Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности

09.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отчетной стадии бюджетного процесса посвящен отдельный разд. VIII.1 Бюджетного кодекса РФ, в котором установлены как общие для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требования к составлению и утверждению отчетности об исполнении бюджетов, так и нормы, предусматривающие развитие данной стадии бюджетного процесса как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне органов местного самоуправления.

Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии

Многоструктурная бухгалтерия бюджетного учреждения представляет собой совокупность подразделений из материально-технической группы, планово-финансового отдела, централизованной расчётной группы, отдела расчетов с поставщиками и подрядчиками. Обязанностями бухгалтерии по ведению бюджетного учета в государственных, муниципальных учреждениях:

  • организация ведения отчётности в соответствии с действующими законами;
  • контроль за правильным оформлением первичный четных документов, правильным процессом совершаемых операций;
  • учет за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением;
  • начисление и выплата заработной платы сотрудникам;
  • учет поступаемых доходов и расходов в соответствии со средствами, которые поступают из внебюджетных источников;
  • проведение инвентаризации основных средств, сырья, материалов и ценностей;
  • контроль сохранности денежных активов, резервов;
  • составление отчетных документов;
  • предоставление бланков отчетности в предусмотренные сроки со стороны законодательства и регламентирующих органов;
  • обеспечения хранения бланков и отчетных документов.

Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях

Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.

Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:

  • средства, предоставляемые на выполнение государственного задания;
  • деньги для временного распоряжения на определенные цели;
  • средства для выплат в рамках медицинского страхования;
  • собственные средства, поступаемые в рамках доходов от выполняемых работ, услуг.

Что такое отчет об исполнении бюджета

БК РФ Статья 149. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иные документы и материалы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовыми отчетами об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составляются органами управления указанными фондами и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для их внесения в установленном порядке не позднее 31 мая текущего года в Правительство Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации для внешней проверки.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации оформляются актом по каждому государственному внебюджетному фонду Российской Федерации в срок до 1 мая текущего финансового года.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год и иные документы, и материалы подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовыми отчетами об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, представляются Правительством Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 216-ФЗ, от 26.07.2019 N 199-ФЗ, от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. С учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации готовит заключения на годовые отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и не позднее 1 сентября текущего года представляет заключения на соответствующие отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляет их в Правительство Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 216-ФЗ, от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 августа текущего года одновременно с проектами федеральных законов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, годовой бюджетной отчетностью об исполнении соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иной отчетностью, предусмотренной бюджетным законодательством Российской Федерации. В составе материалов к проекту федерального закона об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за отчетный финансовый год Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты:

1) о формировании и об использовании средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию;

2) о формировании и об использовании средств выплатного резерва Пенсионного фонда Российской Федерации;

3) о формировании и об использовании средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом Российской Федерации установлена срочная пенсионная выплата.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При рассмотрении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год Государственная Дума заслушивает доклады Правительства Российской Федерации, доклады представителей Счетной палаты Российской Федерации и содоклады Комитета по бюджету.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 30.09.2017 N 284-ФЗ)

4. По результатам рассмотрения годовых отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральные законы об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

5. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фондом и представляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ежегодно не позднее 15 апреля текущего года высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на него.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, готовит заключение на него в течение 1,5 месяца и представляет соответствующее заключение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

Читайте также:  Зачем нужен СНИЛС и как его получить?

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 июня текущего года одновременно с проектом закона субъекта Российской Федерации об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Сведения (ф. 0503164)

Согласно п. 7.1 Письма разд. 2 сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164) (далее – сведения (ф. 0503164)) формируется с учетом следующих особенностей.

В данном разделе сводных сведений (ф. 0503164) отражаются показатели, по которым сумма неисполненных назначений составляет 300 млн руб. и более или исполнение составляет менее 95 % к сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений по состоянию на 01.01.2022.

В случае представления сведений (ф. 0503164) раздельно в части данных, не содержащих государственную тайну, и данных, содержащих государственную тайну, в эти сведения показатели включаются таким образом, чтобы показатели сводных данных по исполнению бюджета (общий показатель) на отчетную дату не превышали 95 %.

Указание кода причины «99 – иные причины» допустимо, если иные причины, приведенные в перечне причин, содержащемся в п. 163 Инструкции № 191н, не отвечают принципу существенности (не в полной мере характеризуют отклонения фактических показателей от плановых).

В случае наличия нескольких причин, повлиявших на наличие отклонений, отражается код причины, оказавшей наибольшее влияние.

Детальное описание причин отклонений от плановых показателей в части доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета (с учетом принципа существенности) приводится в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160).

Порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения годовых отчетов об исполнении региональных и местных бюджетов

Вопросам составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности посвящены отдельные разделы в законах субъектов Федерации о бюджетном процессе и решениях органов местного самоуправления о бюджетном процессе.

Согласно ст. 264.1 БК РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов РФ в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

В Бюджетном кодексе РФ закреплены три этапа отчетной стадии: составление бюджетной отчетности, внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Эти этапы в полной мере относятся к годовой бюджетной отчетности.

Для квартальных отчетов второй этап, естественно, отсутствует.

Подготовка отчетов начинается с составления бюджетной отчетности (ст. 264.2 БК РФ).

При характеристике процедур составления бюджетной отчетности Бюджетный кодекс РФ ввел такого участника бюджетного процесса всех уровней бюджетной системы, как «главный администратор бюджетных средств», под которым понимается главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс РФ однозначно закрепляет положение о том, что в основе бюджетной отчетности публичного образования лежит, прежде всего, отчетность главных администраторов и подведомственных им администраторов бюджетных средств.

После внесенных Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. 285 № 63-ФЗ изменений наряду с традиционным отчетом об исполнении бюджета бюджетная отчетность публично-правового образования должна включать баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку, что в целом должно позволить сделать отчетность более информативной.

К примеру, порядок составления бюджетной отчетности закреплен в ст. 33 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 371-77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге», которая предусматривает, что составление бюджетной отчетности осуществляется в порядке и в сроки, установленные финансовым органом.

В целях обеспечения подготовки и своевременного представления отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за девять месяцев в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, а также составления форм бюджетной отчетности в соответствии с требованиями Министерства финансов РФ за девять месяцев 2007 г. распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга от 26 сентября 2007 г. №148-р утвержден график предоставления главными распорядителями средств бюджета Санкт-Петербурга, а также управлениями Комитета финансов Санкт-Петербурга по районам Санкт-Петербурга отчетов об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за девять месяцев 2007 г.

Бюджетная отчетность Санкт-Петербурга составляется финансовым органом на основании сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга, главных администраторов доходов бюджета Санкт-Петербурга, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга и представляется в Правительство Санкт-Петербурга.

При этом отчетность Санкт-Петербурга является годовой, а отчет об исполнении — квартальным.

Отчет об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года составляются финансовым органом, утверждаются Правительством Санкт-Петербурга и направляются в Законодательное собрание Санкт-Петербурга и Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга.

Порядок формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов определены в ст. 264.3 БК РФ.

При этом финансовый орган муниципального района, а также финансовый орган городского округа либо внутригородской территории города федерального значения представляют бюджетную отчетность в финансовый орган субъекта Федерации.

Так, в целях обеспечения подготовки годовой бюджетной отчетности в соответствии с требованиями Министерства финансов РФ за 2007 г. и своевременного представления годового отчета об исполнении консолидированного бюджета Санкт-Петербурга за 2007 г. в Федеральное казначейство Комитетом финансов Правительства Санкт-Петербурга в распоряжении от 17 января 2007 г. № 198-р утверждены графики предоставления органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга годовой бюджетной отчетности за 2007 г. в управления Комитета финансов Санкт-Петербурга, в границах которых расположены внутригородские муниципальные образований Санкт-Петербурга, а также перечень необходимых материалов для составления и представления в Федеральное казначейство годовых отчетов об исполнении консолидированного бюджета Санкт-Петербурга и местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга за 2007 г.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Федерации осуществляется органом государственного финансового контроля субъекта Федерации, образованным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Федерации с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.

Порядку проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета посвящена ст. 35 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 371-11 «О бюджетом процессе в 287 Санкт-Петербурге».

Правительство Санкт-Петербурга представляет годовой отчет об исполнении бюджета для подготовки заключения не него не позднее 15 апреля текущего года.

Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета проводится в срок, не превышающий полутора месяцев.

Финансовый орган не позднее 15 апреля текущего года представляет годовую бюджетную отчетность главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга, а также главных администраторов доходов Санкт-Петербурга, являющихся главными распорядителями средств бюджета Санкт-Петербурга, в Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга.

Результаты внешней проверки Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга годовой бюджетной отчетности оформляются заключениями по каждому главному распорядителю средств бюджета Санкт-Петербурга, главному администратору доходов бюджета и главному администратору источников финансирования дефицита бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования, в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.

Другой комментарий к статье 264.2 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 264.2 предусматривает порядок составления бюджетной отчетности.

Обязанность по составлению бюджетной отчетности лежит на каждом субъекте бюджетных правоотношений, которые получают бюджетные средства либо используют государственную (муниципальную) собственность. После составления бюджетной отчетности в отношении полученных средств субъекты бюджетных правоотношений, а именно получатели бюджетных средств, представляют бюджетную отчетность вышестоящим распорядителям бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств, в свою очередь, передают объединенную бюджетную отчетность подведомственных получателей и свою бюджетную отчетность на вышестоящий уровень, то есть главным распорядителям, главным администраторам доходов бюджета и источников финансирования дефицита. На основании полученной информации от получателей и распорядителей бюджетных средств главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность, руководствуясь представленной им бюджетной отчетностью подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Читайте также:  Налог в Новосибирской области на легковые автомобили, мощностью 280 л.с.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует четкое определение понятия сводной бюджетной отчетности, однако по смыслу действующего бюджетного законодательства сводная бюджетная отчетность представляет собой совокупность данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъектов бюджетных правоотношений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Главные администраторы средств федерального бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в Федеральное казначейство.

Главные администраторы средств бюджета субъекта Российской Федерации представляют сводную бюджетную отчетность в финансовые органы субъектов Российской Федерации.

Главные администраторы средств местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в финансовые органы муниципальных образований.

Сроки предоставления сводной бюджетной отчетности устанавливаются соответствующими финансовыми органами государственной власти или местного самоуправления.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой, однако отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Таким образом, такие документы, как баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка, составляются один раз в год, а отчет об исполнении бюджета составляется ежеквартально.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2005 г. N 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» утвержден порядок составления бюджетной отчетности.

На основании данной Инструкции органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения — главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным, месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации регулярно направляет письма о представлении бюджетной отчетности за определенный период времени в Федеральное казначейство. Например, письмо от 14 февраля 2007 г. N 02-14-13/336 «О представлении квартальной и месячной бюджетной отчетности в 2007 году в Федеральное казначейство», в котором содержатся формы квартальной и месячной бюджетной отчетности.

Приказом Федерального казначейства от 21 декабря 2006 г. N 14н «О сроках представления сводной квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета и иными получателями средств федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2007 год» утверждены сроки предоставления бюджетной отчетности главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, составленная Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований, представляется соответствующими финансовыми органами в вышестоящие органы исполнительной власти, а именно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию.

Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, представляемые в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию, представляемые в составе бюджетной отчетности, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Отчеты об исполнении соответствующего бюджета утверждаются в форме нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Отчет об исполнении соответствующего бюджета утверждается за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.

Утвержденный отчет об исполнении бюджета направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля. Ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета направляются в законодательные (представительные) органы, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля в порядке информации. Счетная палата Российской Федерации, в том числе на основании полученных ежеквартальных отчетов об исполнении бюджета, ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Отчеты об исполнении бюджета за год также представляются высшим органом исполнительной власти в законодательные (представительные) органы государственной власти. Однако в отличие от ежеквартальных отчетов годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти.

Составление бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений за 9 месяцев 2020 года

В соответствии с пунктом 2.1 Письма бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений по состоянию на 1 октября 2020 года составляется и представляется в составе следующих форм отчетности:

  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738), содержащий данные о принятии и исполнении учреждением обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов);

  • Пояснительная записка учреждения (ф. 0503760) в составе следующих сведений:

    • Текстовая часть;

    • Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);

    • Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773), далее – Сведения (ф. 0503773);

    • Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295).

На какие документы обратить внимание

Порядок составления и представления годовой квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ регламентирован приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н (ред. от 16.12.2020 № 311н). Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений определен приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (ред. от 30.11.2020 № 292н), Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 15н (ред. от 16.12.2020 г. № 313н).

Раскрытие данных в отчетности осуществляется на базе действующей бюджетной классификации, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, кодов (перечней кодов) бюджетной классификации РФ, относящихся к федеральному бюджету, утвержденных приказом Минфина РФ от 29.11.2019 № 207н, а также правил применения кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденных приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209 н.

Не забудьте также положения приказа Минфина РФ от 08.06.2020 № 99н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)»

Сроки представления отчетности для ПБС, РБС, БУ и АУ устанавливаются главными администраторами бюджетных средств в соответствии с Инструкциями № 191н и № 33н. Представление отчетности за 2020 год также регламентируется законодательством, в частности — Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете»,

Как представлять отчетность за 2020 г., можно также найти в письмах Минфина РФ.: ГРБС, БУ, АУ — от 31.03.2020 №02-06-07/25698; ФО, ОУГВФ — от 31.03.2020 №02-06-07/25700; ГРБС, БУ, АУ — от 06.04.2020 №02-06-0/27328; ГРБС, БУ, АУ, ФО, ОУГВФ — от 30.04.2020 №02-07-07/36532; ФО, ОУГВФ — от 03.07.2020 №02-06-07/58288; ГРБС, БУ, АУ – от 03.07.2020 №02-06-07/58289; ГРБС, БУ, АУ — от 30.09.2020 №02-06-07/85969; ФО, ОУГВФ — от 30.09.2020 №02-06-07/85972; ГРБС, ФО, ОУГВФ — от 22.10.2020 № 02-06-07/92321; для ГРБС, бюджетных, автономных учреждений – от 17.12.202 №02-04-04/110850 / 07-04-05/02-26291 и т.д.

Читайте также:  Вымогательство и шантаж. Статья УК РФ, ответственность и наказание по закону.

Документов достаточно много. Бухгалтер, составляя отчетность, сможет найти необходимые ответы на вопрос: «Что и как делать?»

Определение 1

Бюджетная отчетность – это обширная база данных, формируемая на основе информации бюджетного учета, которая отражает бюджетное и финансовое положение дел предприятия.

Существует инструкция, определяющая правила представления месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности.

Замечание 1

Инструкция о порядке составления и представления бюджетной отчетности утверждена приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н.

Существуют следующие субъекты бюджетной отчетности:

  • Объекты, отвечающие за исполнений бюджетов. К ним относятся органы публично-правовых образований.
  • Казначейства.
  • Получатели и распорядители средств бюджета.

Основная задача бюджетной отчетности – анализ и оценка доходов и расходов казенного учреждения. Главный показатель бюджетного отчета — данные, по которым возможно определить изменения финансовых показателей за определённый отчетный период.

Замечание 2

Все данные в бюджетной отчетности распределяются по видам деятельности:

  • Деятельность, которая приносит доход.
  • Бюджетная деятельность.
  • Деятельность со средствами во временном распоряжении.

Следует обратить внимание на справку по заключению счетов бюджетного учета финансового года. В этом документе необходимо показать суммы средств до и после закрытия на 1 января. Вот счета бюджетного учета, которые указываются в справке:

  • «Внутриведомственные расчеты» — 130404000.
  • «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» — 130405000.
  • «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» — 121002000.
  • «Доходы текущего финансового года» — 040110100.
  • «Расходы текущего финансового года» — 040120200.

Финальная бюджетная отчетность должна быть представлена главному распорядителю бюджетных средств в бумажном или электронном виде. В обязательном порядке бюджетная отчетность должна быть подписана бухгалтером и руководителем компании. Сроки предоставления согласовываются заранее.

Получатели средств бюджета

Определение 2

Получатель бюджетных средств – это бюджетная организация или другое учреждение, которое может получать средства из бюджета страны в соответствии со сводной бюджетной росписью на соответствующий год.

Получатели федеральных бюджетных средств могут получать и использовать бюджетные средства в согласованных размерах с учетом сокращения и индексации. Также получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать полученное финансирование, исключительно с целевым использованием. Получателю бюджетных средств необходимо возвращать в полном объеме полученные средства, если перед получением была такая договоренность, а также своевременно предоставлять необходимую отчетность использования бюджетных средств.

Существует ряд форм годовой отчетности получателя средств бюджета (также эти формы можно отнести и к отчетности главного распорядителя бюджетных средств):

  • Баланс получателя средств (ф. 0503130).
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127).
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
  • Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110).
  • Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128).
  • Документ о принятых расходных обязательствах по деятельности, которая приносит доход (ф.0503138).
  • Отчет о своевременном исполнении смет доходов и расходов по видам деятельности главного распорядителя или получателя средств бюджета, которая приносит доход (ф. 0503137).
  • Отчет о финансовых аспектах деятельности (ф. 0503121).
  • Пояснительная записка (ф. 0503160).
  • Ликвидационный баланс (ф. 0503230).

Сущность отчетности в бюджетных организациях

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций и учреждений за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют на основе учетных данных.

Организации и учреждения составляют отчеты по типовым формам и инструкциям по их заполнению, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Отчетность бюджетных организаций должна отражать состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств и хозяйств, других подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Отчетность, составляемая централизованными бухгалтериями, ведущими учет по группе учреждений, должна отражать состав имущества этих учреждений и источники его формирования.

Отчетность министерств, ведомств и других органов управления является сводной отчетностью подведомственных им учреждений и организаций. Такую отчетность называют консолидированной.

  1. Беспалов М.В. Анализ основных изменений законодательства в области налогообложения и бухгалтерского учета // Все для бухгалтера. 2014. N 1. С. 28 — 32.
  2. Беспалов М.В. Анализ основных изменений налогового и бухгалтерского законодательства в 2015 г. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. N 4. С. 23 — 30.
  3. Беспалов М.В. Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений: состав, структура, правила составления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 8. С. 10 — 13.
  4. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 14. С. 2 — 9.
  5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  6. О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н: Приказ Минфина России от 29.12.2014 N 172н.
  7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  8. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Формы годовой бюджетной отчетности

Годовая бюджетная отчетность включает:

  • Баланс (ф. 0503130);
  • Справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
  • Справку о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
  • Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

Это все формы бюджетной отчетности казенных учреждений. Если в отчетном периоде была ликвидация или реорганизация, представьте разделительный (ликвидационный) Баланс (ф. 0503230).

Состав бюджетной отчетности определяется пунктом 11.1 Инструкции об утверждении порядка предоставления бюджетной отчетности № 191н.

Какие виды бюджетов бывают

Любое крупное предприятие или частная фирма прогнозирует свою деятельность и финансовые потоки. Используют для этого специальные таблицы — бюджеты, в которых отражают доходы, расходы и другие показатели деятельности на плановый период. С помощью бюджетов легко оценить, сколько нужно ресурсов привлечь для достижения желаемых доходов или определить, что нужно изменить в процессах для увеличения прибыли.

Существуют разные виды бюджетов: фиксированные и гибкие, оперативные и перспективные, функциональные и комплексные. Но среди всех классификаций наиболее удачной считается та, в которой выделяют 3 основных вида бюджетов:

  • финансовые;

  • операционные;

  • инвестиционные.

Задачи бюджетного учета

К основным задачам бюджетного учета относят:

  • формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

  • формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

  • обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

  • обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

  • обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Похожие записи: