Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»

24.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое внимание уделяется теории центрального персонажа Родиона Романовича Раскольникова, которая гласит, что все люди делятся на «тварей дрожащих», которые выступают в качестве «строительного материала» для «право имеющих», которые могут «переступить через кровь» ради всеобщего блага. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление, однако спланированное убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны дополняется случайным убийством ее беременной сестры Лизаветы. Кроме того, Раскольников преднамеренно крадет у старухи-процентщицы деньги и другие ценности, думая о том, что он с их помощью сможет помогать таким же «униженным и оскорбленным», как и он. Все эти три деяния Раскольникова являются противозаконными, именно за эти преступления его осуждают и отправляют на каторгу на восемь лет.

Нравственным преступлением против человеческой жизни является сама теория Раскольникова о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Думая, что он относится к первой категории, Раскольников несправедливо дает себе право распоряжаться чужими жизнями, на что не имеет права ни один человек.

Совершает Родион Раскольников преступление и против самого себя. Он преднамеренно убивает старуху-процентщицу, несмотря на то что он не является «право имеющим». Главный герой убивает Лизавету, хотя не хотел этого делать. После совершения преступлений Раскольников терзается внутренними переживаниями, постепенно приходя к выводу о том, что теория, которую он придумал, несостоятельна.

Еще одно и, пожалуй, главное преступление Раскольникова состоит в том, что он идет против самого Бога. Главный герой нарушает евангельскую заповедь «Возлюби ближнего своего», а также лишает нескольких людей самого ценного – жизни. Авторская позиция выражается в словах Сонечки Мармеладовой о том, что ни один человек не имеет права решать, кто заслуживает и кто не заслуживает жизни. В романе выражается мысль о том, что преступление против Бога намного серьезнее других преступлений, поскольку без него Раскольников бы не совершил убийство старухи-процентщицы и ее сестры и даже не подумал бы об этом.

Судебному решению относительно наказания Раскольникова в повествовании уделяется не так много внимания, в основе повествования лежат внутренние терзания центрального персонажа, которые наблюдаются еще до совершения преступлений и даже во время нахождения на каторге. Именно внутренние переживания и конфликт с самим собой стали главным наказанием Раскольникова. Ф.М. Достоевский показывает, что нравственное наказание намного сильнее отбывания на каторге. Главное – внутренне осознать свою неправоту и признать вину, а не отсидеть положенный по закону срок.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» особое внимание уделяется поступку прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

Разговаривая с Иешуа Га-Ноцри, который попал на допрос из-за доноса на него, Понтий Пилат внутренне убежден, что бродяга-философ не виновен. Однако боясь за собственную карьеру, Понтий Пилат признает вину Иешуа Га-Ноцри, понимая, что в обратном случае его отстранят от должности, поскольку Га-Ноцри оскорбил государя. Понтий Пилат не готов идти против закона, он боится отказаться от служения государству, хоть и понимает истинность слов бродяги-философа. Понтий Пилат хочет оказать влияние на Каифу, благодаря которому Иешуа Га-Ноцри могут отпустить, однако сам не признавать вину обвиняемого в преступлении он не хочет. В результате решения Понтия Пилата Иешуа Га-Ноцри оказывается казненным.

Внутренние переживания Понтия Пилата не завершаются после казни бродяги-философа, наоборот, они только увеличиваются. Прокуратор Иудеи чувствует себя виноватым, он испытывает угрызения совести. Пытаясь очистить свою душу, он предлагает Левию Матвею, ученику Иешуа Га-Ноцри, работу, а также тайно подстраивает убийство Иуды, предавшего бродягу-философа. Однако это не помогает Понтию Пилату избавиться от угрызений совести, он понимает, что совершил ужасный поступок из-за своей трусости, которую он не может себе простить.

М.А. Булгаков показывает, что за отправление Иешуа Га-Ноцри на казнь с целью сохранить свою карьеру Понтий Пилат наказывается Вечностью постоянным чувством вины. Понтий Пилат не забывает об Иешуа Га-Ноцри после принятого обвинительного решения, он помнит о нем до конца своей жизни и даже после нее, в мире Вечности. На протяжении двух тысяч лет герой тяготится своим поступком, считая себя трусом, он раскаивается и мечтает о том, чтобы продолжить разговор с бродягой-философом. Бессмертие становится для Понтия Пилата не подарком, о котором мечтают многие, а наказанием, которое было ненавистно ему. Помещая образ Понтия Пилата в главы, посвященные Вечности, М. А. Булгаков затрагивает проблему ответственности за свои поступки и проблему наказания за преступление.

Но автором поднимается и другая проблема: проблема прощения. Раскаявшийся Понтий Пилат оказывается прощенным самим Иешуа Га-Ноцри, он освобождается от вечной жизни, которая мучила его. М. А. Булгаков выражает мысль о важности раскаяния в собственном преступлении.

А.П. Чехов «Злоумышленник»

В основе рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» лежит поступок крестьянина Дениса Григорьева, который откручивает гайку с рельсов, чтобы сделать грузила для ловли рыбы.

Денис Григорьев совершает преступление, поскольку отсутствие гаек на железнодорожных путях может привести к настоящей катастрофе. Выкручивая гайки, Денис Григорьев подвергал опасности жизни людей, находящихся в поездке, который мог в любой момент сойти с рельс. Кроме того, забрав открученные гайки для собственного пользования, Денис Григорьев совершил кражу. За совершенные преступления судебный следователь отправляет Дениса Григорьева в тюрьму.

А.П. Чехов показывает, что Денис Григорьев совершает преступление неосознанно, он не понимает, что из-за его действий может сойти с рельс поезд, что приведет к гибели многих людей. Но из-за того, что главный герой не знал, к чему мог привести его поступок, его нельзя полностью оправдать, поскольку незнание законов не освобождает человека от ответственности.

Однако рассказ «Злоумышленник» построен так, что нельзя однозначно ответить на вопрос относительно вины Дениса Григорьева. В повествование включена статья из «Уложения о наказаниях», где говорится о том, что виновным является тот человек, который совершает повреждение железной дороги с умыслом. Судебный следователь называет Дениса Григорьева злоумышленником, однако у крестьянина не было злого умысла, поскольку он не знал о возможных последствиях своего поступка. В соответствии с определением понятия «злоумышленник» и согласно статье из «Уложения о наказаниях», поступок Дениса Григорьева нельзя считать преступлением.

А.П. Чехов показывает, почему Денис Григорьев отвинчивает гайку с рельс: чтобы использовать ее в качестве грузила для ловли рыбы. Выкручивание гаек для Дениса Григорьева и других крестьян является одним из способов находить себе и своей семье пропитание и заработок. Крестьяне находятся в тяжелом положении, поэтому им приходится пользоваться тем, что они видят в повседневной жизни. Судебный следователь не способен понять простого русского мужика, поскольку он не думает о том, как прокормить семью, не имея при этом огромных возможностей.

Рассказ «Злоумышленник» заставляет задуматься над тем, что один и тот же поступок человека можно рассматривать с нескольких сторон. Если для интеллигентского мира поступок крестьянина являлся преступлением, то для мира крестьянского – не являлся.

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Чувство вины позволяет человеку найти и признать ошибку, чтобы больше никогда ее не повторять. Например, Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму, а у его семьи и так были большие проблемы с финансами. По пути домой герой мучился от укора совести и был подавлен сложившейся ситуацией. Ему было стыдно просить эти деньги у отца и обделять других членов семьи. Николай даже думал о том, не наложить ли ему на себя руки, чтобы долг отдавать не пришлось? Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг. А если бы у него не было чувства вины, то он бы продолжил увлекаться азартными играми и не извлек полезного опыта из своей неудачи.
  2. А. Платонов, «Юшка». На преступление людей толкает безнаказанность. Юшку били, обзывали, забрасывали камнями даже дети, потому что он никогда не давал сдачи. Все люди были уверены, что он все стерпит и ничего не сделает в отместку. Пользуясь его слабостью, прохожие и соседи самоутверждались и выплескивали свою злобу. Они привыкли к тому, что Юшка играл роль мальчика для битья. Но вот настал тот миг, когда герой возразил в ответ на оскорбления незнакомца. И тот сильно ударил его, не ожидая сопротивления. От этого нападения Юшка и скончался. К сожалению, его непротивление злу насилием поощрило преступников и привело к трагическому исходу. Люди с маргинальными наклонностями проявляют себя именно в тех обстоятельствах, когда им ничто не угрожает разоблачением.
  3. Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». К сожалению, справедливость в большинстве случаем требует отказа от гуманности. Вспомним пример Егора Полушкина: герой охранял заповедник и был сильно избит браконьерами, когда попытался им помешать. В больнице Егора допрашивали следователи, но толку не было, ведь больной никого не выдал, хотя всех видел. Егор не хотел становиться доносчиком, жалел людей, проявил гуманность, но справедливо ли это? Он умер от полученных увечий, так и не выйдя из больницы. А его обидчики и губители леса должного наказания так и не получили. Урок не был усвоен, и они продолжили свою вредительскую деятельность. Благодаря Полушкину и его доброте они вышли сухими из воды. А справедливость требовала доноса, обвинения, суда, которые совсем не совместимы с гуманностью.
  4. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Милосердие по отношению к себе преступники часто путают с безнаказанностью, и у них создается иллюзия того, что можно и дальше идти по кривой дорожке. Примером может послужить Аркадий Свидригайлов. Герой сидел в долговой яме, ведь растратил все деньги и остался должен. Он был сладострастным человеком и ни в чем не мог себе отказать. Его пожалела Марфа Петровна. Она выкупила Аркадия и вышла за него замуж. С ее стороны это было настоящим милосердием: она дала преступнику и падшему человеку с дурной репутацией второй шанс. Он получил капитал, большой дом и высокий статус в обществе. Жена же закрывала глаза на его «шалости» с крепостными девушками. Аркадий не усвоил жизненного урока и продолжил развратничать. Он насиловал и совращал тех, кто не мог ему отказать в силу зависимого положения. Дуня Раскольникова тоже пожалела Аркадия, поверила ему, а он и тут воспользовался чужим сочувствием и едва не сделал героиню своей любовницей. Все шансы, подаренные добрыми людьми, Свидригайлов воспринимал как поощрение своей дурной натуры. Милосердие вновь и вновь давало ему возможности развратничать. Стоит признать, что преступники не заслуживают снисхождения, ведь пользуются им для совершения новых «подвигов».
  5. И.С. Тургенев, «Ася». Настоящая ответственность — это умение добросовестно выполнять свой нравственный долг. Например, Гагин услышал от отца его предсмертную просьбу: позаботиться о девочке, которая была его дочерью, но не имела законного статуса. Анна воспитывалась у матери в крестьянской среде до восьми лет, а после ее смерти перешла к отцу — барину. Он ее баловал, во всем потакал, а потом она отправилась в пансион. Там Ася не прижилась, ведь ее происхождение отталкивало детей из знатных семей. Гагин, узнав об этом, взял воспитание девушки под свой контроль. Он выполнил просьбу отца — позаботился об Асе. Чтобы героиня не переживала из-за своего двусмысленного статуса, он вывез ее за границу. Там девушка получала полное обеспечение и свободу действий. Гагин во всем помогал ей и охранял ее честь. Он даже посоветовал своему другу Н.Н. не обнадеживать его сестру и отступиться, если его намерения не серьезны. Гагин и увез ее, как только понял, что сердце девушки разбито. Герой проявил ответственность, ведь исполнял свои обязанности очень качественно и добросовестно.
  6. К.Г. Паустовский, «Телеграмма». Настоящее раскаяние почувствовала Настя, когда с опозданием открыла телеграмму от матери. Девушка уехала в большой город делать карьеру и редко навещала старушку. Катерина Петровна с пониманием относилась к желаниям своей дочери и старалась не мешать ей своими жалобами и просьбами. А Настя была сильно занята и не могла даже поговорить с матерью по телефону лишний раз. Ей казалось, что нужно просто узнать, есть ли у старушки все необходимое, и на этом разговор можно заканчивать. Поэтому когда Катерина Петровна умирала, и сосед отправил ее дочери телеграмму, Настя не обратила внимания на это сообщение, ведь ничего срочного там быть не могло. Но было. Девушка не успеха даже на похороны матери и не попрощалась с ней. Из села она уезжала так, будто своровала кусок хлеба на базаре. Ей было очень стыдно. Она сильно раскаивалась в своем равнодушии и жалела о том, что единственный родной человек ушел из жизни, так и не дождавшись ее.
  7. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Героине Пушкина было стыдно за то, что она бросила отца и не сообщала о себе ничего почти два года. Дуня была для него единственной отрадой, смыслом жизни. Самсон Вырин все делал для своей дочери и очень гордился ею. Но однажды ее увез с собой гусар, который остановился на станции и увлекся красотой девушки. Отец пошел искать нерадивую дочь и нашел ее в столице. Но Минский отказался отдавать ее, пытался откупиться деньгами, как будто покупал товар. Отец выкинул деньги и пошел по следу офицера. Выследив адрес, он проник в квартиру. Дочь при виде его упала в обморок. И Минский выставил Самсона за дверь. Пришлось смотрителю возвращаться ни с чем. Он запил от горя и скоро умер, ведь дочь ничего не сообщала о своей судьбе. А спустя годы на его могилу приехала богато одетая дама с детьми. Дуня застала лишь надгробие и горько плакала, так как ощущала вину за раннюю кончину отца. Ей было стыдно за то, что она предала человека, который так ее любил. Став матерью, она поняла всю подлость своего поступка и глубину боли Самсона.
  8. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Муки совести — это нравственные страдания человека, признающего свою вину. Например, Вера испытывала раскаяние, когда узнала, что из-за нее Желтков совершил самоубийство. Чувство вины мучило ее из-за телефонного разговора, в котором она холодно и безразлично попросила героя закончить «эту историю». Она ощущала ответственность за то, что ее отказ в такой форме был главной причиной этой трагедии. После сообщения в газете Вера даже сама отправилась в квартиру Желткова и получила его предсмертное письмо. Дома она плакала и слушала сонату Бетховена, которую он так рекомендовал в этом послании. Веру тяготили муки совести и смутное осознание того, что мимо нее прошла великая любовь. И это чувство ослабело только тогда, когда она поняла сердцем, что Желтков простил ее.
  9. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Многие знают о планируемой авантюре Чичикова, который скупал крестьян только на бумаге. Но не все понимают, какие последствия имела бы его махинация для общества. Он же никого не убивает, не калечит, а если и обманывает, то государственное учреждение, а не вдов и сирот. Но так ли? Чичиков собирался заложить несуществующие души в Опекунский совет. Это ведомство давало людям ссуды за ценности под проценты. Именно там А.С. Пушкин заложил имение в Болдино. Но куда государство девало проценты по кредитам? Ими оно обеспечивало сиротские приюты и дома малютки. Эти деньги шли на финансирование богоугодных заведений. Получается, что Чичиков своим обманом хотел нажиться на обездоленных. Именно они бы недополучили то, что им причитается по закону. В приюте дети получали образование и даже небольшое приданое для начала самостоятельной жизни. Но такие, как Чичиков, брали ссуду под то, чего не было, а значит, учреждение терпело убытки и не могло помочь всем нуждающимся сиротам. Таковы негативные социальные последствия «безобидной» аферы героя.
  10. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Главной причиной повышения уровня преступности является нищета. Когда людям нечего есть, они готовы на все, чтобы прокормить себя, и их в этом сложно винить. Вот и герои повести Короленко преступают закон только потому, что государство никак не помогает им получить хотя бы кусок хлеба, необходимый для выживания. Валек стал сиротой и не имел ни дома, ни еды, ни возможности все это заработать. У мальчика была больная сестренка, которая тоже просила кушать. Что ему оставалось делать? Только воровать еду, пока почтенные господа закрывали глаза на беспризорников и их беды, зато активно осуждали воровство. Ребенок был поставлен перед выбором без выбора: либо умереть от голода, либо совершить кражу. Когда в обществе много таких людей, уровень преступности будет только расти. Поэтому так важно создавать социальные программы и финансировать их.
  11. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Уровень преступности зависит от социального и нравственного микроклимата в регионе. Например, в городе N казнокрадство, мздоимство, невыполнение служебных обязанностей стали нормой жизни. Все люди видели, как городничий и другие чиновники наживаются на преступлениях и не несут никакой ответственности за это. Будет ли обыватель уважать закон, если судья говорит, что берет взятки борзыми щенками и не видит в этом ничего плохого. Ему проще купить борзого щенка и воровать дальше, раз таковы правила игры. Поэтому вполне объяснимо, что все просители пытались подкупить мнимого ревизора и кляузничать друг на друга. Взятки в такой среде в порядке вещей. Правовой нигилизм приводит общество к повышению уровня преступности.
  12. А.И. Куприн, «Олеся». Человек всегда несет ответственность за то, чего делает или не делает. Вот, например, Олеся, зная о финале своей любовной истории, все равно испивает чашу до дна и идет на все жертвы ради великого чувства. Иван Тимофеевич перед ней как на ладони, и все его слабости ей известны. Но Олеся принимает все возможные последствия их связи. В отличие от кавалера, она не питает иллюзий насчет будущей семейной жизни и предлагает невыгодные для себя условия — быть любовницей, а не женой, принять его веру и отказаться от своей. И за все эти решения девушке приходится платить большую цену: ее избивают прихожане, и она вынуждена бежать из Полесья навсегда. Но Олеся не ропщет на судьбу, а понимает, что данные последствия были неизбежной платой за счастье.
  13. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». К сожалению, преступники далеко не всегда раскаиваются в том, что сделали. Напротив, многие из них пытаются оправдаться и выставить себя жертвами злого рока, сняв с себя ответственность. Например, офицер, убивший Олю Мещерскую, повел себя на суде вызывающе и подло. Мужчина винил саму девочку в том, что она его соблазнила и обманула. По его словам, Оля была его невестой, но для девушки это обещание было игрой. На вокзале она посмеялась над любовью офицера и дала ему свой дневник, где был описан ее опыт общения с другим мужчиной. Оказывается, гимназистку уже соблазнил друг отца. Офицер же считал себя жертвой лжи, что, по его мнению, оправдало его преступление. Оля сама была виновата, она его спровоцировала — такова логика обвиняемого. Никакого раскаяния в его словах не было. Он и вправду полагал, что имел право отомстить женщине, которую возомнил своей собственностью.
  14. М. Горький, «На дне». Если грех — это морально-нравственное понятие религиозного характера, то преступление — это его правовой эквивалент, закреплённый в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, в пьесе «На дне» убийство по неосторожности совершает Васька Пепел. Формально он виноват и пойдет под суд. Ему грозит каторга. Но настоящий грех совершила Василиса — жена Костылева. Она давно планировала убийство мужа и даже просила своего любовника совершить это деяние. Васька отказался, он не хотел брать грех на душу. Но Василиса подстроила все так, что завязалась драка, и в ней Пепел случайно ударил Костылева. Настоящей виновницей случившегося была именно она, с нравственной точки зрения. Это грех. А Пепел осужден за преступление, ведь именно от его руки погиб Костылев. Его поступок — преступления, с правовой точки зрения. Значит, грех в данном случае стал причиной убийства.
  15. В.П. Астафьев, «Людочка». Никто не может отказать жертве в праве на месть, когда закон не работает, и преступление остается безнаказанным. Так случилось и в истории Людочки. Девушка пострадала от группового изнасилования, но уголовники держали в страхе всю округу, и Люда не могла пожаловаться и написать заявление. Ей угрожали пытками, а хозяйку дома, где она жила, запугали сожжением всего имущества. Самое страшное, что те же люди снова домогались до жертвы, ведь их подстегнула безнаказанность. От безысходности Люда повесилась. Тогда ее отчим, узнавший об беде слишком поздно, решил покончить с бандой Стрекача. Он избил уголовника и бросил его в кипящую реку отбросов и промышленных отходов. Только эта расправа отрезвила шпану. Например, Артем Мыло взялся за голову и перестал вести маргинальный образ жизни. Очевидно, что месть в данном случае не только была правомерной, но и пошла всем на пользу.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон», показывая кровопролитные действия Гражданской войны, выражает мысль о том, что Гражданская война является самым жестоким и самым серьезным преступлением против народа.

Центральный персонаж Григорий Мелехов, вынужденный принимать участие в революционных событиях и событиях Гражданской войны, первоначально не может забыть свое первое убийство, но уже потом он не считает, сколько было убито людей. Авторское недовольство войной видно в следующей фразе: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». В ходе повествования оказываются убитыми настолько большое количество персонажей, что невозможно запомнить не только имена погибших, но и их количество.

Автор демонстрирует чудовищность Гражданской войны, которая разрушает семейные, любовные и дружеские ценности, поскольку из-за разных политических взглядов соседи, друзья, члены одного семейства встают друг против друга. В романе-эпопее выражается мысль о том, что война делает людей жестокими, они привыкают к совершению убийств, война порождает ненависть между людьми, между представителями одного народа, между членами одной семьи. Петр Мелехов отмечает: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом».

М.А. Шолохов показывает, что Гражданская война – это время для отдельных преступлений. Во время войны «красные» и «белые» не только убивали друг друга, но и, пользуясь царствующим беззаконием и вседозволенностью, совершали грабежи и воровство, применяли насилие к окружающим, в том числе и к мирным людям. Подтелков утверждает, что «разбойника и контрреволюционера» Чернецова нужно обязательно наказать, чтобы «другим неповадно было». Старшина карательного отряда, члены которого не чувствовали угрызений совести, убивая пожилых людей и маленьких детей, Прянишков называл Митьку Коршунова «драконом, а не человеком», поскольку тот не брезговал убивать большевиков, дезертиров и предателей. Жестока сцена группового изнасилования Франи. Мирные жители совершенно не рады Гражданской войне: «И когда уж вы с нашей шеи слезете? То вам дай, это подай… Одни приедут – зерна требуют, другие приедут – тоже тянут и волокут все, что глазом накинут».

Читайте также:  Фактическое принятие наследства

Проблема преступления и наказания находит отражение в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Автор показывает, как по отношению к «маленькому человеку» Акакию Акакиевичу Башмачкину общество совершает различные преступления.

Сослуживцы «вечного титулярного советника» Башмачкина постоянно шутят над ним, смеются над его поведением и даже всячески издеваются. Их поступки можно назвать не только аморальными, но и противозаконными, поскольку они оскорбляют честь и достоинство другого человека и приносят ему вред.

Истинными преступниками по отношению к Акакию Акакиевичу становятся незнакомцы, которые крадут шинель в морозный петербургский вечер, обрекая его на нахождение на улице в жуткий холод. Конфликт Башмачкина с обществом нарастает по причине того, что у него крадут шинель, о которой он долго мечтал и на которую он так долго копил, во многом себе отказывая и ограничивая себя во многих предметах первой необходимости. Шинель крадут в первый день, когда Башмачкин получил ее, истратив все свои денежные накопления.

Еще более жестоким преступлением становится то, что Акакий Акакиевич оказывается без поддержки государства. «Значительное лицо», к которому приходит Башмачкин с целью получения помощи в ситуации с кражей шинели, ничего не сделало для того, чтобы найти украденную шинель. «Значительное лицо» закрыло глаза на преступление, совершенное незнакомцами-ворами, и не исполнило свою обязанность в защите граждан и их безопасности. Автор показывает, что власть, бездействуя, фактически поощряет совершенное преступление. «Значительному лицу» было все равно на то, как Башмачкин будет перемещаться по морозному Петербургу без верхней одежды. Получается, что и «значительное лицо», являясь представителем власти, совершило преступление. Н.В. Гоголь демонстрирует: если даже представители власти совершают преступления по отношению к простым гражданам, то все общество преступно, в нем царствует несправедливость. Общество, в котором власть не борется против преступности, рождает еще большее количество преступников, которые будут уверены в своей безнаказанности и вседозволенности.

Кража новой шинели, которая для него много значила, равнодушное отношение «значительного лица» к делу о краже, невозможность вернуть шинель и добиться справедливости приводят к тому, что Акакий Акакиевич Башмачкин заболевает и умирает.

Однако в финале повести показано, что «значительное лицо» и ему подобные все же получают наказание за равнодушие и жестокость. Привидение умершего Башмачкина срывает со «значительного лица» шинель, бросая тем самым вызов преступному обществу.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» продемонстрированы трагичные взаимоотношения между богатым дворянином Эрастом и крестьянкой Лизой. В произведении нет четкого выражения мысли о том, что причиной расставания послужило социальное неравенство, однако читатель понимает, что принадлежность Эраста к дворянской среде, а Лизы – к крестьянской, играло важную роль в их отношениях, поскольку брак между дворянином и крестьянкой в те времена считался недопустимым. Эраст не стал бороться с общественной несправедливостью, не позволяющей ему быть счастливым рядом с крестьянкой, его чувства постепенно угасали. Ошибкой Эраста было то, что он честно и правдиво не рассказал Лизе о том, что у него исчезли чувства к ней. Вместо этого он обманул ее, говоря о том, что «он всегда будет любить милую Лизу», что после возвращения со службы он «уже никогда с нею не расстанется». На самом деле Эраст, «отягченный долгами», думал о том, чтобы жениться на богатой пожилой вдове, чтобы «поправить свои обстоятельства».

Узнав о том, что Эраст собирается жениться на другой, поняв, что он больше не любит ее, Лиза, мучавшаяся от предательства любимого человека, совершает самоубийство. Эраст почувствовал свою вину в случившемся. В повествовании говорится о том, что герой, узнав о судьбе бедной Лизы, «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Эраст понимал, что его ошибочные действия привели к трагическим последствиям. Совесть не позволяла Эрасту быть счастливым: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив». О несчастном существовании Эраста читатель узнает со слов рассказчика, которому герой рассказал историю своих взаимоотношений с Лизой.

Эраст не убивал Лизу собственными руками, поэтому он не получил наказания в соответствии с законом, однако без наказания он не остался. Эраст неравнодушно относится к гибели Лизы, он тяготится тем, что произошло. Автор показывает, что несчастная жизнь и «почитание себя убийцей» – наказание Эраста за обман и предательство Лизы, которые довели ее до самоубийства.

1. Аль Капоне

Аль Капоне – один из главных среди основателей организованной преступности в Соединенных Штатах Америки в сложные периоды Великой депрессии и сухого закона. Именно с его руки появилось такое понятие как рэкет. Самое известное злодеяние этого человека – так называемая Бойня в день святого Валентина. Родом Капоне из семьи итальянских иммигрантов, живших неподалеку от Нью-Йорка. Так случилось, что вся жизнь их сына оказалась тесно связана именно с итальянской мафией. Он родился в 1899 году девятым ребенком в семье и с детства проявлял легковозбудимый, агрессивный характер. Поступив в школу, постоянно конфликтовал с одноклассниками, в шестом классе же и вовсе напал с кулаками на учителя. После этого случая мальчик бросил школу и связался с бандой, позже ставшей частью известной группировки в Нью-Йорке «Five Points». Всего за пять лет в перестрелках с участием группировки было убито более 500 гангстеров.

Парни занимались в основном нелегальными карточными играми и вымогательством, а для отвода глаз Капоне работал в клубе вышибалой и профессионально играл в бильярд. Несмотря на не слишком высокий рост, он всем казался громилой, благодаря коренастому телосложению. Кроме того, в бильярдной он заработал шрам на лице, оскорбив сестру или жену какого-то бывшего заключенного. Но сам Капоне всегда стыдился этой истории, поэтому придумал другую: будто бы шрам остался у него со времен сражений в Первой мировой войне, хотя на самом деле он даже не служил в армии, не говоря уже о войне. К восемнадцати годам полиция уже подозревала Капоне во многих правонарушениях, в том числе убийствах.
В Чикаго Альфредо почти сразу стал сутенером в каком-то борделе. Надо отметить, что в то время в бандитской среде это считалось весьма унизительным, однако Капоне оказался предприимчивым и превратил низкопробное заведение в успешный бизнес, где кроме борделя были еще казино, тотализатор и пивной бар. Таким образом, заработав огромное количество денег, Альфредо стал главным в чикагском криминальном мире. И одним из первых его нововведений стал рэкет. Другими словами, предприниматели должны были платить ему за спокойную, безопасную жизнь из своей прибыли. За это рэкетиры давали защиту от представителей других банд, а иногда даже от полицейских. Отказаться от данной услуги было невозможно. Несогласных людей почти всегда устраняли.

Характерной чертой периода «правления» этого мафиози являются постоянные жестокие разборки между бандитскими группировками, часто приводящими к гибели участников. Главной целью Аль Капоне всегда было устранение конкурентов. Самая крупная серия убийств гангстеров и стала знаменитой «Бойней в день святого Валентина». 14 февраля 1929 вооруженные люди мафиози вломились в гараж другой банды. Те подумали, что это полиция, и выстроились вдоль стены, где и были тут же расстреляны. Подобные шокирующие случаи имели место не один раз, но долго время не удавалось доказать, что это дело рук Аль Капоне. Только спустя два года после «Бойни» удалось доказать его вину и посадить за решетку. Правда, полный срок он не отсидел, но здоровье подорвал очень сильно и вскоре после освобождения умер в своем загородном доме от инсульта.

2. Бонни и Клайд

Бонни и Клайд — самая известная в мире влюбленная пара, занимавшаяся преступностью. Бонни Паркер родилась в Техасе в семье каменщика. В пятнадцать лет она вышла замуж за мелкого преступника. Однако вскоре он пропал и больше не видел жену, хотя она до последнего дня не снимала обручальное кольцо.

Читайте также:  Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей

В 19 лет Бонни познакомилась с Клайдом, который был на два года ее старше. К тому времени он уже был закоренелым преступником, специализирующимся на ограблениях мелких магазинчиков. В 1928 он стал вожаком банды преступников.
Клайд научил Бонни обращаться с оружием и стал часто брать с собой на «дело». Попавшись и отсидев небольшой срок в тюрьме, Клайд вышел из нее уже абсолютно другим человеком. Этот перелом произошел после того, как он до смерти избил другого заключенного. Вскоре на счету банды было уже не только множество ограблений, но и тринадцать убийств.

Бонни и Клайд жили как бродяги: спали на улице, питались тем, что удалось раздобыть, пили много алкоголя. При этом они чувствовали себя борцами за справедливость: в период Великой депрессии среди членов преступного мира считалось благим делом отнимать деньги у тех, у кого их было хоть немного. Их ограбления нельзя было назвать крупными, но они всегда были громкими и эффектными, а часто и неоправданно жестокими: например, однажды они убили владельца магазина всего за 28 долларов.

Их очень радовали газетные заметки о себе. Бонни даже занялась пиаром: стала отправлять в редакции их фото с оружием или на фоне угнанных автомобилей. Знаменитые преступники стали вожделенной добычей для ФБР, за их головы назначили круглую сумму. Кроме того, против банды были настроены другие криминальные авторитеты, в том числе группировка во главе с известнейшим Красавчиком Флойдом.

В 1933 году банда угодила в засаду. Некоторые были ранены, некоторые убиты, а один из бандитов – пойман и казнен. Бонни и Клайд двинулись в Техас, чтобы пересидеть некоторое время у родственников, но кто-то из близких сдал их полиции.

Аргументы — Сайт Поповой Галины Николаевны

2. На страницах произведений русской литературы найдется немало героев, главное качество которых – духовность, нравственность. Вспоминаю строки рассказа А. И.

Солженицына «Матренин двор». Главная героиня — простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, — праведники, на которых держится наша земля.

3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному.

Неужели все повторяется? Вспоминаю строки В.В. Маяковского, который сетовал на то, что «из Петрограда исчезли красивые люди», что многих не волнует чужая беда, они думают «нажраться лучше как», спрятаны, подобно дамочке из стихотворения «Нате!» в «раковину вещей».

1 Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г.

Родион Раскольников и общество вынудившее его пойти на преступление

Эссе на книгу: «Преступление и наказание» — Достоевский Ф.М.

Реформы произошедшие в шестидесятых годах были очень крупным переворотом в государственной жизни. Общество освободилось от феодальных отношений, которые изжили себя, кроме этого началось резкое расслоение в обществе. Эти последствия реформ сказались в городах больших размеров особенно! Одни начали стремительно богатеть и подниматься вверх, иные же были в том положении, которое очень близко к отчаянию. Основы нравственности ставшие традиционными резко пошатнулись, для нового времени, где много несправедливости и страданий они уже непригодные.

Нравственная ориентация потерялась, добро и зло уже не такое как раньше, их всеобщность утратилась. Берет старт эпоха где правят деньги, индивидуализм и всем все дозволено. Достоевскому очень важно было понять, к чему может привести нигилизм нравственности у человека и какие последствия от этого для общества. Именно этой теме Федор Михайлович посвятил свой роман. Родион Раскольников не просто так пошел на убийство, в этом следует искать не только корни в личности, а и в обществе. Затея убийства появилась у человека гордого, одиногого и восприимчивого к страданиям других людей. Студента задавила бедность, поэтому ему приходится искать выход благодаря которому он быстренько забудет, что такое унизительная нищета.

Сразу скажу, что Родион очень далек от эгоизма, для него не стоит прежде всего цель вывода себя из нищеты, он хочет помочь и другим людям. У главного героя произведения Достоевского есть стремление к справедливости в обществе, что является довольно характерной чертой, в то время. То, что все в обществе ненормально понимали многие люди с разными взглядами. Что касается взглядов Родиона, то они неотделяются от его личности. В голове простого студента не стали бы появлятся такие дикие планы, если бы не ужасная бедность. Ему пришлось встать над законами жизни, а это могут лишь немногие. Стать выше всего мира и обрести настоящую свободу, так размышляет главный герой, когда занимается подготовкой к убийству.

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Цитаты для направления «Преступление и наказание – вечная тема»

  1. «Невежество – мать всех преступлений. Преступление – прежде всего неразумение». Оноре де Бальзак
  2. «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления». Вальтер Скотт
  3. «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Бокль Генри Томас
  4. «Бедность – источник возмущений и преступлений». Аристотель
  5. «Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью». Готхольд Эфраим Лессинг
  6. «Общество часто прощает преступника, но не мечтателя». Оскар Уайльд
  7. «Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ». Франсуа де Ларошфуко
  8. «Раскаяние требует жертв». Мишель де Монтень
  9. «Преступников убивает не закон, их убивают люди». Бернард Шоу
  10. «За каждым богатством кроется преступление». Оноре де Бальзак

Структура закрытого банка тем итогового сочинения

Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируются из закрытого банк тем итогового сочинения. Он включает более полутора тысяч тем сочинений прошлых лет.
Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения.

№ Разделы и подразделы

1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2 Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3 Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.

В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами. В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка (всего 6 тем):

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Равнодушие и отзывчивость в «преступлении и наказании». что писать?

Отзывчивая героиня поспешила на помощь солдатам и уговорила отца и мать отдать для них подводы, которые были отведены под вывоз имущества графской семьи. Многих она спасла от гибели, и, безусловно, сердечность Наташи подкупает читающую аудиторию. Видя в ней отзывчивость и сострадание, мы уже влюбляемся в нее, будто понимая, что в жизни такие люди способны помочь в трудной ситуации.

Если мы обратимся к социально-философскому роману Достоевского «Преступление и наказание», то первый отзывчивый герой, а, точнее, героиня, приходящая на ум, конечно, Соня Мармеладова. Девушка не только хочет вытащить свою семью из нищеты, жертвуя своей честью ради них, но и проявляет великодушие к главному герою. Когда Раскольников признается ей в своем преступлении, Соня уже не оставляет его без поддержки. Она проявляет сострадание и не бросает Родиона в тяжелые для него дни.

Внимание Отсюда его немыслимая в своей внешней жестокости теория, согласно которой «необыкновенному» меньшинству позволено совершать убийства безнаказанно, без малейшего чувства вины. В этом Раскольников видит высшую справедливость и свое естественное предназначение сверхчеловека.Аргументы: цели и средства в романе «преступление и наказание» Как их воспринимать, нужно ли им помогать, жалеть, сочувствовать? Сами ночлежники равнодушны к судьбам друг друга.Он смеются над Настей, читающей любовные романы, над Актёром, спившимся, потерявшим свою профессию, никому не жалко умирающей Анны, даже её мужу Клещу, который дверь-то чуть приоткрыть не хочет, чтобы она подышала свежим воздухом.Злоба, безразличие, недоверие друг к другу, даже жестокость — вот что свойственно этим людям. Совсем иным показан Лука, странник. Он тоже многое пережил в жизни («..мяли много, потому мягок…).

Направление равнодушие и отзывчивость. аргументы часть 2 (итоговое сочинение)

Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»? Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»? Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. «Человек и общество». А.П. Чехов «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Вишневый сад»Ж. Верн «Таинственный остров»С. Коллинз «Голодный игры»У.

Теккерей «Ярмарка тщеславия»Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»М. Горький «На дне», «Бывшие люди»А. Камю «Постороний»Ч.Т. АйД. Дефо «Робинзон Крузо»У.

Грум «Форрест Гамп»А.Н. Толстой «Петр Первый»Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»В. В. Набоков «Приглашение на казнь»Е.И. Замятин «Мы»А. Платонов «Котлован»Б. Пастернак «Доктор Живаго»Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»Р.

Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»О.


Похожие записи: