaнa в oтчeтнocти пo УCН;
  • пpи иcпoльзoвaнии нaлoгoвoй льгoты, кoгдa в oднo и тo жe вpeмя нaлoг yплaчивaeтcя юpидичecким лицoм и cнимaeтcя пo peшeнию ИФНC.

Кaк вepнyть излишнe yплaчeнный нaлoг

Ecли пpeдпpиятиe или ИП oбнapyжили фaкт нaлoгoвoй пepeплaты, тo ecть 2 вoзмoжныx вapиaнтa дaльнeйшиx дeйcтвий:

  1. Boзвpaт дeнeжныx cpeдcтв к ceбe нa p/c.
  2. 3aчeт излишкoв нa дpyгoй нaлoгoвый взнoc.

Инcтpyкция кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм ИП или opгaнизaции.

Ecли пpeдпpиятиe peшaeт вepнyть дeньги нa cвoй cчeт, a нe пpoизвecти зaчeт, тo oфopмляeт cпeциaльнoe зaявлeниe. Oнo фopмиpyeтcя пo фopмe 1150058. Пocлeднee oбнoвлeниe этoгo oбpaзцa былo в 2017 гoдy. Ceйчac oнo бoльшe пoxoжe нa дeклapaцию. B зaявкe дoлжны быть cлeдyющиe дaнныe:

  • нaзвaниe opгaнизaции;
  • КБК пo нaлoгoвoмy взнocy;
  • paзмep пepeплaты;
  • нoмep pacчeтнoгo cчeтa cyбъeктa.

Oфopмлeннoe зaявлeниe мoжнo пepeдaть в нaлoгoвyю paзными cпocoбaми.

Oдни пpeдпoчитaют личный визит в ФНC, дpyгиe oтпpaвкy пoчтoй, a тpeтьи элeктpoннyю. B cлyчae c пoчтoвым oтпpaвлeниeм тpeбyeтcя yвeдoмлeниe o вpyчeнии. Пpи иcпoльзoвaнии интepнeтa зaдeйcтвyют элeктpoннyю цифpoвyю пoдпиcь.

Кaк пoлyчить пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц? Пpoцeдypa вoзвpaтa пpoxoдит в нecкoлькo cтaдий.

Как возникают излишне уплаченные суммы

Излишки могут возникать по разным причинам. Часто плательщики сами допускают ошибки, которые приводят к переплатам, например:

  • неправильно рассчитывают налог. В бухгалтерии могут применить другую ставку, забыть о доступных льготах и вычетах, что приводит к увеличению налоговой базы;
  • некорректно оформляют платёжные документы. Из-за ошибки в реквизитах деньги могут попасть в бюджет одного налога, образовав недоимку по другому.

К переплатам также приводят:

  • авансовые платежи. Бывает, бизнес в течение года оплачивает авансы, а налог по результатам года оказывается меньше, чем уже перечисленная сумма. По этому налогу возникает излишек.
  • ошибки налоговиков. В некоторых случаях инспекторы ошибочно начисляют один и тот же налог дважды при одностороннем списании. К примеру, когда плательщик перечислил оплату в первый раз, но деньги ещё не успели поступить на счёт ИФНС, и она списала их безакцептно.
  • изменения в законодательстве, которые дают бизнесу основания посчитать какую-либо оплату излишком.

Сроки возврата излишне уплаченного налога

Третий вариант распорядиться переплатой — вернуть деньги на счёт бизнеса. По общему правилу, срок для возврата переплаты — три года после её возникновения.

Стандартный срок возврата может занимать до 45 дней:

  • до 10 дней уходит у инспекторов на рассмотрения заявления плательщика;
  • 5 дней — на уведомление заявителя о решении;
  • месяц — на возврат денег.

Возврат излишне уплаченного налога на доходы физлиц

Так как НДФЛ работодатель удерживает из доходов своих работников, процесс возврата переплаты по такому налогу другой.

Сначала сотрудник пишет заявление руководству, на основании которого работодатель и возвращает излишек. Если переплата выявилась после того, как сотрудник ушёл с работы, вернуть переплату можно и после увольнения.

В отдельных ситуациях инспекция возвращает налог не через руководителя, а напрямую сотруднику. Например, если:

  • компанию, в которой работал гражданин, ликвидировали;
  • работник не получал вычет на детей;
  • сотрудник решил заявить имущественный или социальный вычет после того года, когда у него появилось такое право;
  • работник решил получить социальный вычет по благотворительности и отчислениям в Пенсионный фонд (вычет предоставляет только налоговая инспекция);
  • гражданин-плательщик отчитывается непосредственно перед налоговой и подает уточненные отчёты.

Понятие и значение статьи НК РФ о переплате налогов и сборов

Статья 78 НК РФ регулирует вопросы, связанные с зачетом или возвратом излишне уплаченных налогов и сборов. Ее сущность состоит в определении правил и условий, которые регулируют процедуру переплаты налогов и сборов.

Статья 78 НК РФ вводит ограничение по времени для обращения за возмещением излишне уплаченных налогов и сборов. Согласно этой статье, право на возмещение возникает в течение трех лет с даты, когда налогоплательщик узнал о своей переплате или мог узнать об этом в соответствии с добросовестностью и заботливостью.

Возможность зачета переплаты налогов и сборов предусмотрена в случае, если налогоплательщик имеет задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым в том же бюджете и в той же сфере налогообложения. В таком случае, сумма переплаты может быть зачтена в качестве погашения задолженности.

Если задолженности по налогам и сборам нет, налогоплательщик имеет право на возврат излишне уплаченных налогов и сборов. Возвращение производится органом, осуществляющим сбор налогов, в соответствии с установленными процедурами и сроками.

Нынешний срок давности по статье 78 НК РФ составляет три года. Такое ограничение времени обусловлено необходимостью обеспечения стабильности правоприменения и справедливого разрешения дел в сфере налогового права. Однако, в отдельных случаях возможно продление сроков, например, при наличии обстоятельств, не зависящих от воли налогоплательщика.

Таким образом, статья 78 НК РФ имеет большое значение в налоговом праве РФ. Она определение процедуру и условия для зачета или возврата излишне уплаченных налогов и сборов, а также устанавливает сроки и ограничения, которые необходимо соблюдать.

Вопрос о сроках и определение ВС РФ по делу о переплате налогов давностью в лет

В налоговом праве РФ возникают ситуации, когда налогоплательщик имеет право на возврат излишне уплаченных налогов или их зачет на будущие налоговые периоды. Однако, вопрос о сроках и определение Верховного Суда РФ по делу о переплате налогов, давностью в лет, вызывает определенные трудности в правоприменении.

Сущность вопроса заключается в том, что налогоплательщик может обратиться с заявлением о возврате или зачете переплаченных налогов в течение определенного срока. Однако, при определении этого срока возникают различные интерпретации и разногласия. Дело усложняется давностью в лет, которая может оказывать влияние на решение по данному вопросу.

  • Статья 78 НК РФ регулирует порядок зачета и возврата излишне уплаченных налогов. Она предусматривает, что налогоплательщику должно быть возвращено излишне уплаченное налоговое обязательство или его часть. Однако, сроки и порядок возврата или зачета определяются законодательством, что может привести к разночтениям и трудностям в правоприменении.
  • Вопрос о сроках и определение Верховного Суда РФ по делу о переплате налогов давностью в лет является актуальным для многих налогоплательщиков. Верховный Суд РФ является высшей судебной инстанцией по гражданским и уголовным делам, и его толкование законов имеет юридическую силу, поэтому его решение по данному вопросу является основополагающим.
Читайте также:  Как получить свидетельство об установлении отцовства

Анализ проблемы сроков и определения ВС РФ

Вопрос сроков и определения ВС (высшего судебного) органа РФ в случаях, связанных с возвратом и зачетом излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, имеет большое значение для правоприменения в области налогов.

Сущность данной проблемы заключается в определении сроков и порядка возврата или зачета сумм, уплаченных в излишнем размере. Согласно ст. 78 НК РФ, сроки и порядок осуществления такого возврата или зачета устанавливаются законом.

Таким образом, проблема касается определения сроков и порядка возврата или зачета, а также давности по делам о переплате по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам в соответствии с 78 ст. НК РФ.

Нередко возникают вопросы о сроках, в которые граждане могут обращаться за возвратом излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. В некоторых случаях возможно обращение в течение 10 лет.

Важным аспектом является правильное определение ВС РФ в судебно-налоговых делах. Это важно, так как ВС РФ имеет самую высокую юрисдикцию и решения, принятые этим органом, являются обязательными для применения на всей территории РФ.

На текущий момент проблема сроков и определения ВС РФ в случаях возврата или зачета излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов остается актуальной и требует дальнейшего анализа и научных исследований.

Успешные истории возврата уплаченных налогов

Статья 78 НК РФ предусматривает порядок возврата сумм излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Эта статья является важным механизмом правоприменения в области налогового законодательства в РФ.

Один из случаев успешного возврата уплаченных налогов связан с применением ст. 78 НК РФ в делах о давности сроков по зачету или возврату сумм налога. В одном из таких дел судом было установлено, что налогоплательщик правомерно требовал возврата излишне уплаченных налогов за период, прошедший менее 3 лет с момента уплаты налога. Суд, основываясь на нормах ст. 78 НК РФ, определил сумму переплаты и приказал государственной налоговой службе вернуть данную сумму налогоплательщику.

Еще одна успешная история возврата уплаченных налогов связана с применением ст. 78 НК РФ в делах о давности сроков по зачету или возврату сумм сбора. В этом деле суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик правомерно требовал зачета излишне уплаченного сбора за период, прошедший менее 10 лет с момента уплаты. Суд принял решение о зачете данной суммы сбора в учетный период и возврате остатка налогоплательщику.

Такие примеры успешного возврата уплаченных налогов подтверждают сущность и важность статьи 78 НК РФ. Она является инструментом защиты прав налогоплательщиков и регулирует порядок возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов. Важно знать свои права и уметь использовать их в случае переплаты по налогам и сборам, чтобы обратиться в суд и добиться возврата суммы платежей в соответствии с действующим законодательством.

Правила зачета (возврата) налогов применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (п. 14 ст. 78 НК РФ).

ВАС РФ обращает внимание судов на то, что если излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, то решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято налоговым органом или судом только в случае, если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).

Что касается возврата излишне уплаченных сумм авансовых платежей в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, то налогоплательщик вправе подать соответствующее заявление.

Пример.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия налогового органа, заключавшегося в непринятии решения о возврате сумм излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, а также неосуществлении действий по возврату данных сумм.

Налоговый орган в обоснование правомерности своего бездействия указал на то, что применение положений ст. 78 НК РФ к авансовым платежам недопустимо.

Из представленных в суд материалов усматривалось следующее.

Общество, руководствуясь требованиями п. 2 ст. 286 НК РФ, уплатило в течение II квартала три ежемесячных авансовых платежа в сумме, равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за I квартал.

Деятельность общества во II квартале была менее прибыльной, чем в I, в силу чего сумма исчисленного авансового платежа по итогам полугодия оказалась менее суммы авансового платежа, исчисленного за I квартал, и вышеуказанных ежемесячных авансовых платежей. Данное обстоятельство стало основанием для квалификации возникшей разницы в качестве излишне уплаченной суммы авансового платежа. Заявление о возврате этой суммы было подано обществом 28 июля 2004 года. Недоимка по иным налогам, на погашение которой вышеуказанная сумма могла бы быть направлена налоговым органом, у налогоплательщика отсутствовала.

Не получив ответа налогового органа на заявление о возврате излишне уплаченной суммы, общество по истечении трехмесячного срока на проведение камеральной проверки декларации по налогу на прибыль по итогам полугодия подало 29 октября 2004 года заявление об оспаривании бездействия налогового органа в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования налогоплательщика, указав на недопустимость возврата уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль до окончания налогового периода и проверки налоговым органом соответствующей декларации по налогу на прибыль по итогам года. В обоснование данной позиции суд сослался на п. 1 ст. 287 НК РФ, в силу которого суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода, а последние, в свою очередь, – в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

По мнению суда, вышеуказанная норма, являясь специальной по отношению к ст. 78 НК РФ и не допускающей возврата уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, предусматривает исключительно возможность их зачета в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога, исчисленного по итогам налогового периода.

Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование общества по следующим основаниям.

Пункт 1 ст. 287 НК РФ, устанавливая правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога, исчисленного по итогам налогового периода, отражает порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль, основывающийся на методе нарастающего итога. Этот итог как результат финансово-хозяйственной деятельности должен учитываться при определении размера обязанности налогоплательщика по уплате авансовых платежей на дату окончания соответствующего отчетного периода.

Следовательно, применительно к рассматриваемому делу превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания полугодия, над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам данного отчетного периода, являлось излишне уплаченной суммой, которая могла быть возвращена налогоплательщику в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, которая не содержит запрета на возврат сумм излишне уплаченных авансовых платежей.(п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.2005 № 98).


Похожие записи: