Ввоз и таможенное оформление образцов для целей сертификации

06.06.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ввоз и таможенное оформление образцов для целей сертификации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно текущей позиции ФТС России, образец не может быть ввезен физическим лицом в багаже, не может быть получен им по почте, заказан в интернет-магазине, потому что сертификационные органы обязаны требовать у заявителя не только сам образец, но и документальное подтверждение легальности его ввоза на территорию РФ (чаще всего, это Декларация на товары).

Законодательство для перевозки проб и образцов для сертификации

Главная сложность с ввозом отобранных проб и материалов для проверки заключается в том, что сам продукция еще не сертифицирована. Использовать стандартный вариант перемещения грузов через границу невозможно, поскольку у импортера отсутствуют обязательные разрешительные документы (сертификаты, декларации, СГР). Для подтверждения легальности поставки образцов через границу нужно учитывать следующие акты:

  • технические регламенты ЕАЭС на сертифицируемую продукцию;
  • рекомендации ФТС РФ и Росаккредитации от 27.02.2019 года;
  • разъяснение ФТС РФ и Росаккредитации от 29.12.2017 № 36074/01;
  • решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 294.

Также заявителю и специалистам аккредитованного органа нужно соблюдать требования ГОСТ 31814-2012. В этом документе зафиксированы правила отбора материалов для проверки.

Согласно статье 17 ТК ЕАЭС Отбор проб и (или) образцов товаров заинтересованными лицами и государственными органами государств-членов.

1. Заинтересованные лица и государственные органы государств-членов вправе отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа.

2. Разрешение на отбор проб и (или) образцов товаров выдается таможенным органом, если такой отбор:

  • не затрудняет проведение таможенного контроля;
  • не изменяет характеристик товаров;
  • не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

Виды таможенного контроля

Виды таможенного контроля подразделяются на две группы: контроль товаров и транспорта. Для каждого типа ТС – морских и речных кораблей, железнодорожных составов, самолетов, автомобилей выбирается конкретные способы проверки. Во время контрольных мероприятий различают проверку импортных, экспортных, транзитных грузов. В зависимости от объема и характера участия в контрольных мероприятиях стран классифицируют односторонний, двусторонний и совместный контроль.

Виды таможенного контроля включают также контроль документальный и фактический, товарных знаков, средств идентификации. Не исключено проведение личного досмотра. Он осуществляется по приказу начальника органа ФТС при наличии достаточных для этого оснований. Веским поводом становится обоснованное подозрение в сокрытии и попытке перевезти через границу товары, не соответствующие действующему законодательству.

Расчет таможенных сборов, пошлин, акцизов и иных платежей

Для расчета таможенных платежей (таможенный сбор, пошлины, НДС), вам нужно предоставить точную информацию о ввозимой партии образцов:

  • Сведения о товарах и код ТНВЭД. По коду ТНВЭД определяются размеры базовых ставок пошлин и НДС, а, исходя из сведений о товарах, размер НДС может варьироваться (например, при коде 6404209000 на детскую обувь НДС составляет 10%, а на прочую обувь НДС = 20%);
  • Стоимость за единицу, количество образцов, наименование валюты. Эти данные необходимы для определения общей таможенной стоимости поставки, от которой определяются конкретные суммы таможенного сбора, пошлин, НДС. Все таможенные платежи рассчитываются в рублях по курсу валют на текущий день.
  • Страна происхождения товаров. От страны зависит, применимы ли преференции (льготы) по таможенным пошлинам и НДС. Например, при импорте товаров из Сербии, на них распространяется преференция – освобождение от ввозной таможенной пошлины (0%), при условии предоставления сертификата происхождения товаров.
  • Условия поставки товаров. В зависимости от условий поставки может потребоваться информация о стоимости перевозки груза, страховые полисы, и стоимость других возможных расходов. Это необходимо для того, чтобы определить общую таможенную стоимости поставки.

Таможенная стоимость – это себестоимость товаров на момент пересечения таможенной границы ЕАЭС. Включает в себя цену товара по инвойсу и следующие расходы, не включенные в эту цену:

  • Погрузка-разгрузка товаров до таможенной границы ЕАЭC
  • Транспортировка товаров до таможенной границы ЕАЭС (например, при условии поставки FCA, в стоимость товара входят только выгрузка в согласованном месте и экспортные операции, но не входит доставка до покупателя. В данном случае, ваш перевозчик должен сделать 2 счета – первый на доставку до границы ЕАЭС, второй от границы до адреса покупателя. Таким образом, для формирования таможенной стоимости к стоимости инвойса прибавляется стоимость за доставку до границы ЕАЭС)
  • Страховой взнос – в случае если товар был застрахован (к примеру, у вас условия поставки CIP и CIF, тогда страхование груза обязательно)
  • Иные платежи и выплаты, связанные с поставкой товара

Из таможенной стоимости вычитаются расходы, включенные в цену товара и подтвержденные документально:

  • Расходы на транспортировку товаров по территории ЕАЭС
  • Расходы на монтаж (сборку) товаров на территории ЕАЭС, если такие имеются
  • Суммы ввозных таможенных платежей (пошлин, налогов), включенных в цену товара (например, условие поставки DDP)

Процедура импорта образцов

Согласно текущей позиции ФТС России, образец не может быть ввезен физическим лицом в багаже, не может быть получен им по почте, заказан в интернет-магазине, потому что сертификационные органы обязаны требовать у заявителя не только сам образец, но и документальное подтверждение легальности его ввоза на территорию РФ (чаще всего, это Декларация на товары).

Читайте также:  Какие льготы для инвалидов на самолет и поезда в 2023 году

Совершение таможенных операций (оформление) образцов представляет собой стандартную процедуру, за исключением некоторых нюансов: например, на поставку проб и образцов, распространяются определенные преференции (льготы), в частности, можно не предоставлять разрешительные документы (сертификат/декларация) и допускается отсутствие маркировки образцов средствами идентификации.

Согласно Рекомендациям ФТС России, Росаккредитации от 27 февраля 2019 г. «О порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции» предусмотрены 3 способа декларирования образцов:

  • с подачей отдельной Декларации на товары (ДТ);
  • с подачей Заявления в письменной форме об использовании транспортных, коммерческих или иных документов в качестве декларации на товары (например, при сопровождении багажа);
  • с подачей декларации на товары по реестру экспресс-грузов (ДТЭГ) (актуально для экспресс-грузов).

Декларирование образцов, ввозимых в страну с целью проведения испытаний и оформления сертификатов и деклараций соответствия, может осуществляться различными способами:

  • для таможенного оформления используется классический вариант декларации на товары. В соответствующих графах ДТ делается отметка о назначении изделия, указывается код особенностей перемещения товара «061» в 37 графе, а также реквизиты договора с сертификационным центром на проведение исследований с указанием конкретного количества изделий;
  • в случае, если стоимость образцов не превышает 200 евро, а их перевозка осуществляется в рамках одного договора и одним транспортным средством, для растаможки может использоваться заявление, составленное в письменном виде (решение комиссии Таможенного союза ЕАЭС от 20.05.2010 № 263). Также необходимо предоставление контракта от органа сертификации. Аналогичным способом возможно оформить на таможне пробные изделия, ввозимые в страну в виде сопровождаемого или несопровождаемого багажа, с условием их размещения до выпуска в зоне временного хранения под таможенным контролем;
  • если образцы товара отправляются в РФ по почте, их можно оформить с использованием реестра экспресс-грузов, в котором также указываются данные по договору с испытательным центром. Форма документа закреплена в решении ЕЭК от 28.08.2018 № 142

Впоследствии, при ввозе основной партии товара, предназначенной для реализации, таможня вправе запросить всю документацию, которая сопровождала импорт образцов, а также протоколы и акты испытаний.

Маркировка продукции единым знаком обращения

Нередко возникают случаи, когда на товар оформлен сертификат (декларация) соответствия, но товар прибыл без должной маркировки (в частности, на товаре отсутствует значок «ЕАС»). Такая ситуация может послужить поводом для возбуждения таможней дела об административном правонарушении.

  • на таможенном складе (если товар помещен под процедуру таможенного склада);
  • в иных местах (если товар выпущен условно).

В письме ФТС России № 14-88/35479 дается краткий алгоритм действии по помещению товаров под условный выпуск в такой ситуации:

  1. В таможенный орган подается мотивированное обращение об условном выпуске товаров.
  2. В графе 44 ДТ не указывается имеющийся сертификат (декларация) соответствия. Однако необходимо указать их в списках документов, которые прилагаются к мотивированному обращению.
  3. Условно выпущенный товар маркируется.
  4. После проведения маркировки импортер уведомляет об этом таможенный орган и вносит изменения в ДТ. В частности, в графе 44 ДТ прописывается имеющийся сертификат (декларация) соответствия. После принятия таможней данных изменений товары приобретают статус товаров ЕАЭС.

Цель и задачи таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза документов и товаров ставит перед собой цель установить:

  • соответствие товаров поданной таможенной декларации;
  • правильность расчета и уплаты таможенных пошлин;
  • принадлежность перевозимых товаров к группе запрещенных;
  • качество ввозимой или вывозимой продукции;
  • соответствие товаров нормам безопасности.

Если эксперты обнаружат такие нарушения, то товар запретят перемещать через границу, доначислят платежи или вернут переплату.

Из поставленных целей можно определить и задачи таможенной экспертизы товаров:

  • отнести перевозимую продукцию к продовольственной или непродовольственной (классифицировать по коду ТН ВЭД);
  • определить, в какой стране был произведен товар (для оформления сертификата происхождения);
  • установить реальную стоимость товара, его ценность и безопасность;
  • определить свойства и качественные характеристики товара;
  • провести оценку перемещаемой продукции, которая попадает под режим «переработка на таможенной территории РФ»;
  • проверить соответствие состава товара данным, которые указаны в сопроводительных документах.

Получается, что ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля — это установление достоверных сведений о перемещаемых через границу товарах.

Расчет таможенных сборов, пошлин, акцизов и иных платежей

Для расчета таможенных платежей (таможенный сбор, пошлины, НДС), вам нужно предоставить точную информацию о ввозимой партии образцов:

  • Сведения о товарах и код ТНВЭД. По коду ТНВЭД определяются размеры базовых ставок пошлин и НДС, а, исходя из сведений о товарах, размер НДС может варьироваться (например, при коде 6404209000 на детскую обувь НДС составляет 10%, а на прочую обувь НДС = 20%);
  • Стоимость за единицу, количество образцов, наименование валюты. Эти данные необходимы для определения общей таможенной стоимости поставки, от которой определяются конкретные суммы таможенного сбора, пошлин, НДС. Все таможенные платежи рассчитываются в рублях по курсу валют на текущий день.
  • Страна происхождения товаров. От страны зависит, применимы ли преференции (льготы) по таможенным пошлинам и НДС. Например, при импорте товаров из Сербии, на них распространяется преференция – освобождение от ввозной таможенной пошлины (0%), при условии предоставления сертификата происхождения товаров.
  • Условия поставки товаров. В зависимости от условий поставки может потребоваться информация о стоимости перевозки груза, страховые полисы, и стоимость других возможных расходов. Это необходимо для того, чтобы определить общую таможенную стоимости поставки.
Читайте также:  22.12.2022 Пособие по безработице

Процедура импорта образцов

Согласно текущей позиции ФТС России образец не может быть ввезен физическим лицом в багаже, не может быть получен им по почте или заказан в интернет-магазине в связи с тем, что сертификационные органы требуют у заявителя не только сам образец, но и документальное подтверждение легальности его ввоза на территорию РФ (чаще всего это таможенная декларация на товары).

Таможенное оформление образцов представляет собой стандартную процедуру. Тем не менее, есть некоторые нюансы. Например, на поставку проб и образцов распространяются определенные преференции (льготы), в частности, можно не предоставлять разрешительные документы (сертификат/декларация), и допускается отсутствие маркировки образцов средствами идентификации.

Согласно Рекомендациям ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции от 27 февраля 2019 г., предусмотрены три способа декларирования образцов:

  • С подачей отдельной декларации на товары (ДТ);
  • С подачей письменного заявления об использовании транспортных, коммерческих или иных документов в качестве декларации на товары (например, при сопровождении багажа);
  • С подачей декларации на товары по реестру экспресс-грузов (ДТЭГ) (актуально для экспресс-грузов).

Одна из основных задач при декларировании товаров – правильно определить код ТНВЭД.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) – это классификатор товаров, используемый при проведении таможенных операций декларантами и таможенными инспекторами.

Для установления правильного кода необходимо определить совокупность классификационных признаков товара (комплексно исходя из описания товара, его функций, состава, области применения, технических характеристик, степень обработки (изготовления) и других характеристик).

Кроме того, важно учитывать, что от классификации товаров зависит ставка таможенной пошлины и перечень разрешительных документов, которые необходимо представлять в таможенный орган (сертификаты/декларации о соответствии, лицензии и т.п.).

Иногда таможенные органы не соглашаются с кодом, выбранным декларантом, и принимают свое решение по классификации. Это объясняется сложностью классификационных вопросов, отсутствием четкого, всеобъемлющего справочника, который мог бы предусмотреть все случаи классификации существующих товаров во всем их многообразии. В случае подобного несоответствия, как правило, происходит доначисление таможенных платежей, а в ряде случаев и возбуждение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ «недостоверное декларирование» (штраф с возможной конфискацией товара).

Обязанность по классификации товаров по ТНВЭД лежит на декларанте (это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары).

О вопросах расчёта таможенной стоимости в отношении товаров на ТС.

Ранее в Таможенном кодексе таможенного союза существовала норма, по которой иностранные товары, находящиеся на ТС и помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40), считались, как ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза. И таможенная стоимость таких товаров определялась с учётом курса валют на день подачи соответствующей таможенной декларации в таможенной процедуре ИМ 40.

Сейчас такой нормы нет, однако таможенная стоимость иностранных товаров по-прежнему определяется, исходя из курсов валют, действующих на день подачи таможенной декларации в таможенной процедуре ИМ 40.

Дело в том, что согласно п. 2 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с Главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в п.3 ст.38 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 3 статьи 38 Таможенного Кодекса ЕАЭС вне зависимости от положений пункта 2 той же статьи таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру. То есть при перечисленных таможенных процедурах декларант в принципе не указывает таможенную стоимость и для целей её определения иностранные товары считаются ещё не ввезёнными на таможенную территорию ЕАЭС.

Таким образом, после завершения таможенной процедуры ТС путём помещения иностранных товаров, например, под таможенную процедуру ИМ 40, таможенная стоимость определяется, как на товары только что ввезённые на таможенную территорию ЕАЭС.

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Система таможенного контроля

Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.

Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.

Читайте также:  Кто имеет право на бесплатный проезд в 2023 году в Волгограде

Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.

В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.

Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).

При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.

Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.

  1. Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
  2. Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
  3. Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
  4. Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
  5. Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
  6. Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.

Существуют и другие факторы, которые влияют на формирование профиля риска. Система не стоит на месте, она совершенствуется, растет и число факторов, которые влияют на профиль риска. Внедрение системы СУР позволило сделать более прозрачными и предсказуемыми таможенные операции, добиться баланса между обеспечением безопасности и мерами, содействующими развитию торговли и партнерства таможни и бизнеса.

Не рекомендуем участникам ВЭД пытаться испытывать Систему управления рисками, нарушать таможенное законодательство. Если в ходе досмотра выявится незадекларированный или контрабандный товар, выяснится, что часть товара, находящегося под таможенным контролем, была выгружена, выявятся факты недостоверного декларирования, то в отношении участника ВЭД может быть возбуждено административное дело. Мы рекомендуем участникам ВЭД пользоваться услугами добросовестных декларантов, таможенных представителей, СВХ, таможенных складов.


Похожие записи: